Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические основы бюджетного планирования……………….4
Сущность и необходимость бюджетного планирования………………4
Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики……………………………………………………………...9
Глава 2 Структура Бюджетного планирования……………………..……….20
2.1 Анализ структуры бюджетного планирования…………………………..20
2.2 Анализ и контроль за выполнением бюджета……..…………………….27
Глава 3 Совершенствование бюджетного планирования и

прогнозирования……………………………………………………………….30

2.2 Проблемы и недостатки Бюджетного планирования и прогнозирования …………………………………………………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………..34

Работа состоит из  1 файл

курсовая-бюдж.планирование-прогнозирование.docx

— 69.05 Кб (Скачать документ)

государственного бюджета  других налогов поступило в сумме 10242,3 млн.

сомов.

В 2008г. доля неналоговых поступлений  по сравнению с 2007г.

увеличилась на 2,5 процента и составила 20 процентов (8154,8 млн. сомов).

Основную долю неналоговых  поступлений составляют доходы от продажи

товаров и оказания услуг (58,3 процента).

Доля полученных официальных  трансфертов в доходах бюджета, по

сравнению с 2007г., снизилась  на 2 процента, составив при этом 3 процента

(1399,8 млн. сомов), а поступления  от продажи нефинансовых активов,

напротив возросли на 1,1 процента и определились на уровне 2,4 процента

(1116,8 млн. сомов).

Государственный бюджет республики по расходам (включая

расходы на приобретение нефинансовых активов) исполнен в сумме 45031,7

млн. сомов, из них 36944 млн. составили  операционные расходы, 1564,7 млн.

сомов - расходы на приобретение нефинансовых активов.

Объем расходов по сравнению  с 2007г. возрос на 9172,3 млн. сомов,

или на 25,6 процента. Доля расходов к ВВП составила 24,3 процента.

Приоритетным направлением использования средств государственного

бюджета в 2008г. являлась социально-культурная сфера и государственные

службы общего назначения, оборона, общественный порядок и  безопасность.

По сравнению с 2007г. увеличилась  доля расходов на государственные

службы общего назначения, оборону, общественный порядок и  безопасность

на 4 процента, составив треть  в общем объеме расходов, охрану окружающей

среды, соответственно, на 0,7 процента и 1,1 процента. Наряду с этим,

уменьшилась доля расходов на социально-культурную сферу на 1,9

процента, составив в общих  расходах 59,7 процента, государственных  услуг,

связанных с экономической  деятельностью, соответственно, на 2,9 процента

и 6,1 процента.

В 2008г. расходы в социально-культурную сферу увеличились на 21,6

процента, или на 3921,2 млн. сомов и составили 22085,6 млн. сомов.

Наибольший объем ассигнований направлялся на образование – 9616,6 млн.

сомов (26 процентов) и социальную защиту – 4659,2 млн. сомов (12,6

процента). В здравоохранение  направлено 4376,2 млн. сомов (11,8 процента),

на жилищно-коммунальные услуги – 2303,1 млн. (6,2 процента), отдых,

культуру и религию  – 1130,6 млн. сомов (3,1 процента).

В расходах на государственные  службы общего назначения, оборону,

общественный порядок  и безопасность, достигших к концу 2008г. 12215,4

млн. сомов, ассигнования на государственные службы общего назначения

составляли 55,3 процента, или 6754,5 млн. сомов, оборону – 14,5 процента

(1774,8 млн.), общественный порядок  и безопасность – 30,2 процента (3686,1

млн. сомов). В целом же расходы на государственные службы общего

назначения, оборону, общественный порядок и безопасность по сравнению  с

2007г. увеличились на 42,7 процента, или на 3655,2 млн. сомов.

Если в 2007г. по сравнению  с 2006г. на государственные услуги,

связанные с экономической  деятельностью было выделено бюджетных

средств в 2,1 раза больше, то в 2008г. на эту статью было направлено 2243,3

млн. сомов, что на 15 процентов  меньше, чем в 2007г.

В расходах государственного бюджета на долю бюджетных средств

пришлось 90,7 процента, или 40832,2 млн. сомов, специальных средств  – 9,3

процента (4199,5 млн. сомов). Из бюджетных средств 34,4 процента, или

14043,4 млн. сомов направлено  на оплату труда, 27,2 процента (11098,9 млн.)

