Бизнес-планирование в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Основная цель работы – раскрыть сущность и возможности бизнес-планирования для российских турфирм.

Для этого необходимо решить следующие задачи:
определить роль бизнес-плана в системе планирования на туристском предприятии;
оценить существующие методики по разработке бизнес-плана;
изучить структуру бизнес-плана;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ТУРИСТСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ 5
2. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕТОДИК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА 11
3. СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

бизнес планирование.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

 

        2. Оценка существующих методик разработки бизнес-плана

 
 

       Существует два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике, данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании принимают активное участие финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса (14).

       При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес-плане.

       Разработчиками  бизнес-плана являются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные  авторы. При необходимости по согласованию с заказчиком привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

       Необходимо  отметить, что под методикой бизнес-планирования следует понимать не только и не столько требования по содержанию бизнес-плана, сколько совокупность приемов и  их последовательность, применяемых  при разработке бизнес-плана (4).

         В настоящее время на рынке  России из западных методик  наиболее известна разработка UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и её электронная версия СОМFАR.

       Кроме того, популярностью пользуются разработки Tacis – программы Европейского Союза, разработанной для стран СНГ (плюс Монголия) по субсидированию приобретений современных технологий; а также некоторые другие.

       Определенную  лепту внесло и Правительство Российской Федерации, утвердив своим постановлением Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации. В качестве приложения к данному положению Правительство предлагает макет бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки.

       Можно выделить основу (ядро) всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов и провести детальный анализ, какие из предложенных методов уже актуальны, а какие еще не работают в условиях становления рынка России.  Такой основой всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов являются следующие разделы:

  • финансовый план;
  • маркетинг-план;
  • система производства.

       Они связаны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта), с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. Именно эти основополагающие ключевые разделы и заложили фундамент российских методик.

       В подавляющем большинстве случаев авторы изданий и статей, посвященных именно методике бизнес-планирования, сводят данную категорию до уровня количества разделов в бизнес-плане и их примерного содержания (4).

         Многие из них объединяет следующее:

  • в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);
  • в общих чертах говорится о том , как и что нужно написать в каждом разделе;
  • приводятся примеры написания бизнес-плана;
  • в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;
  • рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд сопутствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и исходя из общих рекомендаций, а затем разработать бизнес-план.

       Российские  коммерческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в которую закладывает свои требования. Некоторые банки считают необходимым вести расчеты финансового плана в двух денежных единицах: российской и иностранной, другие в одной (большее предпочтение иностранной), нет единого подхода к расчетам рисков и т.д. И если учесть, что эти методики, в основном, разработаны для служебного пользования, то можно представить сложности, с которыми сталкивается руководитель сам разработавший бизнес-план. В большинстве случаев самостоятельное  использование предпринимателем указанных методик недостаточно для разработки бизнес-планов, удовлетворяющего требованиям инвесторов, и их можно рассматривать как предварительную проработку намерений и планов заемщика (14).

       В связи с этим представляется небезынтересным  метод составления бизнес-плана, получивший название «метод тестовых таблиц».

       Новым в данной методике является осмысление концепции бизнес-планирования, как  процесса, направленного на реализацию целей и задач развития организации оптимальным путем с учетом неопределенностей,  а также создание инструмента в виде тестовых таблиц, представляющих собой объективно сравниваемые альтернативные решения проблемы или альтернативные средства достижения цели, с помощью которых выбирается оптимальный вариант, а также использование технологии текста-шаблона и ответов-вставок при разработке бизнес-планов.

       Использование вопросов в форме тестовых таблиц для сбора информации помогает решить проблему сбора исходных данных с учетом предлагаемых альтернативных вариантов.

       Использование текста-шаблона и ответов-вставок  помогает максимально упростить  процесс написания текстовой  части бизнес-плана.

       Тестовые  таблицы для разработки бизнес-плана  представляют собой набор вопросов, сгруппированных по разделам бизнес-плана. В каждом разделе вопросы группируются исходя из порядка изложения раздела. Объем вопросов определяется указанными выше нормами и рекомендациями, а также необходимостью полного отражения экономической деятельности предприятия. 

       Приводимые  в методике формы входной информации соответствуют методике ЮНИДО и, в основном, пригодны при использовании  любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.

