Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:36, методичка
Целью изучения дисциплины «Деловое общение» является усвоение студентами, обучающимися по направлению и «Экономика», основных элементов, норм и принципов делового общения, которые лежат в основе управленческой культуры ведущих корпораций мира. А также развитие у будущих руководителей и специалистов стремления строить своё трудовое поведение на основе высоких этических принципов и норм.
Задачами изучения дисциплины являются:
- знакомство студентов с этическими нормами и принципами, лежащими в основе нравственного поведения людей, принадлежащих различным мировым культурам;
- знакомство с современной корпоративной культурой ведущих фирм мира;
- уяснение преимуществ соблюдения нравственных норм в процессе делового общения и управления людьми;
- знакомство с приемами проведения деловых переговоров;
- знакомство с документационным обеспечением делового общения.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
Кафедра "Гуманитарное образование"
Ю.А. Селезнёва
к.п.н., доцент
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине «Деловое общение»
Специальность: 080109 «Бухгалтерский учёт»
Квалификация: экономист
Форма обучения: заочная
Тула 2012
Конспект лекций составлен к.п.н., доцентом Селезнёвой Ю.А. и обсужден на заседании кафедры гуманитарного образования,
протокол № ___ от «___»__________2012 г.
Зав. кафедрой _____________
Содержание
1. Содержание предмета.
2. Цели и задачи изучения дисциплины
1. Содержание предмета.
Общение – важнейшая составляющая жизни человека. В широком смысле оно представляет собой совокупность различных связей между людьми – коллегами, друзьями, членами семьи и др. Это обусловливает актуальность изучения процессов общения.
В зависимости от содержания,
целей и средств общение
По содержанию общение делится на:
1) материальное – обмен продуктами, товарами, услугами,
2) когнитивное – обмен знаниями,
3) кондиционное – обмен
психическими или
4) мотивационное – обмен мотивами, побуждениями, целями, умениями, навыками и т.д.).
По средствам общения различают:
1) непосредственное – люди находятся в прямом контакте и не пользуются никакими вспомогательными средствами общения,
2) опосредованным –
обмен информацией
3) вербальным – словесным,
4) невербальным – с использованием мимики, жестов, интонации и т.д.
По видам общения:
1) деловое – общение
людей в процессе производствен
2) личное – общение
в семейно-бытовой сфере
Современная социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание общества к вопросам делового общения и определяет новый взгляд на него как на фактор стабилизации предпринимательства и развития рыночных отношений. В развитой рыночной экономике именно деловое общение сопровождает процесс производства и реализации товаров и услуг. Тому, кто хочет добиться успеха в продвижении по карьерной лестнице или стать успешным предпринимателем, необходимо владеть основными приемами делового общения, знать его этику и психологию.
Деловое общение – это одна из сфер жизнедеятельности человека, обеспечивающая успешность деятельности организации, способствующая установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, между руководителями и подчиненными, между организацией и ее партнерами и конкурентами.
Деловое общение как учебная дисциплина опирается на основные категории и принципы общей психологии, социологии, менеджмента.
2. Цели и задачи изучения дисципл
Целью изучения дисциплины «Деловое общение» является усвоение студентами, обучающимися по направлению и «Экономика», основных элементов, норм и принципов делового общения, которые лежат в основе управленческой культуры ведущих корпораций мира. А также развитие у будущих руководителей и специалистов стремления строить своё трудовое поведение на основе высоких этических принципов и норм.
Задачами изучения дисциплины являются:
- знакомство студентов
с этическими нормами и
- знакомство с современной корпоративной культурой ведущих фирм мира;
- уяснение преимуществ соблюдения нравственных норм в процессе делового общения и управления людьми;
- знакомство с приемами
проведения деловых
- знакомство с документационным обеспечением делового общения.
1.1.Понятие и психологические типы личностей
Личность - это понятие, характеризующее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его поведение в обществе.
Существуют следующие основные психологические типы личностей.
1. Экстраверт и интроверт.
2. Сенсор и интуит.
3. Логик и эмоционал.
4. Тактик и персивер.
5. Мобильные и регидные люди
6. Люди доминантного и недоминантного типов.
1.2.Характеристики личности.
Следует различать следующие
индивидуально-психологические
1) темперамент - характеристика психологических процессов и поведения человека, проявляющаяся в интенсивности психологических процессов и состояний человека.
2) характер – совокупность свойств личности, определяющих способы ее реакции на различные жизненные ситуации.
3) способности - возможности, которые приводят к успехам (неуспехам) в жизнедеятельности человека.
Следует различать природные и приобретенные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, общие и специальные.
