Средства Фонда направляются
на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату
дополнительных выходных дней по уходу
за ребенком-инвалидом или инвалидом с
детства до достижения им возраста 18 лет;
оплату путевок для работников и их детей
в санаторно-курортные учреждения, расположенные
на территории Российской Федерации и
в санаторно-курортные учреждения в государствах
- участниках СНГ, аналогичных которым
нет в Российской Федерации, а также на
лечебное (диетическое) питание;
- частичное
содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев-профилакториев, имеющих лицензии
на право занятия этим видом деятельности
(оплата расходов на питание, лечение и
медикаменты, заработную плату работников,
культурно-массовое обслуживание)
- частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные
лагеря, находящиеся на территории Российской
Федерации, для детей работающих граждан
- частичное
содержание детско-юношеских спортивных
школ (оплата расходов на оплату труда
тренерско-преподавательского состава
и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного
процесса);
- оплату
проезда к месту лечения и обратно;
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда на всех уровнях. Порядок формирования
резерва и предоставления из него средств
(на возвратной основе или безвозмездно)
определяется инструкцией о порядке начисления,
уплаты, расходования и учета средств
государственного социального страхования
(далее именуется - инструкция), утвержденной
Фондом совместно с Министерством труда
и социального развития Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации,
Государственной налоговой службой Российской
Федерации и с участием Центрального банка
Российской Федерации;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского образования
Система обязательного медицинского
страхования создана с целью
обеспечения конституционных прав
граждан на получение бесплатной
медицинской помощи, закрепленных в
статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование
является формой социальной защиты интересов
населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым
актом, регулирующим обязательное медицинское
страхование является Закон Российской
Федерации «Об обязательном медицинском
страховании в Российской Федерации»
№ 326-ФЗ от 29 ноября 2010 года
Закон устанавливает правовые,
экономические и организационные основы
медицинского страхования населения в
Российской Федерации, определяет средства
обязательного медицинского страхования
в качестве одного из источников финансирования
медицинских учреждений и закладывает
основы системы страховой модели финансирования
здравоохранения в стране.
Обязательное медицинское
страхование является составной
частью государственного социального
страхования и обеспечивает всем
гражданам Российской Федерации
равные возможности в получении
медицинской и лекарственной
помощи, предоставляемой за счет средств
обязательного медицинского страхования
в объеме и на условиях, соответствующих
программам обязательного медицинского
страхования.
Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования граждан созданы Федеральный
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования.
В настоящее время в
Российской Федерации созданы как
самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные
учреждения Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и 84 территориальных
фондов обязательного медицинского
страхования для реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования как составной
части государственного социального
страхования.
Основными принципами осуществления
обязательного медицинского страхования
являются:
1) обеспечение за счет
средств обязательного медицинского
страхования гарантий бесплатного
оказания застрахованному лицу
медицинской помощи при наступлении
страхового случая в рамках
территориальной программы обязательного
медицинского страхования и базовой
программы обязательного медицинского
страхования (далее также - программы обязательного
медицинского страхования);
2) устойчивость финансовой
системы обязательного медицинского
страхования, обеспечиваемая на
основе эквивалентности страхового
обеспечения средствам обязательного
медицинского страхования;
3) обязательность уплаты
страхователями страховых взносов
на обязательное медицинское
страхование в размерах, установленных
федеральными законами;
4) государственная гарантия
соблюдения прав застрахованных
лиц на исполнение обязательств
по обязательному медицинскому
страхованию в рамках базовой
программы обязательного медицинского
страхования независимо от финансового
положения страховщика;
5) создание условий для
обеспечения доступности и качества
медицинской помощи, оказываемой
в рамках программ обязательного
медицинского страхования;
6) паритетность представительства
субъектов обязательного медицинского
страхования и участников обязательного
медицинского страхования в органах
управления обязательного медицинского
страхования.
Субъектами обязательного
медицинского страхования являются:
- застрахованные лица;
- страхователи;
- Федеральный фонд.
Участниками обязательного
медицинского страхования являются:
- территориальные фонды;
- страховые медицинские организации;
- медицинские организации.
Основными задачами Федерального
фонда ОМС являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных
задач Федеральный фонд ОМС:
- осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
- осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
- выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
- осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
- осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
- вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
- осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
- организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
- изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
- участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
- ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.
