Управление госдолгом России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание

Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

Содержание

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды....................... 4
1.1. Внутренний государственный долг..................................................... 6
1.2. Внешний государственный долг.......................................................... 9
Глава 2. Управление государственным долгом........................................ 13
2.1. Система управления государственным долгом................................. 15
2.2. Методы решения проблемы государственного долга....................... 18
Глава 3. Особенности долговой политики России.................................... 20
Глава 4. Пути решения задач по управлению российским
государственным долгом........................................................................... 26
Заключение................................................................................................. 28
Список литературы..........................

Работа состоит из  1 файл

БСРФ(курсовая).doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

                                                                                          

Санкт-Петербургский  филиал

   ФГОУ ВПО «АбиК Минфина России»  

          Специальность « Финансы»

          Специализация  «Налоги и налогообложение»

                

                       Курсовая работа 
 

                  по дисциплине « Бюджетная система Российской Федерации»

                               тема:         «Управление госдолгом России» 
 
 
 

                                       
 
 
 
 
 
 

Содержание: 
 

Введение....................................................................................................... 3 

Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды....................... 4 

1.1. Внутренний государственный долг..................................................... 6 

1.2. Внешний государственный долг.......................................................... 9 

Глава 2. Управление государственным долгом........................................ 13 

2.1. Система управления государственным долгом................................. 15 

2.2. Методы решения проблемы государственного долга....................... 18 

Глава 3. Особенности долговой политики России.................................... 20 

Глава 4. Пути решения задач по  управлению  российским

государственным долгом........................................................................... 26

Заключение................................................................................................. 28

Список  литературы.................................................................................... 31

Приложения............................................................................................... 32 - 38

      

    
 
 
 
 

  Введение

     В данной курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты управления государственным долгом, анализ и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.

    Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

     Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

     Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

    Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей.   На современном этапе во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.

     Объект исследования - государственный долг. Предмет исследования - процесс управления государственным долгом.

   

    Задачи работы:

  1. определить понятие, виды и сущность государственного долга;

  2. рассмотреть принципы управления  госдолгом;

  3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;

  4.  исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом. 

Глава 1.

Государственный долг: понятие, сущность, виды.

    Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение. К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшее в результате государственных заимствований Российской Федерации. А также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерации, и долговые обязательства, возникшее в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.[1]

    Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц. 
 
 

    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в виде обязательств по:

    1. кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

    2. государственным ценным бумагам,  выпущенным от имени Российской  Федерации;

    3. бюджетным кредитам, привлеченным  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации;

    4. государственным гарантиям Российской  Федерации;

    5. иным обязательствам, ранее отнесенным  в соответствии с законодательством  Российской Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

    Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (менее  одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

    Государственный долг можно классифицировать по различным  критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный  государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

    По  уровню управления государственный  долг делится на:

    1. государственный долг Российской  Федерации;

    2. государственный долг субъекта  Российской Федерации (представляет  собой совокупность долговых  обязательств субъекта);

    3. муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

    По  валютному критерию государственный  долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему  долгу, а валютные - к внешнему. В  международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

  1.1. Внутренний государственный долг. 

      Внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).[1]

      Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

   В объем внутреннего государственного долга включаются:

   1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

   2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в валюте  Российской Федерации;

   3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

   4) объем обязательств по государственным  гарантиям, выраженным в валюте  Российской Федерации;

   5) объем иных (за исключением указанных)  долговых обязательств Российской  Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Бюджетного Кодекса РФ.

   Статья 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие  списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 Гражданского Кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

   Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.

   Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации  определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга  Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

   Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

   Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

   Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Информация о работе Управление госдолгом России