Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:53, курсовая работа
Поэтому целями данной работы являются:
изучение порядка формирования обязательных резервов на основании законодательного и инструктивного материала Банка России, особенностей политики резервных требований, как в России, так и за рубежом, динамики изменения нормативов обязательного резервирования, а также контроля Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервов;
доказательство того, что в процессе формирования и использования обязательных резервов , депонируемых в Центральном банке России, произошли немалые изменения, но все же такой инструмент денежно- кредитной политики как резервные требования в нашей стране используется недостаточно эффективно.
ВВЕДЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ДЕПОНИРУЕМЫЕ В БАНКЕ РОССИИ
1.1.Обязательные резервы как инструмент денежно-кредитной политики
1.2.Основные принципы формирования и регулирования обязательных резервов
1.3.Порядок составления и предоставления расчетов обязательных резервов
1.4.Порядок регулирования обязательных резервов
1.5.Контроль Банка России за выполнением кредитными организациями обязательных резервных требований
УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ, ДЕПОНИРУЕМЫХ В БАНКЕ РОССИИ
2.1.Характеристика счетов по учету обязательных резервов
2.2. Учет в кредитной организации обязательных резервов депонируемых Банком России.
коммерческих, в том числе кооперативных, банков. Величина остатков средств,
подлежащих резервированию, корректировалась ежемесячно по состоянию на первое
число каждого месяца и исчислялась в соответствии с нормативом, установленным
Центральным банком в процентах к объему привлеченными коммерческими банками
средств.
За период действия данного инструмента регулирования в банковской системе
СССР норматив отчислений, состав депонируемых сумм и дополнительные условия
формирования минимальных резервов изменялись неоднократно.Если первоначально
(апрель1989 г.) норматив резервирования составлял 5% , то в 1990 г. он был
увеличен до 10%, в 1991 г. ‑ до 15%.
В некоторых случаях пересмотр ставки депонирования резервов сопровождался
дифференциацией депозитов по срокам. Например, для депозитов до востребования
норматив резервирования был установлен на уровне 15%, для депозитов сроком
привлечения менее года ‑ 12, от одного года до трех лет ‑ 10%, а
на депозиты сроком свыше трех лет с 01.07.91 г. резервные требования не
распространялись.
Изначально резервированию подлежали привлеченные средства по иностранным
операциям; средства местных бюджетов и бюджетных организаций;
неиспользованные средства для финансирования капвложений; расчетные, текущие
и депозитные счета государственных, сельскохозяйственных, кооперативных ,
профсоюзных, общественных и других организаций; а также вклады
граждан;привлеченные средства по расчетам между филиалами банка; кредиторская
задолженность, привлеченные фонды спецназначения, открываемые на балансе
коммерческих банков.
C 01.12.90 г. к указанным
выше обязательствам были
зарезервированные средства заказчиков, разные средства и фонды спецназначения
и в связи открытием новых счетов расчетные счета арендных предприятий,
арендаторов и крестьянских хозяйств, а также граждан, осуществляющих
индивидуальную трудовую деятельность. Нецелесообразным было включение сумм
инкассированной денежной выручки, списываемых после перерасчета и фактических
расходов финансируемых банком нехозрасчетных организаций, поскольку по
существу это квазипассивы, не представляющие собой какие - либо ресурсы.
Необоснованной также была замена суммы кредиторской задолженности на сумму ее
превышения над дебиторской, так как данное превышение не может служить
обеспечением интересов кредиторов.
Перечисленные недостатки были
устранены при последующем
резервирования. Однако на ряду с квазипассивами из состава депонируемых
показателей неправомерно были
исключены зарезервированные
заказчиков. В связи с
введением единого плана
расчета подлежащих резервированию средств с 01.07.91 г.
Стала идентичной как для вновь созданных банков, так и для трансформированных
спецбанков. Тем самым перечень счетов, применяемых для расчета депонируемой
суммы привлеченных средств, был расширен за счет присоединения счетов, раннее
используемых только в спецбанках. В связи с этим к числу резервируемых
средств были причислены вклады военнослужащих;средства по центральным
расчетам (с Минфином,Минсвязи и пр.); средства, предназначенные для
долгосрочных вложений; средства соцстраха и соцобеспечения, а также все
свободные спецфонды.