Стратегическим направлением
деятельности ФОМС является обеспечение
исполнения на территории Российской
Федерации Закона Российской Федерации
№326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном
медицинском страховании в Российской
Федерации», а также развитие и совершенствование
нормативно-методической базы ОМС. Во
исполнение установленных функций, ФОМС
осуществляет аккумулирование финансовых
средств для обеспечения финансовой устойчивости
системы ОМС, выравнивание финансовых
условий деятельности ТФОМС в рамках базовой
программы ОМС путем направления ТФОМС
финансовых средств на выполнение территориальных
программ ОМС в рамках базовой программы
ОМС, национальный проект «Здоровье»,
пилотный проект в субъектах Российской
Федерации, направленного на повышение
качества услуг в сфере здравоохранения.
Расходование средств ФОМС осуществляется
исключительно на цели, определенные законодательством,
регламентирующим его деятельность, в
соответствии с бюджетом, утвержденным
федеральным законом.
Территориальные фонды
обязательного медицинского страхования
в области финансово-кредитной
деятельности и контроля за рациональным
использованием финансовых средств в
системе обязательного медицинского страхования
осуществляют следующие основные функции:
- аккумулируют финансовые
средства территориальных фондов;
- осуществляют финансирование
обязательного медицинского страхования,
проводимого страховыми медицинскими
организациями, имеющими соответствующие
лицензии, заключившими договоры обязательного
медицинского страхования по дифференцированным
нормативам, устанавливаемым правлением
территориального фонда;
- проводят финансово-кредитную
деятельность по обеспечению системы
обязательного медицинского страхования;
- выравнивают финансовые
ресурсы городов и районов, направляемые
на проведение обязательного медицинского
страхования;
- предоставляют
кредиты, в том числе на льготных условиях,
страховщикам при обоснованной нехватке
у них финансовых средств;
- накапливают финансовые
резервы для обеспечения устойчивости
системы обязательного медицинского страхования;
- совместно с органами
государственной налоговой службы РФ
осуществляют контроль за своевременным
и полным поступлением в территориальный
фонд страховых взносов, а также за рациональным
использованием поступивших финансовых
средств;
- согласовывают
совместно с органами исполнительной
власти, профессиональными медицинскими
ассоциациями тарификацию стоимости медицинской
помощи, территориальную программу обязательного
медицинского страхования населения и
вносят предложения о финансовых ресурсах,
необходимых для ее осуществления, о тарифах
на медицинские и иные услуги по обязательному
медицинскому страхованию;
- предоставляют
Федеральному фонду информацию о финансовых
ресурсах системы обязательного медицинского
страхования и другую информацию в пределах
своей компетенции.
Финансовые средства
Федерального и территориальных фондов
обязательного медицинского страхования
образуются за счет некоторых общих и
ряда собственных источников для каждого
фонда. Важнейшие из них:
- часть страховых
взносов предприятий, организаций, учреждений
и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности на обязательное
медицинское страхование в размерах, устанавливаемых
законодательным органом РФ;
- взносы территориальных
фондов на реализацию совместных программ,
выполненных на договорных началах;
- ассигнования из
федерального бюджета на выполнение республиканских
программ обязательного медицинского
страхования;
- добровольные взносы
юридических и физических лиц;
- доходы от использования
временно свободных финансовых средств
Федерального и территориальных фондов;
- нормированные
страховые запасы финансовых средств
Федерального и территориальных фондов;
- средства, предусматриваемые
органами исполнительной власти в соответствующих
бюджетах на обязательное медицинское
страхование неработающего населения;
- финансовые средства, взыскиваемые со
страхователей, медицинских учреждений
и других юридических и физических лиц
в результате предъявления им соответствующих
требований.
Согласно Положению
о порядке уплаты страховых взносов
в Федеральный и территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования страховой тариф
взносов, уплачиваемых работодателем
и иными плательщиками, определяется
Законом Российской Федерации по
представлению Правительства страны.
В 2010 году в медицинские
организации поступило 515,9 млрд. рублей
(в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в том числе на
оплату медицинской помощи в рамках территориальных
программ обязательного медицинского
страхования 509,8 млрд. рублей. Структура
системы обязательного медицинского страхования
представлена 84 территориальными фондами
медицинского страхования, 100 страховыми
медицинскими организациями (СМО) и 261
филиалам СМО.1
Численность граждан, застрахованных
по обязательному медицинскому страхованию,
составила 141,4 млн. человек; в том числе
57,9 млн. работающих граждан и 83,5 млн. неработающих
граждан.
Страховые медицинские организации
осуществляли обязательное медицинское
страхование в 83 субъектах Российской
Федерации и г.Байконур. В Чукотском
автономном округе страховые медицинские
организации не работают.