Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:12, курсовая работа
Бюджетирование как составная часть управления предприятием в рыночных условиях становится сегодня обязательным для крупных фирм и холдингов, подавляющего большинства средних компаний и большого числа малых предприятий. Значимость бюджетирования понимается многими руководителями организаций, даже не имеющих специального образования. Однако, как показывает практика, бюджетирование часто используется для того, чтобы контролировать расходы подразделений или ряд значимых с точки зрения владельцев бизнеса и топ-менеджмента отдельных показателей (например, размер дебиторской задолженности).
Введение…………………………………………………………….….………....…2
Глава 1. Понятие, цель и задачи бюджетирования……………….…………..…..3
Понятие бюджетирования……………………………………..…...….3
Цель и задачи бюджетирования…………………………….….….….4
Глава 2. Преимущества и недостатки организации бюджетирования «сверху – вниз» и «снизу – вверх»………………………………..……..…..6
2.1. Бюджетирование организации принцип "снизу - вверх"…….………..6
2.2. Бюджетирование организации принцип "сверху - вниз"……….….....7
Глава 3.Преимущества и недостатки организации бюджетирования «с нуля» и «от достигнутого»………………………………………….………………….........10
Глава 4.Разработка бюджетной модели на примере компании ОАО "Техпром"……………………………………………………………………….…..14
4.1. Характеристика предприятия……………………………………….…..14
4.2. Бюджетная модель компании ОАО "Техпром………………….….…..16
Заключение………………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие, цель и
задачи бюджетирования……………….…………..…..
Глава 2. Преимущества и недостатки организации бюджетирования «сверху – вниз» и «снизу – вверх»………………………………..……..…..6
2.1. Бюджетирование организации принцип "снизу - вверх"…….………..6
2.2. Бюджетирование организации принцип "сверху - вниз"……….….....7
Глава 3.Преимущества и недостатки
организации бюджетирования «с нуля»
и «от достигнутого»………………………………………….
Глава 4.Разработка бюджетной
модели на примере компании ОАО "Техпром"………………………………………………………
4.1. Характеристика предприятия……………………………………….…..
4.2. Бюджетная модель компании ОАО "Техпром………………….….…..16
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы………………………………………………..
Приложение
Введение.
Бюджетирование как составная часть управления предприятием в рыночных условиях становится сегодня обязательным для крупных фирм и холдингов, подавляющего большинства средних компаний и большого числа малых предприятий. Значимость бюджетирования понимается многими руководителями организаций, даже не имеющих специального образования. Однако, как показывает практика, бюджетирование часто используется для того, чтобы контролировать расходы подразделений или ряд значимых с точки зрения владельцев бизнеса и топ-менеджмента отдельных показателей (например, размер дебиторской задолженности). Такие бизнесмены и менеджеры сужают возможности бюджетирования, так как при грамотном подходе бюджетирование может служить целям управления активами предприятия или определять инвестиционную привлекательность коммерческих проектов. И действительно, бюджет можно рассмотреть как план деятельности предприятия или подразделения в числовом выражении на определенный период времени. Точный и корректный бюджет является свидетельством того, что планы реальны и выполнимы, для их реализации достаточно ресурсов и все ответственные лица понимают, что необходимо сделать для достижения поставленных целей. И если раньше при растущем рынке огрехи в планировании не сказывались на результатах работы компании, то уже сейчас разработанный без детального бюджета план может стать причиной неверных выводов, а его реализация может привести к финансово невосполнимым потерям и даже к потере конкурентоспособности.
Глава 1. Понятие, цель и задачи бюджетирования.
Бюджет — схема доходов и расходов
определённого лица (семьи, бизнеса, организации,
государства и т. д.), устанавливаемая на
определённый период времени, обычно на
один год. Бюджет — это важнейшая концепция
как в микроэкономике, так и в макроэкономике (
Хорошо поставленная бюджетная
система очень важна для
В соответствии с этим назначение бюджетирования в самом общем виде – это основа:
● планирования деятельности и приятия управленческих решений;
● оценки всех аспектов финансового состояния организации;
● укрепление
финансовой дисциплины и подчинения
интересов отдельных
Цель бюджетирования:
1. Планирование - благодаря заранее определенным и утвержденным процедурам система позволяет планировать деятельность как непосредственно самой компании, так и ее многочисленных структурных подразделений;
2. Координация - система консолидирует в бюджет предприятия бюджеты его структурных единиц, проводит координацию оперативной деятельности организации и ее бюджетных единиц;
3. Авторизация - система
наделяет руководителя
4. Анализ исполнения и
последующий контроль - достигается
посредством сравнения
5. Мотивация - вовлечение большего числа сотрудников организации и всех ее структурных единиц в процессы планирования и контроля позволяет системе увеличить заинтересованность в финансово-хозяйственной деятельности компании и в конечном результате своего труда.
