Бизнес-план предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание

Бизнес-план – это особый взгляд на будущее предприятия, позволяющий снизить риски предприятия и содержащий ответы на следующие вопросы:
– на какой рынок вступаете в конкурентную борьбу?
– с какими конкурентами придётся столкнуться?
– какие виды товаров и услуг сможете предложить?
– какие ценности сможете предложить потребителям (какие потребности потребителей сможете удовлетворить)?
– насколько большим и прибыльным сможет стать предприятие?

Работа состоит из  1 файл

1.Бизнес-план предприятияс.doc

— 579.00 Кб (Скачать документ)


БИЗНЕС-ПЛАН

       Планирование – это единая система выработки информации о будущем, не имеющая формального ограничения во времени и состоящая из двух стадий – прогнозирования и разработки плана. Сущность прогнозирования – «вероятно, будет», сущность планирования – «должно быть». Прогноз – это вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта (процесса или явления) в определённый момент времени в будущем и (или) альтернативных путях достижения каких-либо результатов. Прогнозирование – это процесс формирования прогнозов развития объекта на основе анализа тенденций его развития. Различают 4 этапа планирования в сфере сервиса:

1) оперативно-календарное планирование (время упреждения от часа до месяца);

2) текущее технико-экономическое планирование (до 1 года);

3) перспективное и долгосрочное планирование (до 15 лет);

4) прогнозирование

     Этапы планирования в сфере сервиса ориентированы не только во времени, но и в плоскостях функционального и территориального деления объекта планирования. Прогнозирование и перспективное планирование охватывает высшие уровни функциональной и территориальной  иерархии: от народного хозяйства страны до предприятия; оперативно-календарное планирование – низшие уровни иерархии: от рабочего места до предприятия; текущее технико-экономическое планирование  занимает между ними среднее положение. Следует заметить, что под воздействием научно-технического прогресса, указанная схема охвата уровней планирования постоянно трансформируется, проникая в другие уровни. Прогнозирование всегда является первой стадией планирования, остальные три этапа составляют стадии разработки плана.

Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности предприятий. В словаре Вебстера «риск» определяется как «опасность, возможность убытка или ущерба». Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой де­ятельности. Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято различать следующие основные виды рисков:

1) производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;

2) финансовый (кредитный) риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы долга;

3) инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных.

      Когда говорят о необходимости учета риска при управлении проектами, обычно имеют в виду основных его участников: заказчика, инвестора, исполнителя, а также страховую компанию. При анализе риска любого из участников проекта используются критерии, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером, приведенные в книге экономиста Тепмана Л.Н [Тэпман Л.Н. «Риски в экономике» – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 380 с.]:

        потери от риска независимы друг от друга;

        потеря по одному направлению из «портфеля рисков» не обязательно увеличивают вероятность потери по-другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);

        максимальный возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

Риск обычно подразделяется на два типа − динамический и статический. Динамический риск − это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала вследствие принятия управленческих решений или непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск − это риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.

Для любого бизнеса важным является не избегание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. Разумный риск и успех в мире бизнеса решающим образом зависят от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, эффективного планирования и точного прогнозирования.

Ключевые факторы успеха в современной экономике – это знания и ресурсы, которыми должно обладать предприятие, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. К ключевым факторам успеха относятся передовые технологии, высокое качество обслуживания клиентов, динамичный маркетинг, эффективная реклама, выгодное месторасположение.

Развитие планирования в России и за рубежом привело к выделению в системе планирования особой технологии – это бизнес-планирование. Основное отличие бизнес-плана от других планов заключается в том, что объектом бизнес-планирования является бизнес-проект и, как правило, инновационный, результаты которого можно реализовать и оценить. Составление бизнес-плана является достаточно объективной оценкой предпринимательской деятельности фирмы и необходимым инструментом принятия проектных решений, связанных с взаимодействием фирмы и внешней среды. Эта особенность бизнес-плана ставит его в особое положение, но при этом он не отменяет и не меняет на предприятии ни один другой план. Учитывая, что каждый бизнес-проект имеет свой срок реализации, бизнес-план разрабатывается не на стандартный период, а на интервал времени, соответствующий сроку реализации проекта, либо сроку окупаемости инвестиций. Бизнес-план составляется в следующих случаях:

– для обоснования конкретного проекта, с указанием сроков реализации и показателей окупаемости инвестиций;

– для обоснования возвратности кредита, получаемого в банке или другой кредитной организации либо фонде;

– для экономического обоснования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

– в виде исключения, для обоснования работы предприятия либо его подразделения на конкретный плановый период;

– для снижения вероятности банкротства;

– когда необходимо повысить квалификацию управленческого персонала, заставляя его анализировать конкретную проблему предприятия.

     Таким образом, бизнес-план – это  особый взгляд на будущее предприятия, позволяющий снизить риски предприятия и содержащий ответы на следующие вопросы:

– на какой рынок вступаете в конкурентную борьбу?

– с какими конкурентами придётся столкнуться?

– какие виды товаров и услуг сможете предложить?

– какие ценности сможете предложить потребителям (какие потребности потребителей сможете удовлетворить)?

– насколько большим и прибыльным сможет стать предприятие?

