Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа
Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудоемких работ, которые раньше в на предприятиях нашей страны редко выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Общая логическая цепь здесь такова:
Цель - Задачи подразделения - Планы - Задания исполнителям - Функции - Контроль за исполнением.
Правильно сформулированные цели должны удовлетворять следующим требованиям: конкретность , измеримость , достижимость , согласованность , приемлемость , гибкость . Целям присущи такие качества, как: соподчиненность; развёртываемость; соотносительная важность.
Иерархия
целей представляется обычно в виде
"дерева целей". Основным правилом
построения "дерева целей" является
- полнота редукции (сведение сложного
к более простым): каждая цель данного
уровня должна быть представлена в виде
подцелей следующего уровня таким образом,
чтобы совокупность полностью определила
исходную цель.
4.1 Основные правила построения дерева
целей:
На
каждом уровне дерева целей совокупность
подцелей должна быть достаточной для
описания цели. Расчленение цели на
подцели на каждом уровне ведётся
только по одному признаку декомпозиции.
Каждая выделяемая подцель должна относится
к организационно-
Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырёх фаз:
Первая фаза. Влияние среды оказывает влияние не только на установление миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Руководство должно стремится предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этими предвидениями. Вот почему очень важно выявлять тренды, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сферы, науки и техники.
Вторая
фаза. При установлении целей для
организации в целом важно
определить то, какие из широкого круга
возможных характеристик
Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строится как по долгосрочным целям, так и по краткосрочным.
Четвёртая фаза. Для того, чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении целей организации, она должна быть доведена до уровня отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс достижения конечной цели организации.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех её подразделений и для всех её членов. Однако из требовательности целей никак не следует неизменность. Возможно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, как этого требует обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер.
Возможен другой подход. Многие организации осуществляют систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели. При достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. Производственные организации являются многоцелевыми системами.
Цель
определяется назревшей потребностью
и возможностями её достижения. Для
определения целей необходимо знание
потребностей и анализ возможностей
удовлетворения этих потребностей. Цель
всегда должна быть реальной. Цель должна
быть конкретной и конечной для исполнителей,
иметь помимо формулировки количественное
выражение или возможность
Цель любой действующей системы - это результат деятельности этой системы, который желательно достичь в заданное время. Для достижения цели необходимо выполнить определённые задачи. Постановка цели отвечает на вопрос: какой результат должен быть достигнут? Постановка задачи отвечает на вопрос: что должно быть сделано для достижения цели?
Различают
следующие виды целей: по охватываемой
сфере (общая, частная); по значению (главная,
второстепенная); по денежному выражению
(денежные, безденежные); по количеству
переменных в цели (одно и многопеременные);
по предмету цели (на общий результат
и на производственный результат); по
месту в иерархии целей (высшие, промежуточные
и низшие); по взаимному соотношению
целей (комплиментарные, индифферентные
и конкурирующие цели); по уровням
значимости (главная, основная ,частная);
по долгосрочности (долгосрочные (стратегические),
среднесрочные (оперативные), текущие
(оперативные)); по уровням управления
(общегосударственные, отраслевые, региональные,
цели объединений, цели предприятия); по
этапам деятельности( промежуточные, конечные
цели).
Стратегический
менеджер – личность, которая накладывает
отпечаток на деятельность организации,
на ее главные самостоятельные
В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структурa – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение в компании, управляя организацией в стратегическом смы
Изо
всех задач менеджмента самая
важная — разработка долгосрочной
стратегии, эффективных методов
конкуренции и ведения бизнеса
и осуществления всех мероприятий,
необходимых для
Блестящее воплощение прекрасной стратегии – лучший критерий качества управления и самый надежный рецепт успеха компании.
Однако и сочетание хорошей стратегии с удачной реализацией не защищает компанию от периодов низкой производительности из-за неожиданных изменений на рынках, непредвиденных технологических простоев и издержек. Порой приходится не один год посвятить созданию и внедрению подходящей стратегии. Но ни неудачным стечением обстоятельств, ни ссылками на нехватку времени нельзя оправдать стабильно низкую производительность компании . Задача менеджмента компании – адаптироваться к неожиданным изменениям условий с помощью заранее запланированных действий и гибкого изменения методов ведения бизнеса. В целом, главное при выработке стратегии – добиться такого положения на рынке и создать такую организацию, которые обеспечивают высокую производительность даже в непредвиденных обстоятельствах, в условиях жесткой конкуренции, вынужденных простоев и непредвиденных издержек. Поэтому качество менеджмента компании определяется качеством разработанной стратегии и качеством ее реализации .
Процесс разработки и реализации стратегии состоит из пяти взаимосвязанных управленческих задач.
1.
Формирование стратегического
2.
Постановка целей; перевод
3. Разработка стратегии.
4. Реализация стратегии.
5.
Оценка результатов и
5.1.
Основные требования к стратегическому
менеджеру
Для того, чтобы конкурировать в сложной и быстроизменяющейся сегодняшней обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии - стратегическими менеджерами. Их задача - обеспечение деятельности всей организации по определенному направлению (часто их называют комплексными менеджерами). Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет) и занимают уникальное положение в компании, управляя всей организацией в стратегическом смысле.
По мнению Э. Враппа (университет Чикаго) наиболее удачливые стратегические менеджеры должны обладать следующими качествами:
- быть хорошо информированы,
-
уметь управлять своими
- быть хорошими политиками (создателями консенсуса),
- они не должны быть, как эксперты,"зациклены",
-
способностью продвигать
Хорошая информированость предусматривает возможность принятия широкого диапозона управленческих решений на разных уровнях управления. Менеджеры должны создать сеть источников информации в различных частях организации, что даст им возможность оставаться в пределах оперативных реальностей.
Они должны уметь распределять свое время и энергию среди различных дел, решений или проблем. Они должны знать, когда надо делегировать ответственность, а когда надо включаться в частное решение.
Хороший политик должен обладать искусством достижения консенсуса на основе своих идей, а не давить своим авторитетом для их продвижения. Он должен действовать как член или лидер коалиции, а не как диктатор.