Прогрессивным нововведением являлось расширение с 01.12.90 г. состава
минимальных резервов. С этого времени депонирование привлеченных средств
разрешено полностью или частично осуществлять в форме вложений в облигации
Государственного внутреннего займа, чем допускалось не только беспроцентное,
но и “доходное” минимальное резервирование.
6
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке
коммерческих банков и кредитных учреждении в Центральном банке Российской
Федерации*
.2. В соответствии со статьей 27 Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР
(Банке России)» и статьей
23 Устава Банка России
Федерации устанавливает следующий порядок формирования фонда обязательных
резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в Центральном банке
Российской Федерации.
Размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, устанавливается в
процентном отношении к общей сумме денежных средств, привлеченных
коммерческим банком или кредитным учреждением. При этом в составе
привлеченных средств не учитываются кредиты, полученные у других банков и
кредитных учреждений; кредитные ресурсы, предоставленные Банком России
Правительству Российской Федерации
на осуществление целевых
начисленные, но не выплаченные проценты по депозитам, межбанковским и
централизованным кредитам, а также дивиденды акционерам; облигационные займы;
средства на накопительном счете коммерческого банка или кредитного
учреждения, поступившие в оплату его ценных бумаг; суммы задолженности по
оплате труда работников банка, уплате налогов в бюджет и других обязательных
платежей; отчисления и платежи в бюджет с прибыли банка.
3. Нормы обязательных резервов, в соответствии с которыми коммерческие банки
и кредитные учреждения депонируют средства в фонде обязательных резервов,
устанавливаются Советом Директоров Банка России в зависимости от сроков
привлечения средств и депозитов.
4. В составе привлеченных коммерческими банками и кредитными учреждениями
ресурсов учитываются средства на расчетных, текущих, депозитных и других
счетах — пассивные остатки по балансовым счетам № 070, 071, 073, 076, 078,
079, 081, 084, 087, 090, 10 (остаток
по пассивному балансовому
уменьшается на остаток по активному балансовому счету № 100 на
соответствующую дату), 12, 13, 14 (кроме счетов № 145 и № 147), 163, 168, 17
кроме счета № 170 (за минусом активных остатков по счету № 18 кроме счета №
180), 190, 196, 199, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46,
48, 50, 52, 54, 56, 58, 60 (кроме счета 604), 631, 632, 64, 670, 671, 672 (за
минусом активных остатков по счету 672), 673, 69 (кроме счета 692), 70, 710,
711 включая зачисленные
во вклады проценты и
718, 720, 722, 723, 724, 726, 730, 731, 732, 733, 734, 735, 736, 737, 738,
739, 74, 750, 807 (за минусом активных остатков по счету № 806), 809 (за
минусом активных остатков по счету 808), 810 (за исключением кредитов,
выдаваемых Министерством финансов России по решениям Правительства России) на
осуществление целевых программ по приоритетным отраслям экономики), 811, 812;
814, 817, 818, 819, 904 (пассивный остаток).
Примечание. Учитывая, что отдельным коммерческим банкам разрешено бывшим
Госбанком СССР или Банкам России ведение бухгалтерского учета по Плану
счетов, изложенному в письме Госбанка СССР от 21 декабря 1989 года № 254, а
отдельные коммерческие банки и кредитные учреждения, ведущие бухгалтерский
учет по Плану счетов, изложенному в письме Госбанка СССР от 16 февраля 1990
года № 270, могли в последующем получить разрешения на открытие отдельных
счетов для учета привлеченных средств, не предусмотренных в письме № 270, в
изложенный выше перечень счетов включены все счета, на которых отражаются
привлеченные средства коммерческих банков, принимаемые по установленному
порядку в расчет депонирования средств в фонд обязательных резервов.
5. При определении суммы средств по балансовому счету № 904, подлежащей
включению в расчет депонирования средств в фонд обязательных резервов в Банке
России, из пассивного остатка по балансовому счету № 904 следует исключать
пассивные остатки отдельных лицевых счетов этого счета:
- начисленные, но не выплаченные проценты по депозитам, межбанковским и
централизованным кредитам, а также дивиденды акционерам;
- покупатели
эмитируемых ценных бумаг (
коммерческого банка или кредитной организации, поступившие в оплату его
ценных бумаг);
- задолженность по оплате труда работников банка, депонированная на счете
№ 904, включая начисленную, но не выплаченную до 1 числа заработную плату и
все начисления и удержания по ней, которые коммерческий банк производит после
первого числа отчетного месяца;
- отчисления и платежи в бюджет с прибыли банков, а также по уплате
налогов в бюджет и других обязательных платежей.
