Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 19:53, курсовая работа
Целью моей работы является:
Рассмотрение процесса бюджетирования как части управленческого учета
Рассмотрение процессов разработки и исполнения бюджетов, а также контроля процесса их реализации
Рассмотрение понятие центров ответственности, а также их значение в процессе бюджетирования
.Вступление 2
2. Бюджетирование – составная часть управленческого учета 4
2.1. Понятие, объект, назначение бюджетирования 4
2.2Цели организации, и цели и задачи бюджетирования 4
2.3. Виды бюджетов, их классификация 8
3.Подготовка процесса бюджетирования 15
4. Исполнение бюджетов 19
4.1.Управление договорами 19
4.2.Управление платежами 21
4.3. Управление ликвидностью. 23
4.4.Управление чрезвычайными событиями. 23
4.5. Авторизация хозяйственных операций. 24
4.6. Оперативное планирование и учет. 24
4.7. Корректировка бюджета. 25
4.8. Автоматизация процедур исполнения бюджета. 25
5. Контроль (мониторинг) исполнения сводного бюджета 27
6. Учет и система контроля по центрам ответственности 29
6.1 Центры затрат: 31
6.2 Центры выручки: 31
6.3 Центры прибыли: 32
6.4 Центры инвестирования: 32
7.Заключение 35
8.Список использованной литературы 36
Существует ряд рекомендаций по применению данных методов и организации процесса бюджетирования . Ниже приведены наиболее существенные из них.
Таким образом, под процессом подготовки бюджетирования понимается создание следующих элементов:
Даже самый тщательно разработанный бюджета не имеет гарантии того, что он будет исполнен. Для того, чтобы бюджет исполнялся, на предприятии необходимо внедрить процедуры, которые обеспечат достижение плановых показателей.
В процессе исполнения бюджета можно выделить следующие основные процедуры:
4.1.Управление договорами
В момент заключения договора менеджеры редко задумываются об исполнении бюджета. Но уже на этой стадии необходимо сопоставлять принимаемые решения с целями компании, которые отражены в бюджете. Так, например, ведя переговоры о снижении цены для клиента, менеджер не принимает во внимание, что это снижение компании не нужно, а необходимы более выгодные условия поставки и отсрочка платежей. Поэтому в рамках управления договорами необходимо обеспечить жесткую увязку всех заключаемых договоров с утвержденным бюджетом. Для этого следует реализовать следующий комплекс мер.
Все заключаемые договоры на приобретение ресурсов должны соответствовать плану закупок или затрат. Другими словами, объемы закупок, сроки поставки, цена приобретения должны соответствовать аналогичным показателям, установленным в бюджете.
Долгосрочные
договоры, заключенные на момент формирования
бюджета, а также договоры, которые
планируется заключить в
Решение о заключении договоров, связанных с возникновением затрат, не предусмотренных бюджетом, принимается в соответствии с установленным порядком пересмотра бюджета.
Решения о заключении новых договоров принимаются руководителями подразделений на основании данных оперативного учета и в разрезе статей утвержденного бюджета.
Перед принятием решения о заключении новых договоров необходимо отслеживать освоенный объем бюджета - это позволит контролировать исполнение бюджета. Подписанию договора должно также предшествовать обоснование выбора поставщика, а если договор заключается на значительную сумму, то проведение тендера.
Исполнение договоров и оплата по ним осуществляются после авторизации заявки должностным лицом, располагающим необходимым набором прав.
Договоры, не соответствующие параметрам бюджета и кредитной политике компании, могут быть заключены только по прямому указанию финансового или генерального директора.
Аверчев И. приводит следующий пример.
Описание управления договорами на крупном нефтехимическом предприятии.
Управление договорами в соответствии с принятым бюджетом включает следующие этапы:
формирование бюджета продаж в разрезе договоров;
согласование договоров;
заключение крупных договоров: выбор и обоснование поставщика, проведение тендеров.
Планирование продаж в разрезе договоров и покупателей позволяет отойти от абстрактного планирования объемов реализации и акцентировать внимание менеджеров на параметрах договоров, заложенных в бюджете.
При
согласовании договор не только визируется
юридической службой и
перераспределяет
затраты и выплаты между
принимает меры по уменьшению суммы договора;
если
превышение суммы по договору составило
не более 10% от общей величины суммарных
затрат подразделения, руководитель обосновывает
его возникновение в
При заключении крупных договоров, особенно инвестиционного характера, общей стоимостью свыше 1 млн. руб. в компании проводятся тендеры. Тендеры организуются структурными подразделениями компании совместно с финансовой службой.
Процесс управления платежами включает три составные части:
1. Процедура согласования платежей
Запланированные выплаты на предприятии должны производиться на основании заявок, утвержденных финансовым директором. В заявке, представляемой на утверждение, указываются инициатор платежа, назначение, документ-основание, срок осуществления платежа, код статьи затрат в соответствии с кодировкой, принятой в системе бюджетирования, отметка бюджетного контролера о соответствии заявки бюджету выплат на текущий период.
2. Определение приоритетов исполнения платежей
Для большинства компаний характерна ситуация, когда общая сумма поступивших на оплату заявок превышает объем денежных средств, которыми располагает компания на текущий момент. Вопрос, какие счета оплатить сейчас, а какие платежи отложить, должен решаться не при возникновении кризисной ситуации, а заранее, на этапе разработки процедур исполнения бюджета. Для этого все выплаты, запланированные в бюджете, нужно поделить на группы по степени их важности. Как правило, выделяют 2-3 группы, но в зависимости от специфики компании их может быть и больше.
К платежам "первого приоритета", или обязательным платежам, как правило, относят:
Обязательные платежи осуществляются полностью в утвержденные для выплаты сроки.
К группе платежей "второго приоритета" в большинстве случаев относят:
Выплаты
по этим статьям производят после
платежей "первого приоритета".
Можно также руководствоваться
следующим принципом: если выручка
поступает в полном объеме, то платежи
"второго приоритета" осуществляются
полностью, если нет, то объем платежей
сокращается пропорционально
Управление ликвидностью в рамках бюджета направлено на предотвращение возникновения дефицита денежных средств. Избежать возникновения дефицита денежных средств организация может за счет привлечения финансирования со стороны (кредиты, займы), создания резервов или сокращения выплат. Выбор способа покрытия дефицита денежных средств зависит от приоритетности платежей и размера дефицита. Если в результате возникновения дефицита не хватит денежных средств на осуществление платежей "первого приоритета", то необходимо привлечь заемные средства или использовать созданный резервный фонд.
Для выплат "второго приоритета" использование того или иного метода управления кассовым разрывом зависит от величины дефицита. Если предполагаемый дефицит незначителен, то принимается решение о сокращении объема менее приоритетных платежей, в противном случае используются средства резервного фонда или заемные средства. В большинстве компаний пороговое значение дефицита составляет около 10% от величины поступлений.
При
бюджетном управлении к чрезвычайным
событиям относятся те, которые влекут
за собой возникновение
Информация о работе Учет и система контроля по центрам ответственности