Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:25, дипломная работа
Основная цель дипломной работы заключается в исследовании учета выбытия основных средств на примере Опочецкого райпо.
Для достижения поставленной цели послужили следующие задачи:
- ознакомиться с Опочецким райпо с позиции изучения технологий, производственной и организационной структуры управления;
- раскрыть особенности Опочецкого райпо и порядка ведения бухгалтерского учета выбытия основных средств;
- учет выбытия основных средств действующий в Опочецком райпо;
- проанализировать аналитический и синтетический учет выбытия основных средств;
- рассмотреть особенности аудиторской проверки выбытия основных средств и т.д.
Введение……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Теоретические основы учета выбытия основных средств…….……..7
1.1. Задачи и общие принципы ведения основных средств……………………7
1.2. Каналы выбытия основных средств…………………………...…………..18
Глава 2. Учет выбытия основных средств действующий на предприятии…..27
2.1. Документальное оформление выбытия основных средств……...……….27
2.2. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств……..37
2.3. Отражение в учете результатов выбытия основных средств…………….51
Глава 3. Аудиторская проверка выбытия основных средств…………………64
3.1. Методы проведения аудита выбытия основных средств…………...……64
3.2. Проверка правильности документального оформления выбытия основных средств………………………………………………………………..75
3.3. Оценка финансовых результатов выбытия основных средств ………….80
Заключение………………………………………………………………………89
Приложения
№ | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Приобретен деревообрабатывающий станок для столярного цеха Опочецкого райпо | 08.4 | 60.1 | 50500 |
2 | Передан станок подрядной организации ООО «Спецмонтажавтоматика» для выполнения монтажных работ | 07 | 08.4 | 50500 |
22 июля 2005 года Опочецкое райпо приобрело у ООО «ТЦ «Мастер -кар» деревообрабатывающий станок (паспорт N 53872017, гарантийный талон N 12037). Стоимость станка - 50 500 руб. Станок требует специальной установки. Монтаж станка осуществляет подрядная организация ООО «Спецмонтажавтоматика».
Документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете операций по выбытию основных средств отражается помощью специальной программы автоматизированного бухгалтерского учета «1С: Предприятие».
2.2. Аналитический и синтетический учет выбытия основных средств
Учет основных средств в Опочецком райпо ведется в соответствии с ПБУ 6/01 и организуется на основе принятого классификатора в разрезе инвентарных объектов.
Инвентарный объект как единица учета основных средств представляет собой объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенного вида работ. Если объект включает несколько частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Для правильной организации аналитического учета и обеспечения контроля над сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту (отдельно стоящему зданию с его внутренними коммуникациями и надворными постройками, обособленному сооружению, станку или аппарату с приспособлениями, приборами, индивидуальным ограждением, системами управления и контроля и т. п.), находящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается инвентарный номер (серия номеров, например, для автоматизированных производственных систем). Он пробивается на металлическом жетоне или наносится на объект иным способом.[4]
Инвентарные номера имеют кодовое обозначение. При этом для каждой номенклатурной группы основных средств отводится серия порядковых номеров, чтобы по коду можно было определить принадлежность объекта к той или иной классификационной группе. Инвентарный номер объекта сохраняется за ним в течение всего периода его эксплуатации в данной организации. Он проставляется на всех первичных документах, оформляющих наличие и движение объекта. При выбытии объекта его номер считается ликвидированным и вновь поступившему объекту не присваивается в течение пяти лет. По арендованным объектам учет может осуществляться по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.
В настоящее время аналитический учет базируется на использовании унифицированных форм первичной учетной документации. Для первичного учета основных средств используются следующие унифицированные формы.
Акт о приеме-передаче основных средств, кроме зданий и сооружений (ф. № ОС-1), применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов: поступивших за плату от других организаций, полученных в безвозмездное пользование, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление и др. Акт используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения основных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также выбытия при их продаже, передаче и др.
При оформлении приемки объекта акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии, а затем вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию. Акт утверждается руководителем организации. Выбытие основных средств оформляется аналогичным актом (накладной) с отражением в инвентарной карточке учета основных средств. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах: первый — с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию; второй — структурному подразделению-сдатчику.
Акт о списании объекта основных средств (ф. № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных).