- использование товаров  и услуг, 17,7 процента (7211,2 млн.) - приобретение

нефинансовых активов, 11,0 процента (4469,2 млн.) - выплату социальных

пособий, 3,4 процента (1395,0 млн.) - предоставление субсидий, 3,3 процента

(1370,8 млн.) - выплату процентов, 2,7 процента (1107,1 млн.) - другие

расходы, 0,3 процента (136,5 млн. сомов) - на гранты.

Доходы республиканского бюджета (включая поступления от продажи

нефинансовых активов) в 2008г. исполнены в объеме 39931 млн. сомов,

увеличившись по сравнению  с 2007г. на 27,1 процента. На долю налоговых

поступлений пришлось 77,7 процента всех доходов (увеличение на 3,7

процента), неналоговых - 17,0 процента (снижение на 2,5 процента).

Основной объем налоговых  поступлений обеспечен за счет налога на

добавленную стоимость – 53,3 процента, неналоговых платежей – доходов от

продажи товаров и оказания услуг – 57,6 процента.

В 2008г. расходы республиканского бюджета (включая расходы на

приобретение нефинансовых активов) составили 38643,8 млн. сомов, что  на

23,5 процента больше, чем  в 2007г.

В расходах основной объем  средств направлен на финансирование

государственных служб общего назначения, обороны, общественного

порядка и безопасности - 52,1 процента и социально-культурной сферы -

40,2 процента. Кроме того, на государственные услуги, связанные  с

экономической деятельностью, использовано 6,5 процента, охрану

окружающей среды – 1,2 процента всех средств.

В 2008г. доходы местных бюджетов (включая поступления от

продажи нефинансовых активов) определились в размере 12574,1 млн. сомов,

что в 1,5 раза больше, чем  в 2007г., расходы (включая расходы  на

приобретение нефинансовых активов) – 12296,6 млн. сомов, или в 1,4 раза

больше.

На долю налогов пришлось 38,9 процента всех поступлений,

официальных трансфертов - 47,0, неналоговых платежей - 10,7, от продажи

нефинансовых активов - 3,4 процента.

В налоговых поступлениях преобладала доля налога с продаж и за

оказание платных услуг  – 31 процент, налогов на доходы, уплачиваемые

физическими лицами – 28 процентов, а в неналоговых поступлениях - доля

доходов от продажи товаров  и оказания услуг – 60,8 процента.

В социально-культурную сферу  направлено 83,1 процента расходов

местных бюджетов, государственные  службы общего назначения, оборону,

общественный порядок  и безопасность – 15,2 процента, на государственные

услуги, связанные с экономической  деятельностью – 1,7 процента.

 

2.2 Анализ и контроль за выполнением  бюджета

Контроль – продолжение  планирования, сопровождающее процесс  реализации планов. Контроль в экономическом  смысле – это наблюдение и управление, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий  по реализации этих целей, то контроль содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению. Задачи контроля состоят в том, чтобы  путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимых действий (принципиальная схема осуществления контроля в области бюджетирования представлена ниже на рис. 5.).

Контроль – это инструмент для руководства предприятием, охватывающий всю деятельность и обеспечивающий достижение цели, намеченной перспективными планами. Контроль предполагает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия в части как доходов, так и расходов, анализ выявленных отклонений от запланированных показателей.

Контроль за исполнения бюджета предприятия осуществляется посредством сопоставления плановых показателей с фактическими на протяжении всего финансового года и после  его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета. Для выявления отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете на предприятии осуществляется оперативный и периодический контроль финансово-хозяйственной деятельности.

Оперативный контроль достигается посредством запроса необходимой информации от подразделений предприятия и направлен на скорейшее

выявление изменений  жизненно важных показателей деятельности предприятия (объем реализации, прибыль).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Схема осуществления  контроля в области бюджетирования

Оперативный контроль осуществляется на основе ежемесячных  планов доходов и расходов, которые  разрабатываются на основе утвержденного  бюджета предприятия на год с  конкретизацией основных статей.

