Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические основы бюджетного планирования……………….4
Сущность и необходимость бюджетного планирования………………4
Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики……………………………………………………………...9
Глава 2 Структура Бюджетного планирования……………………..……….20
2.1 Анализ структуры бюджетного планирования…………………………..20
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета……..…………………….27
Глава 3 Совершенствование бюджетного планирования и
прогнозирования……………………………………………………………….30
2.2 Проблемы и недостатки Бюджетного планирования и прогнозирования …………………………………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………..34
государственного бюджета других налогов поступило в сумме 10242,3 млн.
сомов.
В 2008г. доля неналоговых поступлений по сравнению с 2007г.
увеличилась на 2,5 процента и составила 20 процентов (8154,8 млн. сомов).
Основную долю неналоговых поступлений составляют доходы от продажи
товаров и оказания услуг (58,3 процента).
Доля полученных официальных трансфертов в доходах бюджета, по
сравнению с 2007г., снизилась на 2 процента, составив при этом 3 процента
(1399,8 млн. сомов), а поступления
от продажи нефинансовых
напротив возросли на 1,1 процента и определились на уровне 2,4 процента
(1116,8 млн. сомов).
Государственный бюджет республики по расходам (включая
расходы на приобретение нефинансовых активов) исполнен в сумме 45031,7
млн. сомов, из них 36944 млн. составили операционные расходы, 1564,7 млн.
сомов - расходы на приобретение нефинансовых активов.
Объем расходов по сравнению с 2007г. возрос на 9172,3 млн. сомов,
или на 25,6 процента. Доля расходов к ВВП составила 24,3 процента.
Приоритетным направлением
использования средств
бюджета в 2008г. являлась социально-культурная сфера и государственные
службы общего назначения, оборона, общественный порядок и безопасность.
По сравнению с 2007г. увеличилась доля расходов на государственные
службы общего назначения, оборону, общественный порядок и безопасность
на 4 процента, составив треть в общем объеме расходов, охрану окружающей
среды, соответственно, на 0,7 процента и 1,1 процента. Наряду с этим,
уменьшилась доля расходов на социально-культурную сферу на 1,9
процента, составив в общих расходах 59,7 процента, государственных услуг,
связанных с экономической деятельностью, соответственно, на 2,9 процента
и 6,1 процента.
В 2008г. расходы в социально-культурную сферу увеличились на 21,6
процента, или на 3921,2 млн. сомов и составили 22085,6 млн. сомов.
Наибольший объем ассигнований направлялся на образование – 9616,6 млн.
сомов (26 процентов) и социальную защиту – 4659,2 млн. сомов (12,6
процента). В здравоохранение направлено 4376,2 млн. сомов (11,8 процента),
на жилищно-коммунальные услуги – 2303,1 млн. (6,2 процента), отдых,
культуру и религию – 1130,6 млн. сомов (3,1 процента).
В расходах на государственные службы общего назначения, оборону,
общественный порядок и безопасность, достигших к концу 2008г. 12215,4
млн. сомов, ассигнования на государственные службы общего назначения
составляли 55,3 процента, или 6754,5 млн. сомов, оборону – 14,5 процента
(1774,8 млн.), общественный порядок и безопасность – 30,2 процента (3686,1
млн. сомов). В целом же расходы на государственные службы общего
назначения, оборону, общественный порядок и безопасность по сравнению с
2007г. увеличились на 42,7 процента, или на 3655,2 млн. сомов.
Если в 2007г. по сравнению с 2006г. на государственные услуги,
связанные с экономической деятельностью было выделено бюджетных
средств в 2,1 раза больше, то в 2008г. на эту статью было направлено 2243,3
млн. сомов, что на 15 процентов меньше, чем в 2007г.
В расходах государственного бюджета на долю бюджетных средств
пришлось 90,7 процента, или 40832,2 млн. сомов, специальных средств – 9,3
процента (4199,5 млн. сомов). Из бюджетных средств 34,4 процента, или
14043,4 млн. сомов направлено на оплату труда, 27,2 процента (11098,9 млн.)
- использование товаров и услуг, 17,7 процента (7211,2 млн.) - приобретение
нефинансовых активов, 11,0 процента (4469,2 млн.) - выплату социальных
пособий, 3,4 процента (1395,0 млн.) - предоставление субсидий, 3,3 процента
(1370,8 млн.) - выплату процентов, 2,7 процента (1107,1 млн.) - другие
расходы, 0,3 процента (136,5 млн. сомов) - на гранты.
Доходы республиканского бюджета (включая поступления от продажи
нефинансовых активов) в 2008г. исполнены в объеме 39931 млн. сомов,
увеличившись по сравнению с 2007г. на 27,1 процента. На долю налоговых
поступлений пришлось 77,7 процента всех доходов (увеличение на 3,7
процента), неналоговых - 17,0 процента (снижение на 2,5 процента).
Основной объем налоговых поступлений обеспечен за счет налога на
добавленную стоимость – 53,3 процента, неналоговых платежей – доходов от
продажи товаров и оказания услуг – 57,6 процента.
В 2008г. расходы республиканского бюджета (включая расходы на
приобретение нефинансовых активов) составили 38643,8 млн. сомов, что на
23,5 процента больше, чем в 2007г.
