Учет выбытия основных средств действующий на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа

Описание

Основная цель дипломной работы заключается в исследовании учета выбытия основных средств на примере Опочецкого райпо.
Для достижения поставленной цели послужили следующие задачи:
- ознакомиться с Опочецким райпо с позиции изучения технологий, производственной и организационной структуры управления;
- раскрыть особенности Опочецкого райпо и порядка ведения бухгалтерского учета выбытия основных средств;
- учет выбытия основных средств действующий в Опочецком райпо;
- проанализировать аналитический и синтетический учет выбытия основных средств;
- рассмотреть особенности аудиторской проверки выбытия основных средств и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Теоретические основы учета выбытия основных средств…….……..7
1.1. Задачи и общие принципы ведения основных средств……………………7
1.2. Каналы выбытия основных средств…………………………...…………..18
Глава 2. Учет выбытия основных средств действующий на предприятии…..27
2.1. Документальное оформление выбытия основных средств……...……….27
2.2. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств……..37
2.3. Отражение в учете результатов выбытия основных средств…………….51
Глава 3. Аудиторская проверка выбытия основных средств…………………64
3.1. Методы проведения аудита выбытия основных средств…………...……64
3.2. Проверка правильности документального оформления выбытия основных средств………………………………………………………………..75
3.3. Оценка финансовых результатов выбытия основных средств ………….80
Заключение………………………………………………………………………89
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Диплом,исправленный.doc

— 404.00 Кб (Скачать документ)

Проверяя сохранность основных средств, аудитору необходимо убедиться  в правильности оценки основных средств в бухгалтерском учете, проводилась ли переоценка и правильно ли она проведена.

При  небольшом количестве объектов основных средств такую проверку можно провести в сплошном порядке, при значительном перечне выборочно.  Это обусловлено тем, что необоснование или искусственное повышение стоимости основных фондов ведет к повышению себестоимости продукции (работ, услуг) организации и искажению ее финансовых результатов.

Следующей важной задачей контроля основных средств является выявление соблюдения действующего порядка их приобретения и списания, а также отражения их наличия и движения в бухгалтерском учете.

При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обосновано ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо установить  целесообразность и законность  приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.

Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 «Основные средства», 08 «Капитальные вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.

Источниками таких данных являются акты приема-передачи основных средств(ОС-1),накладные на внутрихозяйственные перемещения (ОС -2),акты приема-передачи отремонтированных объектов, инвентарные карточки, журнал-ордер №13.

При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двухсторонних актов приема-передачи указанных объектов, их техническое состояние  и своевременность оприходования и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения установления законности и целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов  на балансовый учет.

Нарушения и ошибки в бухгалтерском учете допускаются  главным образом при оформлении движения основных средств. При поступлении основных средств применяются накладные, счета- фактуры, но эти документы не  могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходование  и ввод в эксплуатацию  объекта основных средств должно быть оформлено актом приема-передачи основных средств (ОС-1).Только с  этого момента начинается отсчет начисления амортизации возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость . Отсюда следует вывод, , что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости объекта и финансовых результатов деятельности организации , а также к увеличению платежей в бюджет по НДС в данном периоде.

При проверке строительства и приобретения основных средств необходимо установить : ведется ли аналитический учет  по счету 08 «Капитальные вложения», ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они Плану счетов, куда относятся затраты по капитальному строит5льству,как оформляется ввод в эксплуатацию  основных средств, облагаются ли налогом на добавленную стоимость затраты по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом.

Применение одного из способов амортизации стоимости по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока их полезного использования. Не подлежит амортизации стоимость следующих объектов основных средств: полученных по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищного фонда, внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, продуктивного скота, буйволов, волов и оленей, многолетних насаждений ,приобретенных изданий ,земельных участков, объектов природопользования и объектов , приобретенных с использованием бюджетных средств.

Следует уделить особое внимание  проверке правильности отнесения суммы амортизации на издержки производства  или списания за счет соответствующих источников средств.

Далее необходимо проверить правильность начисления и отнесения на счета бухгалтерского учета  арендной платы за имущество. Аудитор должен тщательно проверить правильность составления   договоров по аренде   и лизингу имущества, порядок расчета и структуру арендных платежей, хорошо знать схему возможных проводок  для отражения операций  по начислению и перечислению  этих платежей.

Аудиторской проверке подлежат также операции по списанию основных средств. Основные средства организации выбывают вследствие ветхости износа, стихийных бедствий, недостач, хищений, реконструкции и замены малоэффективных объектов, а также продажи. Безвозмездной передачи.

