Роль и функции ЦБ РФ в реализации денежно-кредитной политики в условиях мирового финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:22, курсовая работа

Описание

Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………5

Глава 1. Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования
1.1. Основные цели денежно-кредитного регулирования………………………7
1.2. Объекты регулирования и механизм реализации денежной программы….9

Глава 2. Роль и функции Банка России в реализации денежно-кредитной политики
2.1. История становления Государственного банка в России…………………17
2.2. Функции Банка России в реализации денежно-кредитной политики……20
2.3. Основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России…..26

Глава 3. Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе
(в условиях мирового финансового кризиса)
3.1. Реализация денежно-кредитной политики в 2009 г…………………….....31
3.2. Принципы денежно-кредитной политики Банка России на
среднесрочную перспективу 2010-2012 годов…………………………………34

Заключение…………………………………………………………………….....38
Список используемой литературы……………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………........41

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

      Принципы  денежно-кредитной политики, представленные в проекте Основных направлений, недостаточно четко прописаны. Можно  констатировать, что в отношении  среднесрочной перспективы они подменяются прямым перечислением целей (усиление акцента на удержание инфляции на траектории ее последовательного снижения), задач (корректировка политики на основе учета широкого спектра макроэкономических индикаторов) и мер, которые Банк России предполагает реализовывать в среднесрочной перспективе (сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, развитие инструментов рефинансирования и т.д.). В связи с недостаточно четкой формулировкой отсутствует разделение принципов денежно-кредитной политики на краткосрочный и среднесрочный периоды, что было бы обоснованно в связи со сложностью прогнозирования развития экономики, особенно в период выхода из финансово-экономического кризиса.

      Совершенствование денежно-кредитной политики предполагает полный и всесторонний учет не только внешних, но и внутренних условий функционирования российской экономики. Многие внутренние аспекты функционирования денежно-кредитной системы освещены недостаточно. В частности, следует уделить больше внимания росту доли просроченной задолженности в балансах банков, показав динамику развития этого процесса, предпринятые меры и дальнейшие планы.

      Влияние российской банковской системы на экономический  рост в последние три года принципиально  возросло. В условиях финансового  кризиса поддержка внутреннего спроса (а сегодня данная задача выдвигается в качестве ключевой в правительственной антикризисной стратегии и в других предложениях) также во многом будет определяться развитием банковской системы. Финансово-экономический кризис показал, что для поступательного развития российской экономики необходима четкая и активная кредитная политика, основывающаяся на государственной политике развития реального сектора экономики страны. В этой связи Комитеты указываеют на необходимость усиления действий Банка России по созданию условий роста кредитной активности банковского сектора, как за счет инструментов рыночного регулирования, так и регулятивным воздействием на процентные ставки. Следует более четко обозначить роль Банка России в проведении контрциклической денежно-кредитной политики.

      Комитеты  отмечают, что представленный проект, являясь документом, согласованным  с Правительством Российской Федерации, слабо отражает связь денежно-кредитной  политики с другими направлениями  экономической политики.

      Положительным отличием рассматриваемых Основных направлений от предыдущих является то, что обозначение периода 2010-2012 годов как периода постепенного перехода к политике инфляционного  таргетирования подкреплено реальными  мерами по заявленному переходу.

      Так, впервые Банк России не указывает  в качестве целей поддержание  стабильности курса рубля. В проекте  Основных направлений отмечается, что  динамика курса рубля в среднесрочной  перспективе будет зависеть от движения капитала и баланса операций внешнеэкономической деятельности. Курсовая политика Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на сглаживание значительной волатильности курса рубля и постепенному переходу к свободному курсообразованию как одному из условий для реализации денежно-кредитной политики на основе инфляционного таргетирования.

      В связи с этим не указывается диапазон изменения реального эффективного курса рубля, что должно заставить  экономических агентов в большей  степени ориентироваться на процентные ставки, устанавливаемые Банком России. Как результат этого эффективность процентной политики будет постепенно возрастать.

      Для перехода к полномасштабному введению таргетирования инфляции в практику формулирования и реализации денежно-кредитной  политики Банк России предполагает развивать систему прогнозирования и анализа денежно-кредитной политики, использовать методы моделирования макроэкономических процессов. При этом особое значение придается обеспечению прозрачности проведения денежно-кредитной политики путем разъяснения общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер. 

      Заключение

      Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

      Главными  задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны, особенно в условиях кризиса.

      Денежно-кредитное  регулирование, осуществляемое центральным банком РФ, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

      Главным направлением деятельности центральных  банков является регулирование денежного обращения.

      Одно  из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

      Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную  цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы  коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.

      Преимущества  кредитно-денежной политики состоят  в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

      С целью ослабления удара финансового  кризиса по банковскому сектору  Банк России применял различные инструменты денежно-кредитной политики, в том числе рыночные инструменты рефинансирования. Банкам была предоставлена возможность получать кредиты без обеспечения и под залог нерыночных активов (векселей, прав требования по кредитным договорам). Серьезное положительное влияние оказало смягчение требований по нормативам обязательного резервирования. В качестве дополнительного канала предоставления ликвидности в 2009 году Минфином России совместно с Банком России проводились аукционы по размещению временно свободных бюджетных средств на депозитах коммерческих банков. Однако, как отмечается в проекте Основных направлений, потенциал данного инструмента в 2010-2012 годах ограничивается параметрами федерального бюджета.

      Данная  политика была своевременной и позволила банковской системе пройти острую фазу кризиса со значительно меньшими потерями, чем это можно было бы ожидать. Такой результат был достигнут, в том числе, и за счет  финансовой помощи со стороны федерального бюджета.

      Для перехода к полномасштабному введению таргетирования инфляции в практику формулирования и реализации денежно-кредитной политики Банк России предполагает развивать систему прогнозирования и анализа денежно-кредитной политики, использовать методы моделирования макроэкономических процессов. При этом особое значение придается обеспечению прозрачности проведения денежно-кредитной политики путем разъяснения общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.

      Список  используемой литературы:

  1. Бюджетный кодекс РФ – М.:ТК Велби,Проспект, 2007 г.
  2. Конституция РФ
  3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2010 г. №86-ФЗ
  4. Федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
  5. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", ст. 3
  6. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг", ст. 11
  7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "О почтовой связи"
  8. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992г., ст. 4
  9. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", ст. 1
  10. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст.2
  11. Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-I "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", ст. 15
  12. Закон РФ от 20 февраля 1992 г "О товарных биржах и биржевой торговле"
  13. Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами"
  14. Поляков В.П.,  Л.А. Московкина. Основы денежного  обращения  и кредита. -   М., "Инфра-М" 1996. – 406 с.
  15. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
  16. Экономическая теория / Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004. – 637 с.
  17. Харрис Л. Денежная теория - М., 1990. – 152 с.
  18. Официальный сайт Банка России – www.cbr.ru
  19. http://institutiones.com/general/1158-mirovoj-finansovyj-krizis.html
  20. http://www.vopreco.ru/rus/year.files/n1_2010.html#top
  21. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81547
  22. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/01/26/178500
 

Приложение  №1: 
 
 
 

Рис.1. Варианты денежной политики: а – относительно жесткая; б – относительно гибкая. 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Денежно-кредитная политика и модель AD-AS. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №2:

«Передаточный механизм денежно-кредитной политики». 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №3: 
 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №4: 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №5: 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №6: 

  
 
 
 

      

Информация о работе Роль и функции ЦБ РФ в реализации денежно-кредитной политики в условиях мирового финансового кризиса