Наиболее распространенные на предприятиях структуры бизнес-планов включают следующие разделы: титульный лист; вводная часть; анализ положения дел в отрасли; сущность проекта; план маркетинга; производственный план; организационный план; оценка рисков; финансовый план; приложения. Краткое содержание разделов бизнес-планов приведено в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Краткая характеристика разделов бизнес-плана

Раздел бизнес-плана

Краткая характеристика

Вводная часть

Цель составления плана. Сфера будущей деятельности. Преимущества предлагаемого товара (услуги). Основные финансовые результаты. Оценка факторов риска. Гарантия по возврату кредита.

Анализ положения дел в отрасли.

Динамика продаж по аналогичным видам продукции. Тенденции ценообразования. Характеристика конкурентов. Характеристика потребителей. Перспективная рыночная возможность.

Сущность проекта

Характеристика идеи проекта, характеристика услуги, продукции.

План маркетинга

Описание структуры рынка. Оценка возможностей предложения на рынке своего товара или услуги. Оценка емкости рынка. Оценка потенциальных конкурентов. Оценка потребителей. Характеристика ценовой, товарной, сбытовой, рекламной политики.

План производства

Оценка производственно-технических возможностей предприятия. Характеристика производственной базы. Расчёт общих издержек и себестоимости единицы продукции.

Организационный план

Обоснование выбранной организационно-правовой формы. Разработка организационно-правовой формы. Организация работы персонала.

Оценка рисков

Действия конкурентов, политические процессы, изменения нормативных документов.

Финансовый план

Прогноз объёма реализации. Баланс денежных потоков. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов затрат. График прибыльности.

Разработка бизнес-плана – это творческий процесс, конечным результатом которого должно быть прибыльное и конкурентоспособное предприятия, поэтому жёстких схем и рекомендаций к его составлению не предусмотрено.

Разработка бизнес-плана   услуги … для предприятия сервиса

1. Характеристика предприятия (компании, организации)

        Формулировка миссии предприятия: изложение намерений организации, устанавливающее, что она представляет собой и чем занимается.

       Осветить деятельность предприятия, включая рынки и географические регионы, на которых работает, перечислить предлагаемые товары и услуги. Подчеркнуть те аспекты (деятельности, структуры, технологии и т.д.), на фоне которых предприятие отличается от остальных, работающих в этой же отрасли. Перечислить основных достижения, которых намереваетесь достичь в ближайшие годы. Какие дополнительные льготы получат клиенты при выборе данного предприятия?

     Цели и задачи. Изложение всех основных целей предприятия, а списка задач, которые необходимо решить, для достижения поставленных целей.

     Цель – это основные результаты, которых намерена достичь организация. Стремясь к поставленным целям, предприятие должно задействовать все свои ресурсы (люди, средства материальные и денежные), чтобы добиться желаемых результатов. Задачи содержат описание того, что нужно сделать, чтобы добиться поставленных целей. Следует знать, что амбициозные цели стимулируют, а нереальные – разочаровывают!

Формулировка системы ценностей предприятия. Перечень убеждений и принципов, которыми руководствуется предприятие в своих действиях. (Формулировка системы ценностей часто адресована определённому кругу потребителей, на которых ориентировано предприятие). Например, система ценностей может быть сформулирована следующим образом:

– максимально, быстро и качественно удовлетворять запросы клиента;

– заповедь каждого сотрудника: клиент всегда прав;

– постоянно совершенствовать и развивать партнёрство и кооперацию на взаимовыгодных условиях ;

– постоянно совершенствовать и развивать материально-техничекое обеспечение, повышать квалификацию персонала и  т.д.

2. Анализ внешней бизнес-среды. Анализ конкурентов

      Перечислить основных конкурентов, их достоинства и недостатки: ценовая политика, используемые технологии и оборудование, ассортимент предоставляемых услуг, качество обслуживания клиентов, структура обслуживаемых клиентов.

3. Анализ потребителей

      Главная цель современного сервиса – максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов. Поэтому следует  описать потенциальных потребителей, на которых рассчитаны, предлагаемые услуги, разделив их на группы по сегментам рынка. Сегмент рынка – это группа клиентов со специфическими запросами и потребностями. Подразделение потребителей на группы осуществляется по следующим признакам: география (район проживания); профиль (возраст, пол, размер семьи, образование, доход, национальность, социальный статус); стиль жизни (увлечения, любимые телепередачи, общественная деятельность, предпочтительные способы проведения отпуска), личные качества.

     По тому, как человек относится к новым товарам и услугам, можно определить тип личности. По результатам социально-психологических исследований (Пол Тиффани, Стивен Петерсон) предлагается следующая типология клиентов (таблица 2).

 

 

 

Таблица 2 – Типология потенциальных потребителей новых товаров и услуг

Тип

Процент от общего количества потребителей, %

Характеристика

«Новаторы»

2,5

Любят испытывать всё новое. Молоды и хорошо образованы. Легко воспринимают новые идеи и технологии. Мобильны и коммуникабельны.

«Ранние последователи»

13,5

Лидеры в своей среде. Осторожные испытатели. Воспринимают разумные аргументы. Пользуются уважением окружающих.

«Раннее большинство»

34

Стараются по возможности избегать рискованных ситуаций. Взвешенно действуют. Предпочитают не испытывать новые товары, пока в этом не появится необходимость.

«Позднее большинство»

34

Скептики. Крайне осторожны. Разочарованы другими товарами. Боятся испытывать новые товары. Подчиняются только давлению друзей.

«Отстающие»

16

Стараются не испытывать новых товаров так долго, насколько это возможно.

Информация о работе Бизнес-план предприятия