       Анализ  инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц предусматривает также определение источников неопределенности. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе - о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

       В представленной методике можно выделить некоторые преимущества по сравнению  с общепринятым подходом: ввиду отсутствия четкой структуризации по разделам (план-маркетинг, план производства, финансовый план) благодаря применению системы взаимосвязанных тестов практически полностью исключается вероятность завышения показателей и данных предпринимателем. Кроме того, в тесты внесены вопросы так называемой «шкалы лжи», набранные баллы по которой, указывают, насколько заказчик был честен перед консультантом и перед самим собой. Данная методика также не лишена и недостатков. В частности, процесс подготовки тестовых таблиц безусловно трудоемок, а от поставленных вопросов зависит качество и полнота охвата бизнес-планирования. В связи с этим необходимо отметить, что воспользоваться данной методикой смогут, пожалуй, только консультационные фирмы, либо предприятия, постоянно сталкивающиеся с необходимостью бизнес-планирования.

       3. Содержание бизнес-плана

 
 

       Как было уже отмечено, наибольшую популярность в России приобрела методика, которая  была разработана под эгидой UNIDO, а также Tacis. Требованиям этих организаций были также подчинены популярные в России пакеты разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis). В связи с этим обстоятельством, давая характеристику содержания бизнес-плана, было бы рационально придерживаться рекомендаций указанных организаций.

       С этих позиций основными разделами  бизнес-плана являются следующие:

  • резюме;
  • бизнес и его стратегия;
  • маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия (план-маркетинг);
  • производство и эксплуатация;
  • управление и процесс принятия решений;
  • финансы (финансовый план);
  • факторы риска.

       1. Резюме является одним из самых  важных разделов плана, так  как может вызвать (или нет)  интерес читателя (который мог  бы стать потенциальным инвестором). В нем кратко описывается назначение бизнес-плана и цели работы предприятия. Также указывается размер требуемого кредита и цель его использования, размер предполагаемой прибыли, сроки и способы погашения кредита, наличие собственных средств, целесообразность данных капиталовложений для инвесторов, уже существующих партнеров или кредиторов. Особое значение уделяется  краткому описанию истории  создания, развития бизнеса и существующей стадии его развития.

       2. Бизнес и его стратегия. Этот  раздел представляет собой тщательное  описание компании и максимально подробное изложение идеи бизнес-плана и причин, которые способствовали возникновению данной идеи.

       В данном блоке необходима развернутая  характеристика предполагаемого вида деятельности:

  • описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала;
  • описание целей бизнеса;
  • описание стратегии бизнеса:
  • описание основных характеристик продукции и услуг;
  • общее описание рынка.

       В бизнес-плане желательно сформулировать миссию предприятия. Определение миссии позволяет убедить партнеров, сотрудников, клиентов, инвесторов в необходимости и социальной значимости предприятия и его бизнеса,  а также возможности его успешного развития.

       Миссия  – это руководящая философия  бизнеса, придающая фирме смысл  ее существования, т.е. это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

       Цели  – это параметры деятельности фирмы, достижение которых обусловлено ее миссией и на реализацию которых направлена ее хозяйственная деятельность.

       Формулирование  цели туристской фирмы – одно из условий успешного предпринимательства. Первоначально должна быть определена и документально зафиксирована генеральная цель предприятия. Это может быть: увеличение объемов продаж, выход на международный рынок, создание крупной туроператорской компании, обладающей обширной агентской сетью и занимающее лидирующее положение на рынке, и т.д.

       Достижение  генеральной цели подкрепляется  определением нескольких целей предприятия, достижение которых способно поддержать ее достижение. К примеру, развитие и увеличение агентской сети, реформирование структуры менеджмента персонала, разработка разнообразного и дифференцированного предложения туристских продуктов в комплексе дают достижение генеральной цели туристского предприятия, т.е. занятие лидирующего положения на туристском рынке в области туроперейтинга.

       В формировании целей необходимо выделить приоритетные направления и обозначить наиболее важные  подразделения туристской фирмы. Причем цели во времени могут менять свою значимость, так как, достигая определенного рубежа, фирма начинает ориентироваться на следующие цели. Для этого строится дерево целей, которое целесообразно представить в приложении к бизнес-плану.

       Цели  предприятия на конкретные достижения, к которым оно стремится, могут  быть составлены либо в определенной последовательности, либо с представлением схемы по каждому направлению деятельности.

       Процесс формирования стратегии включает три  этапа: формирование общей стратегии  предприятия, формирование корпоративной  стратегии  и определение функциональных стратегий. На рисунке 3 показан алгоритм формирования стратегий фирмы.

       К общим стратегиям фирмы относятся:

  • стратегия стабильности – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержки;
  • стратегия роста – увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков;
  • стратегия сокращения – применяется в тех случаях, когда выживание предприятия находится под угрозой. Проявляется в «сборе урожая», то есть в получении краткосрочной доли прибыли в максимально возможных размерах за счет сокращения доли рынка, в случае достижения критической точки – ликвидации бизнеса.

Информация о работе Бизнес-планирование в туризме