4) чувства и эмоции.
5) воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков.
6) внимание – состояние психологической концентрации человека, сосредоточенности на конкретном объекте.
7) мышление – способность структурировать и синтезировать данные путем обобщения, процесс познания, связанный с открытием нового знания.
8) ощущение – восприятие окружающего мира таким, каким он есть в действительности и интуиция – восприятие через бессознательное, «глубинное зрение», воображение.
1.2.1.Архетип
Автор учения об архетипах – Карл Юнг - сформировал систему взглядов на природу человеческой психики. Он считал, что люди коренным образом различаются между собой, однако обладают одинаковой совокупностью инстинктов - архетипов («архи» – старший, главный), руководящими ими изнутри. Именно они определяют, каким образом люди действуют в каждом конкретном случае. Приверженность определенному архетипу является характерным свойством каждого человека и лежит в основе его психики.
К архетипам относятся – интроверт и экстраверт, сенсор и интуит и др.
1.2.2.Взаимодействие
Взаимодействие – процесс влияния, воздействия людей друг на друга. Взаимодействие людей в процессе общения относится к социальному взаимодействию и носит название интеракция.
Процесс взаимодействия включает в себя отдельные действия людей в процессе общения, определяемые их статусом и ролью. Статус – это определенная позиция человека в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Однако среди множества статусов у человека имеется главный, с которым его отождествляют другие люди. Именно он определяет стиль и образ жизни, круг общения и манеру поведения. Роль – модель поведения человека, ориентированная на конкретный статус и направленная на выполнение определенных прав и обязанностей, предписанных ему. Каждый человек обычно играет несколько ролей, каждая из которых требует своей манеры поведения.
Существует три основные формы взаимодействия:
1) кооперация – сотрудничество людей для решения общей задачи,
2) конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание определенными ценностями или благами (деньги, собственность, власть и т.д.),
3) конфликт – скрытое или открытое столкновение людей.
1.2.3.Конформизм и нонконформизм
Конформизм – это способ социального взаимодействия, характеризующийся приспособленчеством, пассивным принятием существующего порядка, отсутствием собственной позиции, подражанием любому образцу.
Противоположностью
Деление на конформистов и нонконформистов лежит в основе классификации нравственных типов личности:
1.2.4.Идентификация, рефлексия, стереотипы
В широком смысле идентификация представляет собой процесс понимания другого человека, постижения личностных смыслов его деятельности, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого человека. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека называется рефлексией. Рефлексия – это понимание человеком своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми.
Часто люди не способны воспринимать самих себя и окружающих адекватно. В этом случае возникают различные искажения восприятия, одним из самых распространенных являются стереотипы. В широком смысле, стереотип - это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д.
1.2.5.Национально-
Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, культуру. Это сказывается на особенностях их деловых отношений и принятых правилах поведения в обществе. Незнание национально-психологических особенностей личности может произвести на людей нежелательное впечатление, затруднить деловое общение.
В процессе проведения переговоров
национально-психологические
Следует различать следующие типы деловой культуры:
-североамериканская деловая
- европейская деловая культура: немецкая, английская, французская;
- восточная деловая культура: японская.
Разбираться в тонкостях делового общения необходимо как при ведении дел за границей, так и при осуществлении рабочих контактов с приезжающими в Россию иностранцами. При деловом общении с иностранцами следует соблюдать нормы дипломатического и делового протокола и этикета.
2.1. Понятие коммуникаций. Коммуникационный процесс
2.2. Вербальные коммуникации
2.3. Невербальные коммуникации
2.1.Понятие коммуникации. Коммуникационный процесс
Коммуникация - процесс передачи, обмена информацией между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Процесс коммуникации состоит из следующих базовых элементов:
1) отправитель – субъект коммуникационного процесса, передающий информацию,
2) сообщение – информация,
3) канал – средств передачи информации,
4) получатель - субъект коммуникационного процесса, кому предназначена информация.
В коммуникационном процессе выделяются два основных этапа: этап отправления информации и этап получения информации.
Коммуникативный барьер - это препятствие, возникающее на пути передачи информации.
Виды коммуникацивных барьеров
Макробарьеры – барьеры, препятствующие успешной коммуникации в целом |
Микробарьеры - барьеры, препятствующие успешной коммуникации на отдельных этапах коммуникационного процесса |
1. Перегрузка информационной сети |
1. Барьеры непонимания (фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурных различий, барьеры отношений) |
2. Усложнение информации |
2. Отсутствие обратной связи |
3. Невербальные преграды | |
4. Отсутствие навыков эффективного общения |