В процессе проверки аудитор должен установить  причину списания объектов  основных средств, законность и целесообразность  этих операций, порядок ликвидации  пришедших в негодность, полноту оприходования запасных частей, лома, других материалов, полученных от ликвидации объектов. Законность и целесообразность  операций  по выбытию  основных средств устанавливаются проверкой первичных документов (актов списания, актов приема-передачи, накладных, счетов -фактур),данных аналитического и синтетического учета (карточек учета движения  основных средств по форме № ОС-12,журанала-ордера №13 и главной книги).

Аудитору необходимо изучить все акты на списание  зданий, сооружений ,машин, оборудования, и другого имущества организации.

При этом следует обращать внимание  на соблюдение установленных форм этих  документов, заполнение в них реквизитов, наличие мотивированных заключений  комиссии, подписей всех членов  комиссии и руководителя организации, утверждающего эти акты. Следует также выяснить, проводились ли операции по реализации и выбытию по счету  91 « Прочие доходы и расходы».

При проверке безвозмездной передачи  основных средств надо иметь в виду, что стоимость преданного имущества  не должна уменьшать  величину  налогооблагаемой прибыли, несмотря на то, что выявленный результат от такой передачи  имущества  относится на финансовые результаты организации.

Путем прослеживания необходимо установить  правильность  корреспонденции счетов по операциям, связанным с любыми причинами  списания основных средств.

Аудиторская проверка основных средств завершается анализом эффективности их использования. Эффективность использования  основных средств  характеризует показатель фондоотдачи. Определяются коэффициенты :   обновления ,выбытия, износа,  годности основных средств. На заключительном этапе  аудитор должен обобщить результаты проверки. сделать выводы и подготовить   для экономического субъекта обоснованные предложения по устранению недостатков и использованию выявленных резервов.

Таким образом,  результатом  работы   аудитора   является   составление   аудиторского заключения.  Для  того  чтобы  иметь  основания  для  выводов  по   основным направлениям аудиторской проверки, аудитор  должен  собрать  соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в  ходе проверки, служит обоснованием выводов  аудитора  и  называется  аудиторскими доказательствами. Собирая  аудиторские  доказательства,  аудитор  использует следующие методы:

1. Методы фактического контроля

     а) инвентаризация;

     б) контрольный обмер.

2. Методы документального контроля

     а) формальная проверка;

     б) арифметическая проверка;

     в) проверка документов по существу.

3. Прочие методы

     а) наблюдение;

     б) опрос;

     в) экономический анализ.

 

3.2. Проверка правильности документального оформления выбытия основных средств

Целью проверки операций, связанных с выбытием основных средств, является определение того, что:

- первоначальная стоимость и сумма накопленной амортизации полностью и надлежащим образом списаны со счетов их учета;

- финансовые результаты (прибыль или убыток), образовавшиеся в результате этих операций, правильно отражены на счете 99 "Прибыли и убытки".

При этом могут быть выполнены процедуры:

- получить список объектов основных средств, выбывших в течение отчетного периода, с указанием первоначальной стоимости и суммы накопленной амортизации на день выбытия; причин выбытия; продажной цены; финансового результата от операции. Сверить данные полученной информации с данными по кредиту счета 01 «Основные средства», дебету счета 02 «Износ основных средств», данными счета 99 «Прибыли и убытки» и счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

- проверить наличие соответствующего разрешения на операции по выбытию основных средств и их документальное оформление;

- проанализировать по каждой операции выбытия (при значительных объемах выборочно) правильность списания основных средств и определения финансового результата.

Таблица 3.3

Проверка состояния внутреннего контроля на предприятии

Тесты внутреннего контроля

Содержание вопроса или объекта исследования

процедура

Содержание ответа

Символ

Выводы и решения аудитора

1. Имеется ли приказ о создании комиссии по списанию основных средств

Проверка наличия документации, опрос

Приказ № 3 от 03.01.2004 г.

У4

Контроль удовлетворительный

2. Определены ли сроки проведения инвентаризации основных средств в приказе по учетной политике

Проверка документации

Присутствует. Не реже 1 раза в 3 года

У4

Контроль удовлетворительный

3. Проведена ли инвентаризация в установленные сроки

Проверка документации, опрос

Инвентаризация проведена 20.12.2004 г.

