Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа
Бизнес-план – это особый взгляд на будущее предприятия, позволяющий снизить риски предприятия и содержащий ответы на следующие вопросы:
– на какой рынок вступаете в конкурентную борьбу?
– с какими конкурентами придётся столкнуться?
– какие виды товаров и услуг сможете предложить?
– какие ценности сможете предложить потребителям (какие потребности потребителей сможете удовлетворить)?
– насколько большим и прибыльным сможет стать предприятие?
БИЗНЕС-ПЛАН
Планирование – это единая система выработки информации о будущем, не имеющая формального ограничения во времени и состоящая из двух стадий – прогнозирования и разработки плана. Сущность прогнозирования – «вероятно, будет», сущность планирования – «должно быть». Прогноз – это вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта (процесса или явления) в определённый момент времени в будущем и (или) альтернативных путях достижения каких-либо результатов. Прогнозирование – это процесс формирования прогнозов развития объекта на основе анализа тенденций его развития. Различают 4 этапа планирования в сфере сервиса:
1) оперативно-календарное планирование (время упреждения от часа до месяца);
2) текущее технико-экономическое планирование (до 1 года);
3) перспективное и долгосрочное планирование (до 15 лет);
4) прогнозирование
Этапы планирования в сфере сервиса ориентированы не только во времени, но и в плоскостях функционального и территориального деления объекта планирования. Прогнозирование и перспективное планирование охватывает высшие уровни функциональной и территориальной иерархии: от народного хозяйства страны до предприятия; оперативно-календарное планирование – низшие уровни иерархии: от рабочего места до предприятия; текущее технико-экономическое планирование занимает между ними среднее положение. Следует заметить, что под воздействием научно-технического прогресса, указанная схема охвата уровней планирования постоянно трансформируется, проникая в другие уровни. Прогнозирование всегда является первой стадией планирования, остальные три этапа составляют стадии разработки плана.
Проблема риска и дохода является одной из ключевых концепций в финансовой и производственной деятельности предприятий. В словаре Вебстера «риск» определяется как «опасность, возможность убытка или ущерба». Следовательно, риск относится к возможности наступления какого-либо неблагоприятного события. Под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Современная рыночная среда немыслима без риска. Принято различать следующие основные виды рисков:
1) производственный риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих обязательств по контракту или договору с заказчиком;
2) финансовый (кредитный) риск, связанный с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы долга;
3) инвестиционный риск, связанный с возможным обесцениванием инвестиционно-финансового портфеля, состоящего как из собственных ценных бумаг, так и приобретенных.
Когда говорят о необходимости учета риска при управлении проектами, обычно имеют в виду основных его участников: заказчика, инвестора, исполнителя, а также страховую компанию. При анализе риска любого из участников проекта используются критерии, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером, приведенные в книге экономиста Тепмана Л.Н [Тэпман Л.Н. «Риски в экономике» – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 380 с.]:
потери от риска независимы друг от друга;
потеря по одному направлению из «портфеля рисков» не обязательно увеличивают вероятность потери по-другому (за исключением форс-мажорных обстоятельств);
максимальный возможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.
Риск обычно подразделяется на два типа − динамический и статический. Динамический риск − это риск непредвиденных изменений стоимости основного капитала вследствие принятия управленческих решений или непредвиденных изменений рыночных или политических обстоятельств. Такие изменения могут привести как к потерям, так и к дополнительным доходам. Статический риск − это риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации. Этот риск может привести только к потерям.
Для любого бизнеса важным является не избегание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. Разумный риск и успех в мире бизнеса решающим образом зависят от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, эффективного планирования и точного прогнозирования.
Ключевые факторы успеха в современной экономике – это знания и ресурсы, которыми должно обладать предприятие, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. К ключевым факторам успеха относятся передовые технологии, высокое качество обслуживания клиентов, динамичный маркетинг, эффективная реклама, выгодное месторасположение.
Развитие планирования в России и за рубежом привело к выделению в системе планирования особой технологии – это бизнес-планирование. Основное отличие бизнес-плана от других планов заключается в том, что объектом бизнес-планирования является бизнес-проект и, как правило, инновационный, результаты которого можно реализовать и оценить. Составление бизнес-плана является достаточно объективной оценкой предпринимательской деятельности фирмы и необходимым инструментом принятия проектных решений, связанных с взаимодействием фирмы и внешней среды. Эта особенность бизнес-плана ставит его в особое положение, но при этом он не отменяет и не меняет на предприятии ни один другой план. Учитывая, что каждый бизнес-проект имеет свой срок реализации, бизнес-план разрабатывается не на стандартный период, а на интервал времени, соответствующий сроку реализации проекта, либо сроку окупаемости инвестиций. Бизнес-план составляется в следующих случаях:
– для обоснования конкретного проекта, с указанием сроков реализации и показателей окупаемости инвестиций;
– для обоснования возвратности кредита, получаемого в банке или другой кредитной организации либо фонде;
– для экономического обоснования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
– в виде исключения, для обоснования работы предприятия либо его подразделения на конкретный плановый период;
– для снижения вероятности банкротства;
– когда необходимо повысить квалификацию управленческого персонала, заставляя его анализировать конкретную проблему предприятия.
Таким образом, бизнес-план – это особый взгляд на будущее предприятия, позволяющий снизить риски предприятия и содержащий ответы на следующие вопросы:
– на какой рынок вступаете в конкурентную борьбу?
– с какими конкурентами придётся столкнуться?
– какие виды товаров и услуг сможете предложить?
– какие ценности сможете предложить потребителям (какие потребности потребителей сможете удовлетворить)?
– насколько большим и прибыльным сможет стать предприятие?
