Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:57, реферат
Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансирования общегосударственных, региональных и муниципальных мероприятий по регулированию экономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране обществ, порядка, упрочению национальной безопасности и др. Бюджетные отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и т.д.
ВВЕДЕНИЕ________________________________________________ 3
1. Экономическая сущность региональных бюджетов___ 4
2. Формирование регионального бюджета на примере бюджета Тамбовской области______________
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ___ 19
МОСКОВСКАЯ
ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛНАЯ
АКАДЕМИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛАМИ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
По специальности «Финансы и кредит»
По дисциплине: «Бюджетная система»
На
тему: «Региональный бюджет»
Работа выполнена
студенткой группы Фф-07-3,5
Ивановой Г.Ю.
Научный
Руководитель
Тамбов 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ______________________ |
3 |
1. Экономическая сущность региональных бюджетов___ | 4 |
2. Формирование регионального бюджета на примере бюджета Тамбовской области______________ | 11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________ |
18 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ___ | 19 |
Введение
Региональные бюджеты играют значительную роль в экономике субъектов федерации. Региональные бюджеты составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов власти региона, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.
Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансирования общегосударственных, региональных и муниципальных мероприятий по регулированию экономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране обществ, порядка, упрочению национальной безопасности и др. Бюджетные отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и т.д.
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Учитывая важность региональных бюджетов в жизни регионов РФ, рассмотрим подробнее их законодательную базу, структуру, принципы формирования, а также роль органов регионального управления в формировании и использовании этих средств.
Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система. Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня. Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году – длится с 1 января по 31 декабря.
Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральными законами от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российский Федерации» и от 8 августа 2001 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Исследование
принципа федерализма применительно
к категории «региональный
Относительно понятия «региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более того - данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.
Современные ученые-экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:
-
денежные отношения (то есть
как финансовую категорию
-
фонд денежных средств,
- плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).
Соответственно
определение термина «
Как известно, региональными называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.
Как
финансовая категория региональный
бюджет обусловлен тем, что выполнение
социальной, политической и экономической
функций любого административно-
Таким образом, финансовая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.
Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.
Признание
регионального бюджета в