Бюджетирование выполняет следующие задачи:
1. Планирование наиболее важных аспектов деятельности предприятия; Текущий мониторинг деятельности организации;
2. Обеспечение
3. Распределение ответственности и делегирование полномочий;
4. Разработка и создание
базы, необходимой для качественной
оценки и последующего
Однако самой главной
задачей системы бюджетирования
является четко и логически обоснованное
планирование деятельности организации
с целью обеспечения
Глава 2. Преимущества и недостатки организации бюджетирования «сверху – вниз» и «снизу – вверх».
Внедрение и поддержание
системы бюджетирования в организации
невозможны без передачи сведений от
одного подразделения к другому.
Существует классическая схема
передачи информации:
· вертикальный (передача информации
между уровнями управления) информационный
уровень (конкретизация информации 30-40%);
· горизонтальный (передача
информации в пределах одного уровня)
информационный уровень (конкретизация
информации 70-80%).
Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п. К двум основным, "идеологически" отличным типам бюджета следует отнести бюджеты, построенные по принципу "снизу - вверх" и "сверху - вниз".
В системе бюджетирования
доминируют вертикальные информационные
потоки. Управляющие высшего уровня
в организации для подготовки
бюджетов не владеют информацией, которая
известна лишь менеджерам низкого уровня
и специалистам (такой, как перспективы
сбыта продукции, возможность закупки
сырья, нормы затрат на изготовление
единицы продукции, потребность
в оборудовании). Для передачи данной
информации необходимо, чтобы был
построен информационный поток по принципу
«снизу вверх». Руководство располагает
информацией о положении
2.1. Бюджетирование организации принцип "снизу - вверх".
Принцип "снизу - вверх" предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные "снизу" показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.
Этот вид бюджетирования широко распространен в России ввиду как
неопределенности перспектив развития рынка в целом, так и нежелания
руководства заниматься планированием .
2.2. Бюджетирование организации принцип "сверху - вниз".
Принцип "сверху - вниз" требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование "сверху - вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.
При передаче информации “сверху - вниз” информация дополняется, расширяется и также подвергается обработке в виде выделения существенных потоков для пользователей. При этом она приобретает избыточность, что также не способствует выработке правильных управленческих решений. При сборе исходной информации предусматривается ответственность структурных подразделений по предоставлению информации с целью взаимосвязи необходимых показателей.
В целом бюджетирование "сверху - вниз" является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.
Подход "снизу - вверх \сверху
- вниз" является самым сбалансированным
и позволяет избежать негативных последствий
двух своих предшественников. При таком
подходе, высшее руководство дает общие
директивы относительно целей компании,
а руководители нижнего и среднего звена
подготавливают бюджет, направленный
на достижение целей компании.
Применение бюджетирования
эффективно в таких областях управления,
как:
- в области финансового менеджмента
этот метод является единственным средством,
при помощи которого можно заранее сформировать
достаточно ясное представление о структуре
бизнеса предприятия, регулировать объем
расходов в пределах, соответствующих
общему притоку денежных средств, определить,
когда и на какую сумму должно быть обеспечено
финансирование;
- в области управления коммерческой
деятельностью этот метод вынуждает руководителей
систематически заниматься маркетингом
(изучать свою продукцию и рынки сбыта)
для разработки более точных прогнозов,
что способствует лучшему знанию ситуации
на предприятии; определять наиболее целесообразные
и эффективные коммерческие мероприятия;
- в области организации общего
управления этот метод четко определяет
значение и место каждой функции (коммерческой,
производственной, финансовой, административной
и т.д.), осуществляемой на предприятии,
и позволяет обеспечить должную координацию
деятельности всех служб управления предприятием,
заставляет эти службы действовать совместно
для достижения утвержденных в бюджете
результатов;
- в области управления затратами
этот метод способствует более экономичному
расходованию средств производства, материальных
и финансовых ресурсов и обеспечивает
контроль расходов в зависимости от той
определенной цели, для которой они производятся,
в соответствии с полученными от руководства
разрешениями;
- в области общей стратегии
развития предприятия этот метод является
средством количественной оценки деятельности,
независимой от эмоционального восприятия
руководителей, непосредственно отвечающих
за достижение поставленных целей, и сигнализирует
руководству предприятия о неблагоприятных
изменениях ситуации путем сообщения
об отклонениях фактических результатов
от прогнозных показателей.
Глава 3. Преимущества и недостатки организации бюджетирования «с нуля» и «от достигнутого».
При рассмотрении бюджета как инструмента управления можно выделить следующие функции:
- планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
- координация различных видов
деятельности и отдельных
- стимулирование руководителей
всех рангов в достижении
- контроль текущей деятельности,
обеспечение плановой
- оценка;
- обучение;
Для наглядного представления рассмотрим каждую из перечисленных функций.2
Информация о работе Разработка бюджетной модели на примере компании ОАО "Техпром"