У4

Контроль удовлетворительный

4. Когда была произведена последняя инвентаризация основных средств

Проверка документации, опрос

Год назад

У4

Контроль удовлетворительный

5. Отражены ли результаты инвентаризации в учете

Проверка документации

Да, отражены

У4

Контроль удовлетворительный

6. Фиксируется ли в учетных документах место размещения и эксплуатации основных средств

Проверка документации и фактических объектов ОС, сопоставление данных учета и фактических данных

Проверка произведена выборочно, выявлены по всем проверенным объектам расхождений не выявлено

У4

Контроль удовлетворительный

7. Имеются ли приказы о назначении лиц, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации

Проверка документации, опрос

На предприятии имеются приказы о назначении материально-ответственных лиц; в складах – Зав.складом, в киосках – киоскеры, в отделах АУП -  начальники отделов.

У3

Контроль удовлетворительный

8. Заключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами. Ответственными за сохранность основных средств

Проверка документации

Заключены типовые договоры о материальной ответственности

У3

Контроль удовлетворительный

9. Использует ли организация унифицированные формы первичных документов

Проверка документации

Все документы по получению, учету, сохранности ОС оформлены с использованием унифицированных форм

У3

Контроль удовлетворительный

10. Разработан ли график документооборота по учету основных средств

Проверка документации

График отсутствует

У1

Контроль отсутствует

11. Осуществляет ли главный бухгалтер контроль за соблюдением графика документооборота

Проверка документации

Документы отсутствуют, контроль не производится.

У1

Контроль отсутствует

12. Застрахованы ли объекты ОС на случай пожара, стихийных бедствий

Проверка документации : договора на страхование

Договор не заключен

У1

Контроль отсутствует

13. Произведена ли классификация ОС

Проверка документации, опрос

В соответствии с едиными нормами амортизационных отчислений произведена классификация

У3

Контроль удовлетворительный

14. Разработан ли кодификатор ОС

Проверка документации

Кодификатор разработан. Основные средства разбиты на группы в соответствии с нормами отчислений

У3

Контроль удовлетворительный

15. Имеются ли инвентарные карточки на бумажном носителе

Проверка инвентарных карточек

На каждое ОС имеется карточка

У3

Контроль удовлетворительный

16. Сверяются ли данные аналитического учета с регистрами синтетического учета

Проверка документации, опрос

Да. При составлении годового баланса

У3

Контроль удовлетворительный

17. Утверждаются ли документы на списание основных средств руководителем предприятия

Проверка актов выбытия ОС

Да

У4

Контроль удовлетворительный

18. Используется ли организация арендованные объекты ОС

Проверка договоров аренды, опрос

Нет

У4

Контроль удовлетворительный

19. Выбраны ли варианты начисления амортизации ОС

Проверка регистров учета по начислению амортизации, см. приказ по учетной политике

Используется линейный способ

У4

Контроль удовлетворительный

20. Выбран ли вариант учета затрат на ремонт ОС

Проверка сведений содержащихся в учетной политике

Затраты списываются по фактическим расходам

У3

Уровень удовлетворительный

21. Имеется организация филиалы, выделенные на отдельные балансы

Проверка устава предприятия, положения о филиале

Имеется 11 филиалов

У4

Контроль удовлетворительный

22. Контролирует ли главный бухгалтер организацию учета основных средств в филиалах:

- проведение выборочных инвентаризаций;

- проверка первичных документов по филиалам;

- использует данные бухгалтерского баланса.

 

Проверка актов документальных ревизий, опрос

Выборочных проверок не производилось, проверок первичных документов по филиалам не проводилось.

Главный бухгалтер при составлении баланса используются данные бухгалтерского баланса филиалов.

У1

Контроль низкий

 

В целом состояние внутреннего контроля по результатам тестов можно признать удовлетворительным. Из за большого количества основных средств аудитору целесообразно произвести инвентаризацию наличия и сохранности основных средств на предприятия. Т.к. на предприятии имеется большое количество оборудования полностью изношенного, по которому амортизационные отчисления не начисляются, то целесообразно провести проверку правильности отражения в учете операций по поступлению и оприхованию новых и дорогостоящих основных средств. 

Целью аудиторской проверки наличия и сохранности основных средств является подтверждение реальности статей бухгалтерской отчетности.

При аудиторской проверке необходимо получить подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств.

В ходе проверки выбытия основных средств устанавливается причина списания, целесообразность и законность операции. Для этого используются договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приема-передачи основных средств, данные аналитического учета. Ревизор должен выяснить, использует ли организация для учета операций по выбытию основных средств, и проверить правильность отражения записей по дебету и кредиту этого счета и определения финансового результата от реализации и прочего выбытия основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Оценка финансовых результатов выбытия основных средств

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. По прибыли определяются доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. За счет прибыли выполняется часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период.

Информация о работе Учет выбытия основных средств действующий на предприятии