Наиболее распространенные на предприятиях структуры бизнес-планов включают следующие разделы: титульный лист; вводная часть; анализ положения дел в отрасли; сущность проекта; план маркетинга; производственный план; организационный план; оценка рисков; финансовый план; приложения. Краткое содержание разделов бизнес-планов приведено в таблице 1.
Таблица 1 – Краткая характеристика разделов бизнес-плана
Раздел бизнес-плана | Краткая характеристика |
Вводная часть | Цель составления плана. Сфера будущей деятельности. Преимущества предлагаемого товара (услуги). Основные финансовые результаты. Оценка факторов риска. Гарантия по возврату кредита. |
Анализ положения дел в отрасли. | Динамика продаж по аналогичным видам продукции. Тенденции ценообразования. Характеристика конкурентов. Характеристика потребителей. Перспективная рыночная возможность. |
Сущность проекта | Характеристика идеи проекта, характеристика услуги, продукции. |
План маркетинга | Описание структуры рынка. Оценка возможностей предложения на рынке своего товара или услуги. Оценка емкости рынка. Оценка потенциальных конкурентов. Оценка потребителей. Характеристика ценовой, товарной, сбытовой, рекламной политики. |
План производства | Оценка производственно-технических возможностей предприятия. Характеристика производственной базы. Расчёт общих издержек и себестоимости единицы продукции. |
Организационный план | Обоснование выбранной организационно-правовой формы. Разработка организационно-правовой формы. Организация работы персонала. |
Оценка рисков | Действия конкурентов, политические процессы, изменения нормативных документов. |
Финансовый план | Прогноз объёма реализации. Баланс денежных потоков. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов затрат. График прибыльности. |
Разработка бизнес-плана – это творческий процесс, конечным результатом которого должно быть прибыльное и конкурентоспособное предприятия, поэтому жёстких схем и рекомендаций к его составлению не предусмотрено.
Разработка бизнес-плана услуги … для предприятия сервиса
1. Характеристика предприятия (компании, организации)
Формулировка миссии предприятия: изложение намерений организации, устанавливающее, что она представляет собой и чем занимается.
Осветить деятельность предприятия, включая рынки и географические регионы, на которых работает, перечислить предлагаемые товары и услуги. Подчеркнуть те аспекты (деятельности, структуры, технологии и т.д.), на фоне которых предприятие отличается от остальных, работающих в этой же отрасли. Перечислить основных достижения, которых намереваетесь достичь в ближайшие годы. Какие дополнительные льготы получат клиенты при выборе данного предприятия?
Цели и задачи. Изложение всех основных целей предприятия, а списка задач, которые необходимо решить, для достижения поставленных целей.
Цель – это основные результаты, которых намерена достичь организация. Стремясь к поставленным целям, предприятие должно задействовать все свои ресурсы (люди, средства материальные и денежные), чтобы добиться желаемых результатов. Задачи содержат описание того, что нужно сделать, чтобы добиться поставленных целей. Следует знать, что амбициозные цели стимулируют, а нереальные – разочаровывают!
Формулировка системы ценностей предприятия. Перечень убеждений и принципов, которыми руководствуется предприятие в своих действиях. (Формулировка системы ценностей часто адресована определённому кругу потребителей, на которых ориентировано предприятие). Например, система ценностей может быть сформулирована следующим образом:
– максимально, быстро и качественно удовлетворять запросы клиента;
– заповедь каждого сотрудника: клиент всегда прав;
– постоянно совершенствовать и развивать партнёрство и кооперацию на взаимовыгодных условиях ;
– постоянно совершенствовать и развивать материально-техничекое обеспечение, повышать квалификацию персонала и т.д.
2. Анализ внешней бизнес-среды. Анализ конкурентов
Перечислить основных конкурентов, их достоинства и недостатки: ценовая политика, используемые технологии и оборудование, ассортимент предоставляемых услуг, качество обслуживания клиентов, структура обслуживаемых клиентов.
3. Анализ потребителей
Главная цель современного сервиса – максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов. Поэтому следует описать потенциальных потребителей, на которых рассчитаны, предлагаемые услуги, разделив их на группы по сегментам рынка. Сегмент рынка – это группа клиентов со специфическими запросами и потребностями. Подразделение потребителей на группы осуществляется по следующим признакам: география (район проживания); профиль (возраст, пол, размер семьи, образование, доход, национальность, социальный статус); стиль жизни (увлечения, любимые телепередачи, общественная деятельность, предпочтительные способы проведения отпуска), личные качества.
По тому, как человек относится к новым товарам и услугам, можно определить тип личности. По результатам социально-психологических исследований (Пол Тиффани, Стивен Петерсон) предлагается следующая типология клиентов (таблица 2).
Таблица 2 – Типология потенциальных потребителей новых товаров и услуг
Тип | Процент от общего количества потребителей, % | Характеристика |
«Новаторы» | 2,5 | Любят испытывать всё новое. Молоды и хорошо образованы. Легко воспринимают новые идеи и технологии. Мобильны и коммуникабельны. |
«Ранние последователи» | 13,5 | Лидеры в своей среде. Осторожные испытатели. Воспринимают разумные аргументы. Пользуются уважением окружающих. |
«Раннее большинство» | 34 | Стараются по возможности избегать рискованных ситуаций. Взвешенно действуют. Предпочитают не испытывать новые товары, пока в этом не появится необходимость. |
«Позднее большинство» | 34 | Скептики. Крайне осторожны. Разочарованы другими товарами. Боятся испытывать новые товары. Подчиняются только давлению друзей. |
«Отстающие» | 16 | Стараются не испытывать новых товаров так долго, насколько это возможно. |