Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:52, контрольная работа
Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и
управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации
и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и
практики управления к региональному уровню социально-экономического
развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию
регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом,
понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику,
автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными
образованиями (районами, городами и т. д.).
Введение...............................3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции..5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона..............................8
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов..................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.............13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов....19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..........26
Заключение.............................35
Список использованной литературы....................37
Содержание.
Введение......................
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции..5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона.......................
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов..................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.............13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов....19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..........26
Заключение....................
Список использованной литературы....................
1. Введение.
Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и
управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации
и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и
практики управления к региональному уровню социально-экономического
развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию
регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом,
понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику,
автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными
образованиями (районами, городами и т. д.).
Актуальность решения проблемы региональных финансов определяется не только
формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и
невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей
универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой
дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих
регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).
Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде
теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и
территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в
том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет
формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к
управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том
числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой
политики.
В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций,
особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом
развитии региона, а также принципов формирования статей доходов и расходов
региональных бюджетов.
Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика,
автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными
образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.
Во второй части работы представлен анализ финансовых ресурсов Вологодской
области.
1. Сущность и роль региональных финансов.
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.
Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к
определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия
конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке
пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых
операций, производящихся между региональными институциональными единицами:
домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги,
делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию,
финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и
предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют
его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и
финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных
единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и
отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется
некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми
институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране
финансовых ресурсов.
В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных
финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и
безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения
потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг,
устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и
социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой
«слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы.
Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой
системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются
теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их
роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на
данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры
государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы
распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и
институтов местного самоуправления. [9, 333 с.]
Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих
важнейших частей:
- ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования
экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов
развития соответствующих территорий);
- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных
средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в
собственности соответствующих субъектов хозяйствования);
- ресурсы внебюджетных фондов;
- кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур
(используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и
капиталовложений);
- дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для
покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из
федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).
Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы
всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.
Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют
как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная
(финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации);
муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц,
прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы
традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная
система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к
категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и
физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных
или местных органов власти, однако в значительной степени также являются
объектом управления, объектом региональной финансовой политики через
инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер,
финансирования.
Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона
находятся на одной и той же территории и исходят
из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное
для условий многоукладного рыночного хозяйства, не
должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении
местных социально-экономических проблем. Разница
лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из
подсистем. Единое поле деятельности всех финансов
региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами
— улучшение экономической и социальной ситуации
в регионе.
Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется
через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
1. Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования
хозяйствующими субъектами государственных средств.
2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд
региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются
большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие
общества.
3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от
производителей в иные сферы хозяйства.
Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических
отношений, посредством которой национальный доход распределяется и
перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона.
В условиях отказа от планово-директивных методов управления (в том числе и
на территориальном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала
хозяйствования финансовые инструменты становятся основным рычагом
воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль
региональных финансов в процессе управления социально-экономическим
развитием территорий резко повышается.
Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-
экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию
производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те
отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и
долговременных задач функционирования регионального хозяйственного
комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимыми жизненными
ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в
состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь
гарантированный минимальный доход. [9, 337 с.]
Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной
политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты
финансирование части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-
коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.
Региональные финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-
экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых
ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий,
также осуществляется через финансовую систему региона.
Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического
развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов,
направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия
для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и
экономических проблем региона.
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов.
Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты.
Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое
произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных
финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть
финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие
региона.
Региональный бюджет — форма образования и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам
ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных
образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме
законов субъектов Российской Федерации.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов
Российской Федерации относятся:
1. установление порядка составления и рассмотрения проектов
региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за
их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об
исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
2. составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и
консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение,
осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении
региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
3. распределение доходов от региональных налогов и сборов,
иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными
бюджетами;
4. определение порядка направления в региональный бюджет
доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от
налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
5. разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным
и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
6. установление совместно с федеральными органами власти
порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным
бюджетам;
7. определение порядка и условий предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным
бюджетам;
8. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из
регионального бюджета местным бюджетам;
9. установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;