Управление госдолгом России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:28, курсовая работа

Описание

Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

Содержание

Введение....................................................................................................... 3
Глава 1. Государственный долг: понятие, сущность, виды....................... 4
1.1. Внутренний государственный долг..................................................... 6
1.2. Внешний государственный долг.......................................................... 9
Глава 2. Управление государственным долгом........................................ 13
2.1. Система управления государственным долгом................................. 15
2.2. Методы решения проблемы государственного долга....................... 18
Глава 3. Особенности долговой политики России.................................... 20
Глава 4. Пути решения задач по управлению российским
государственным долгом........................................................................... 26
Заключение................................................................................................. 28
Список литературы..........................

Работа состоит из  1 файл

БСРФ(курсовая).doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

Глава 4.

Пути  решения задач  по  управлению  российским государственным долгом.

 Основными  задачами по управлению государственным долгом являются:

1. улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

2. обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

3. содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

4. гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

5. обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

6. усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

7. прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

8. максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

9. более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

10. создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

11. совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

    Существуют два основных пути решения задач по управлению государственным долгом, к ним относятся:

- усиление  административного контроля за  финансовыми потоками, дополненное  ужесточением законодательства;

- осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый  путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных  импортных контрактов с авансовой  оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй  путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы  и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

Заключение.

   Кредитное финансирование бюджетных дефицитов  уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.

   Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных операций в сфере государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Государственный долг может быть представлен также как общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.

   Превышение  расходов государственного бюджета  над его доходами составляет бюджетный  дефицит. Непосредственным итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный долг. Обслуживание государственного долга - это выплата процентов по нему и выплаты основной суммы долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета, и поэтому оно существенно влияет на размер текущего дефицита. Дефицит бюджета без учета расходов по обслуживанию государственного долга называется первичным дефицитом.

   Таким образом, бюджетный дефицит является важнейшим обобщающим показателем бюджетно-налоговой политики в краткосрочном периоде, а государственный долг - в долгосрочном периоде.

   Абсолютный  размер дефицита и долга связан с  масштабом экономики той или  иной страны, поэтому для описания бюджетно-налоговой ситуации используются относительные величины - отношение бюджетного дефицита и государственного долга к объему ВВП. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Поэтому развивается тенденция самовоспроизводства внешней задолженности, когда все больше новых заимствований используется на обслуживание старых долгов.

   Существует  три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике  рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

   Все меньшую значимость имеет деление  государственного долга на внутренний и внешний. Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.

   Под управлением государственным долгом в теории финансов понимается «совокупность  мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг».

   Решив в области управления государственным  долгом одни проблемы, Россия сегодня сталкивается с другими. Государственный долг был снижен до приемлемого уровня, но вместе с тем власти допустили, что стал сокращаться внутренний рынок государственных ценных бумаг. В условиях ограниченности внутренней налоговой базы государство посчитало необходимым развивать внутренний рынок ценных бумаг (пусть даже не для финансирования наметившегося бюджетного дефицита, а для того, чтобы создать инструментарий управления процентными ставками). Проблемы развития рынка внутренних заимствований этим не ограничиваются. Сравнение с иностранными внутренними рынками государственного долга показывает, что и по другим признакам российский рынок внутренних государственных ценных бумаг тоже выглядит слабым. Сейчас внутренний рынок российских государственных ценных бумаг по большому счету представляет собой рынок одного инструмента -- ГКО-ОФЗ. Созданный более 10 лет назад технологически вполне совершенный рынок ГКО за все это время серьезно не модернизировали. Прочие инструменты только начинают появляться на рынке.

   Другие  страны в последние годы, напротив, энергично расширяют инструментную  структуру внутреннего долгового  рынка и инвестиционную базу, привлекая  на рынок государственных ценных бумаг мелких частных инвесторов.

   Россия  сегодня практически игнорирует тенденции последнего десятилетия в интересующей нас сфере, хотя такие меры, как создание сектора индексируемых (то есть привязанных к курсу иностранной валюты или к темпу инфляции) государственных ценных бумаг, развитие рынка гарантированных государством ипотечных ценных бумаг, выпуск государственных ценных бумаг для населения с созданием инфраструктуры, необходимой для размещения этих бумаг среди многочисленных мелких инвесторов, чрезвычайно актуальны и полезны в условиях современной России. Такого рода меры способны сильно повысить эффективность государственных заимствований и придать внутреннему рынку государственного долга необходимую устойчивость.

   Таким образом, проблема государственного долга  на сегодняшний день по-прежнему остается одной из главнейших стратегических задач обеспечения устойчивого экономического развития, поэтому предстоит  решить еще немало проблем в области управления государственным долгом. Острейшими из них являются сохранение комфортного уровня внутреннего долга, снижение макроэкономических рисков неконтролируемого роста корпоративной внешней задолженности, повышение качества управления государственным долгом, прежде всего создания специального долгового агентства или офиса.    

  
 

Список литературы:

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ

( с изменениями  и дополнениями).

2. Гражданский  кодекс Российской Федерации  от 30.11.1994 № 51 - ФЗ - Часть 1.

3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», 2009.

4.Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.10 г. № 357-ФЗ .

5. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом Российской Федерации // Финансы. – 2007. - № 2 -  с. 72-73.

6. Бескова И. А. Анализ управления госдолгом Российской Федерации.  //Финансы. – 2007. - № 2.с. 72 – 73.

7. Воронин  Ю. Управление государственным  долгом./ Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. – 2007. - №1 – с.  58 – 67.

8. Дробозина  Л. А. Финансы. - М.: ЮНИТИ, 2008.

9. Родионова  В. М. Управление госдолгом  . – М.: « Финансы и статистика», 2008.

10. Хоминич  И. П. Из истории государственного  олга России / И. П. Хоминич // Вестник Российской экономической  академии имени Г. В. Плеханова. – 2005. - №4 – с. 107 – 115.

11. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга / А. Шабалин // Экономист. – 2006. - №4 – с. 50 – 57.

12. Еженедельная  банковская газета «Бизнес и Банки» №13, 2010.

Электронные источники:

13.Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации  http://www.ach.gov.ru/

14. Официальный сайт Минфина России  http://www.minfin.ru/

15. Официальный сайт Центрального Банка России  http://cbr.ru/

Приложения:

Приложение № 1

Динамика объема и структуры  внутреннего госдолга

  На 1.01.08 г. На 1.01.09 г. На 1.01.10 г. На 1.01.11 г. На 1.01.12 г. На 1.01.13 г.
факт факт Закон №204-ФЗ (с измене-ниями) проект проект проект
млрд.

руб.

струк-

тура,%

млрд.

руб.

струк-

тура,%

млрд.

руб.

струк-

тура,%

млрд.

руб.

струк-

тура,%

млрд.

руб.

струк-

тура,%

млрд.

руб.

струк-

тура,%

Государствен-ный  внутрен-ний долг,

всего

1301,2 100 1499,8 100 2515,3 100 3301,8 100 4109,7 100 4344,3 100
в том числе:                        
государствен-ные  ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) 1248,9 96 1421,5 94,8 1965,7 78,1 2558,9 77,5 3329,7 81 3583,8 82,5
государствен-ные  гарантии 46,7 3,6 72,5 4,8 543,1 21,6 735,8 22,3 772,5 18,8 752,6 17,3
прочая  задолжен-ность 5,6 0,4 5,8 0,4 6,5 0,3 7,1 0,2 7,5 0,2 7,9 0,2

Информация о работе Управление госдолгом России