6. Регулирование размера остатков средств, подлежащих депонированию
коммерческими банками и кредитными учреждениями в фонде обязательных
резервов, производится учреждением Центрального банка России по месту
нахождения головного банка в целом по коммерческому банку, включая филиалы,
находящиеся на территории России. Регулирование производится на 1 число
каждого месяца путем сверки сумм фактически внесенных средств и подлежащих
внесению, исходя из остатков на счетах привлеченных средств и действующих
норм резервных требований.
На указанную дату коммерческий банк или кредитное учреждение составляет
расчет размера средств, подлежащих резервированию, по формуле средней
арифметической, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков привлеченных
за отчетный месяц (период) средств, учитываемых на счетах, участвующих в
расчете обязательных резервов, деленной на число рабочих дней в месяце
(периоде), с указанием фактически зарезервированной на счете фонда
обязательных резервов суммы и приложением (в случае необходимости
доперечисления средств на указанный счет) копии платежного поручения на сумму
недовзноса, а также расшифровок по балансовым счетам № 810, 904. При этом
расчет должен содержать данные об остатках по каждому счету на каждый рабочий
день отчетного месяца (периода). Эти документы представляются
соответствующему учреждению Банка России вместе с балансом в срок,
установленный для представления баланса банка или кредитного учреждения на 1
число месяца.
Учреждение Банка России сверяет данные расчета с размером фактически
зарезервированных средств по соответствующему коммерческому банку или
кредитному учреждению с учетом установленных норм обязательных резервов по
форме приложения к настоящему положению.
При их соответствии требования считаются выполненными коммерческим банком или
кредитным учреждением. В случае их несоответствия учреждение Банка России в
течение двух рабочих дней, не считая дня представления расчета, производит
соответствующий перерасчет с коммерческим банком или кредитным учреждением,
принимая от него поручение на доперечисление средств на сумму недовзноса либо
возвращая ему излишне внесенные средства в фонд обязательных резервов. При
этом зачет между
балансовым счетам № 815 и № 680 (№ 816 и № 681) не допускается.
7. Формирование фонда
обязательных резервов
денежных средств с корреспондентского счета. Покрытие обязательных резервов
различными видами приносящих доход активов не допускается.
8. По желанию коммерческого
банка или кредитного
подлежащих депонированию в фонде обязательных резервов, может составляться и
представляться
месяца, но и на 16 число месяца в порядке, установленном для составления и
представления таких расчетов на 1 число месяца.
9. Учреждение Банка России не реже одного раза в квартал производит сплошную
или выборочную проверку правильности
составления расчета
или кредитного учреждения и достоверности представленных в нем сведений с
использованием ежедневных балансов коммерческого банка и других документов и
материалов, имеющихся у
коммерческого банка или
10. В случае нарушения
коммерческим банком или
установленных сроков и полноты депонирования средств в фонде обязательных
резервов учреждение Банка России взыскивает с него штраф в размере одного
процента уставного капитала, но не более ста тысяч рублей, в порядке,
установленном статьей 24 Устава Центрального банка РСФСР (Банка России).
Сумма взысканного штрафа зачисляется на балансовый счет № 969 «Штрафы, пени,
неустойки, полученные» учреждения Центрального банка России.
Кроме того, в случае неоднократного (два и более раз в течение полугодия)
невыполнения требований о своевременном и полном перечислении средств в фонд
обязательных резервов учреждение Банка России может:
- прекратить предоставление таким банкам или кредитным учреждениям
централизованных кредитных ресурсов;
- повысить норму обязательных резервов, депонируемых в Банке России, но
не более чем на 10 пунктов;
- применить иные санкции, предусмотренные законодательством. О
возможности применения этих санкций по решению учреждений Банка России
коммерческий банк должен быть предупрежден не менее чем за две недели.
В случаях несвоевременного возврата учреждением Банка России средств, излишне
внесенных коммерческим банком в фонд обязательных резервов, учреждение Банка