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материалов, запасных частей после разборки (демонтажа) объекта. Затраты по списанию и стоимость оставшихся материальных ценностей отражаются в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».
Акт о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр вместе с документом, подтверждающим снятие объекта с учета в автоинспекции, передается в бухгалтерию; второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, оставшихся после списания.
Инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. № ОС-6) применяется для пообъектного учета всех видов основных средств. Заполняется в одном экземпляре на основании первичных документов на поступление, выбытие, ремонт, дооборудование основных средств. При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта (достройка, дооборудование и т. п.) может быть открыта новая карточка, а старая сохраняется как справочный документ.
Акт о выявленных дефектах оборудования (ф. № ОС-16) подписывается представителями заказчика, подрядчика и организации — изготовителя оборудования.
Унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на все коммерческие организации (кроме кредитных и бюджетных).
Следует отметить, что пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией предприятия на инвентарных карточках на бумажных или электронных носителях информации. Они открываются отдельно на каждый объект. Приспособления и принадлежности, составляющие единое целое с объектом, также отражаются в его инвентарной карточке. Обязательными реквизитами карточек являются: наименование и назначение объекта, инвентарный номер, организация-изготовитель, дата и номер документа на оприходование, первоначальная стоимость, признак собственности, краткая индивидуальная характеристика объекта, срок полезного использования, норма амортизации, ее код и др. В процессе эксплуатации в карточках делаются отметки о перемещении объекта внутри организации, о его ремонте и выбытии с указанием причины. Основанием для того служат данные первичных документов — актов (накладных) приема-передачи основных средств, актов на списание основных средств и др. При этом обязательными являются подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций. При переоценке объектов текущая (восстановительная) стоимость отражается в разделе карточки «Реконструкция, модернизация». По объекту основных средств, стоимость которого выражена в иностранной валюте, в карточке наряду с рублевой оценкой показывается его контрактная стоимость в иностранной валюте. По наиболее важным объектам в отделе главного механика организации оформляется специальный паспорт, В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет ведется в инвентарной книге типовой формы по классификационным группам (видам) основных средств и по местам их нахождения. При отсутствии автоматизированного учета инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии. В картотеке бухгалтерии они располагаются по классификационным группам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, а внутри их — по местонахождению (цех, отдел), видам (здания, сооружения и т. д.), инвентарным номерам. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы, которые ведутся в одном экземпляре по классификационным группам (видам) основных средств. При использовании инвентарных книг описи не составляются.
Учет объектов основных средств по местам их эксплуатации осуществляется в инвентарном списке типовой формы, данные которого должны быть идентичны записям в инвентарных карточках (книгах).
В течение отчетного месяца инвентарные карточки по всем поступившим, выбывшим и перемещенным внутри организации объектам хранятся в особой ячейке картотеки, а по основным средствам, находящимся в запасе (резерве) или на консервации, карточки в картотеке бухгалтерии отделяются специальным разделителем. По данным инвентарных карточек и ведомостей расчета амортизации в конце месяца заполняются карточки учета движения основных средств в разрезе видов (групп) основных средств.
Для учета основных средств действующим Планом счетов Опочецкого райпо предусмотрен ряд синтетических счетов.
Счет 01 «Основные средства» предназначен для учета наличия и движения основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, в доверительном управлении. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается на этом счете в соответствующей доле.
Счет 02 «Амортизация основных средств» применяется для отражения накопленной амортизации за время эксплуатации основных средств, принадлежащих организации на правах собственности и сданных в аренду, включая финансовую аренду.
Счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности» предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму и предоставляемые за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» применяется для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые будут затем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков, объектов природопользования, а также о затратах по формированию основного стада, рабочего скота (кроме птицы, пушных зверей, кроликов, семей пчел, служебных собак, которые учитываются в составе средств в обороте). К счету могут быть открыты субсчета: 1 «Приобретение земельных участков»; 2 «Приобретение объектов природопользования»; 3 «Строительство объектов основных средств»; 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»; 8 «Выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ» и др.
Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных или причитающихся к оплате организацией суммах налога по приобретенным ценностям. К этому счету могут быть открыты субсчета; 1 «НДС при приобретении основных средств»; 2 «НДС по приобретенным нематериальным активам» и др.
Информация о работе Учет выбытия основных средств действующий на предприятии