В расходах основной объем средств направлен на финансирование
государственных служб общего назначения, обороны, общественного
порядка и безопасности - 52,1 процента и социально-культурной сферы -
40,2 процента. Кроме того, на государственные услуги, связанные с
экономической деятельностью, использовано 6,5 процента, охрану
окружающей среды – 1,2 процента всех средств.
В 2008г. доходы местных бюджетов (включая поступления от
продажи нефинансовых активов) определились в размере 12574,1 млн. сомов,
что в 1,5 раза больше, чем в 2007г., расходы (включая расходы на
приобретение нефинансовых активов) – 12296,6 млн. сомов, или в 1,4 раза
больше.
На долю налогов пришлось 38,9 процента всех поступлений,
официальных трансфертов - 47,0, неналоговых платежей - 10,7, от продажи
нефинансовых активов - 3,4 процента.
В налоговых поступлениях преобладала доля налога с продаж и за
оказание платных услуг – 31 процент, налогов на доходы, уплачиваемые
физическими лицами – 28 процентов, а в неналоговых поступлениях - доля
доходов от продажи товаров и оказания услуг – 60,8 процента.
В социально-культурную сферу направлено 83,1 процента расходов
местных бюджетов, государственные службы общего назначения, оборону,
общественный порядок и безопасность – 15,2 процента, на государственные
услуги, связанные с экономической деятельностью – 1,7 процента.
2.2 Анализ и контроль за
Контроль – продолжение
планирования, сопровождающее процесс
реализации планов. Контроль в экономическом
смысле – это наблюдение и управление,
но поскольку эффективное
Контроль – это инструмент для руководства предприятием, охватывающий всю деятельность и обеспечивающий достижение цели, намеченной перспективными планами. Контроль предполагает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия в части как доходов, так и расходов, анализ выявленных отклонений от запланированных показателей.
Контроль за исполнения
бюджета предприятия
Оперативный контроль достигается посредством запроса необходимой информации от подразделений предприятия и направлен на скорейшее
выявление изменений жизненно важных показателей деятельности предприятия (объем реализации, прибыль).
Рис. 5. Схема осуществления контроля в области бюджетирования
Оперативный контроль осуществляется на основе ежемесячных планов доходов и расходов, которые разрабатываются на основе утвержденного бюджета предприятия на год с конкретизацией основных статей.
В ежемесячном плане доходов и расходов уточняются как доходная, так и расходная части исходя из информации, поступившей от подразделений
предприятия на последнее число, и устанавливается баланс этих частей. Методика его формирования аналогична методике формирования бюджета. Ежемесячный план разрабатывается за 1 – 2 дня до начала планируемого месяца и утверждается директором предприятия. Утверждение плана доходов и расходов – основание для осуществления платежей и обязательств для всех служб предприятия. Ежедневный контроль за исполнением плана доходов – расходов ведется по данным финансовой службы, представленным в информационном массиве, посредством которого оперативно доводятся сведения до руководителей предприятия о фактическом финансовом состоянии на текущую дату.
В течение месяца отслеживается выполнение плановых заданий (лимитов) по статьям доходов и расходов с расчетом отклонений. При невыполнении доходной части бюджета особое внимание уделяется очередности расходов: своевременному внесению платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, погашению банковских ссуд и процентов по ним, оплате энергоносителей, выплате заработной платы.
Для эффективного управления ежеквартально составляется прогноз выполнения бюджета предприятия, чтобы информировать руководство в течение финансового года о том, какое воздействие на ключевые показатели оказывают последние события, не предусмотренные бюджетом.
При необходимости
руководство предприятия
Менеджеры предприятия
при оценке результатов и
Своевременный контроль и корректировка исполнения бюджета возможны лишь при эффективной организации системы управления бюджетированием.
Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор (вице–президент по финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.
Кроме этого создается комитет по бюджету (см. рис. 6).
Комитет по бюджету
– это составленная из руководителей
верхнего звена консультативная
группа, которая может включать и
внешних консультантов. Комитет
по бюджету – это постоянно
действующий орган, который занимается
тщательной проверкой стратегических
и финансовых планов, дает рекомендации,
разрешает разногласия и
Руководство по бюджету
– это набор инструкций, отражающих
политику, организационную структуру
предприятия, разделение прав, обязанностей
и ответственности
Глава 3 Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования
3.1 Проблемы и недостатки Бюджетного планирования и прогнозирования
Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:
Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки
концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по
их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по
повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по
совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством
населению, которые намечены в программных документах по
реформированию
Под прямым результатом в этом случае будем понимать объем предоставляемых государством товаров и услуг. К примеру, показателями непосредственных результатов являются такие, как количество учеников, которым предоставлены образовательные услуги по заданной программе; количество пролеченных в соответствии с установленными стандартами пациентов и т.п.
Показатели же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования, снижение смертности от отдельных заболеваний, снижение уровня преступности, повышение безопасности дорожного движения и т.п.).
Измерение
результатов деятельности получателей
бюджетных средств наиболее целесообразно
осуществлять на основе показателей
прямых результатов (хотя из этого правила
могут быть исключения). В то же время
главные распорядители
Информация о работе Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования