Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:52, контрольная работа
Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и
управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации
и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и
практики управления к региональному уровню социально-экономического
развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию
регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом,
понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику,
автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными
образованиями (районами, городами и т. д.).
Введение...............................3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции..5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона..............................8
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов..................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.............13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов....19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..........26
Заключение.............................35
Список использованной литературы....................37
10. определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних
заимствований субъектов Федерации;
11. осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта
Федерации и управление государственным
долгом субъекта Федерации.
Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен
придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным
бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации
нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные
бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. [10, 154 с.]
В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно
применять специальные управленческие классификации, согласно которым
бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко
распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две
составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются
расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность,
например, расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно
действующих хозяйственных структур.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем
поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании
инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько регион окажется в
состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для
отчисления в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой
финансовых возможностей региона и свидетельствует о долгосрочной
платежеспособности при привлечении займов и кредитов.
К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы,
направляемые на совершенствование региональной экономики (в т.ч. расходы на
проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и
инвестиционные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и
субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые
операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления
в резервные фонды и изъятия из этих фондов.
Подобная структура, несмотря на определенную степень условности, позволяет
четко определять и корректировать деятельность по основным направлениям
развития.
Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического
развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз
долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на
основе данных социально-экономического развития территории за последний
отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического
развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития
экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует
составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического
развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета должно
вызывать соответствующее изменение основных характеристик проекта бюджета.
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.
Доходы бюджета. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в
безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в
распоряжение органов государственной власти субъектов РФ
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов
доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Налоговые доходы
региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за
счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.
Налоговый кодекс РФ к собственным региональным налогам и сборам относит:
налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог,
транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также
региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на
недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на
имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Одновременно Федеральным бюджетом на 2002 г. установлено, что в региональные
бюджеты зачисляется часть поступлений от таких федеральных налогов, как
налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с
физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги),
производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт
из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку
иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а
также платежей за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами и от
некоторых других налогов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими;
доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодическим
пересмотрам.
В соответствии с положениями «Программы развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации» к 2005 г. в региональные бюджеты должно зачисляться 20%
общего объема поступлений налога на добычу общераспространенных полезных
ископаемых, 50%акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия,
100% прочих акцизов, 50% налогов на доходы физических лиц, 61% налога на
прибыль предприятий, 100% транспортного налога, 40% налога с продаж, 80%
налога на игорный бизнес, 50% экологических платежей.
К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:
1. средства, получаемые от продажи регионального имущества;
2. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за
сдачу во временное владение и пользование или во временное
пользование имущества, находящегося в собственности региона;
3. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на
счетах в кредитных организациях;
4. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося
в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
5. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим
бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и
платной основах;
6. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов
по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
7. часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после
уплаты налогов и иных обязательных платежей;
8. другие предусмотренные законодательством Российской
Федерации доходы от использования имущества, находящегося в
региональной собственности;
9. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.
В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления
от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств
иностранных государств. [10, 160 с.]
В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным
расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств
между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации,
связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской
Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей
доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенными законом о
бюджете.
Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по
нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов
Федерации.
Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и
субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит
учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих
средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом
регионального бюджета.
С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на
постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из
налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации,
значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата
от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и
природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные
средства, доходы от продажи имущества и др.
В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные
поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета,
направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части
бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами
представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части
регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета
представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных
вложений.
Расходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды
расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:
1. обеспечение функционирования органов представительной и
исполнительной власти субъектов Федерации;
2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
3. проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;
4. обеспечение реализации региональных целевых программ;
5. формирование государственной собственности субъектов Федерации;
6. осуществление международных и внешнеэкономических
связей субъектов Федерации;
7. содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций,
находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
8. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов
Федерации;
9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых на муниципальный уровень;
11. компенсация дополнительных расходов, возникших в результате
решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации,
приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов
местных бюджетов;
12. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий
субъектов Федерации.
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов
Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие
функциональные виды расходов: государственная поддержка отраслей
промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и
строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства,
автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства,
метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение
противопожарной безопасности; научно-исследовательские, опытно-
конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-
технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение
охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных
ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной
инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в
соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение
деятельности средств массовой информации; прочие расходы, находящиеся в
совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и
муниципальных образований. [10, 166 с.]
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней вышеуказанных
расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов
власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о
бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта
Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории
данного субъекта Федерации.
Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на
текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации
расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов — представляют собой часть
расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную
деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые
юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой,
средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные
цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные
расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении
которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности
субъекта Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может
формироваться бюджет развития.
К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее
функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений,
оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме
дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие
расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с