В ежемесячном плане  доходов и расходов уточняются как  доходная, так и расходная части  исходя из информации, поступившей  от подразделений 

предприятия на последнее  число, и устанавливается баланс этих частей. Методика его формирования аналогична методике формирования бюджета. Ежемесячный план разрабатывается за 1 – 2 дня до начала планируемого месяца и утверждается директором предприятия. Утверждение плана доходов и расходов – основание для осуществления платежей и обязательств для всех служб предприятия. Ежедневный контроль за исполнением плана доходов – расходов ведется по данным финансовой службы, представленным в информационном массиве, посредством которого оперативно доводятся сведения до руководителей предприятия о фактическом финансовом состоянии на текущую дату.

В течение месяца отслеживается  выполнение плановых заданий (лимитов) по статьям доходов и расходов с расчетом отклонений. При невыполнении доходной части бюджета особое внимание уделяется очередности расходов: своевременному внесению платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, погашению банковских ссуд и процентов по ним, оплате энергоносителей, выплате заработной платы.

Для эффективного управления ежеквартально составляется прогноз  выполнения бюджета предприятия, чтобы  информировать руководство в  течение финансового года о том, какое воздействие на ключевые показатели оказывают последние события, не предусмотренные бюджетом.

При необходимости  руководство предприятия принимает  решение о корректировке годового бюджета предприятия по статьям  в соответствии с создавшейся  ситуацией.

Менеджеры предприятия  при оценке результатов и совершенствовании  процесса производства используют анализ отклонений фактических результатов (издержек) от нормативных. Контроль и корректировка исполнения бюджетов могут осуществляются с использованием методики много уровневого анализа отклонений. Уровень отражает степень детализации показателей.

Своевременный контроль и корректировка исполнения бюджета  возможны лишь при эффективной организации  системы управления бюджетированием.

Управление бюджетированием  начинается с назначения директора  по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных  форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор (вице–президент по финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.

Кроме этого создается  комитет по бюджету (см. рис. 6).

Комитет по бюджету  – это составленная из руководителей  верхнего звена консультативная  группа, которая может включать и  внешних консультантов. Комитет  по бюджету – это постоянно  действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельности компании.

Руководство по бюджету  – это набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру  предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности исполнителей; они выполняют роль свода правил и рекомендаций для составления  бюджетных программ. В инструкциях  должно излагаться, что, когда, как, и  в какой форме нужно делать.

 

 

 

 

Глава 3 Совершенствование  бюджетного планирования и прогнозирования

3.1 Проблемы и недостатки Бюджетного планирования и прогнозирования

Внедрение БОР в практику управления общественными  финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных  средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет  вперед, обычно на три года. Причины  перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:

  • для достижения некоторых запланированных результатов требуется финансирование не только из текущего бюджета, но и из бюджетов будущих периодов;
  • измеримый эффект от реализации ряда программ не может быть выявлен в течение одного финансового года (например, при оценке эффективности реализации программы по лечению наркомании потребуется время, чтобы выявить процент успешно вылеченных пациентов)

Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки

 

концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по

 

их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по

 

повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по

 

совершенствованию качества услуг, предоставляемых  государством

 

населению, которые намечены в программных  документах по

 

реформированию государственного сектора.

 

Под прямым результатом в этом случае будем  понимать объем предоставляемых  государством товаров и услуг. К  примеру, показателями непосредственных результатов являются такие, как  количество учеников, которым предоставлены образовательные услуги по заданной программе; количество пролеченных в соответствии с установленными стандартами пациентов и т.п.

Показатели  же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного  уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования, снижение смертности от отдельных заболеваний, снижение уровня преступности, повышение  безопасности дорожного движения и  т.п.).

Измерение результатов деятельности получателей  бюджетных средств наиболее целесообразно  осуществлять на основе показателей  прямых результатов (хотя из этого правила  могут быть исключения). В то же время  главные распорядители бюджетных  средств должны нести ответственность  за то, чтобы увеличение непосредственных результатов приводило к достижению конечных результатов, выражающих существующие в обществе приоритеты.

Информация о работе Совершенствование бюджетного планирования и прогнозирования