Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:36, методичка

Описание

Целью изучения дисциплины «Деловое общение» является усвоение студентами, обучающимися по направлению и «Экономика», основных элементов, норм и принципов делового общения, которые лежат в основе управленческой культуры ведущих корпораций мира. А также развитие у будущих руководителей и специалистов стремления строить своё трудовое поведение на основе высоких этических принципов и норм.
Задачами изучения дисциплины являются:
- знакомство студентов с этическими нормами и принципами, лежащими в основе нравственного поведения людей, принадлежащих различным мировым культурам;
- знакомство с современной корпоративной культурой ведущих фирм мира;
- уяснение преимуществ соблюдения нравственных норм в процессе делового общения и управления людьми;
- знакомство с приемами проведения деловых переговоров;
- знакомство с документационным обеспечением делового общения.

Работа состоит из  1 файл

деловое общение.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Автономная некоммерческая организация 

высшего профессионального образования 

«ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,

УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

 

Кафедра "Гуманитарное образование"

 

 

 

Ю.А. Селезнёва

к.п.н., доцент

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 по дисциплине «Деловое общение»

 

Специальность: 080109 «Бухгалтерский учёт»

Квалификация: экономист

 

Форма обучения: заочная

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2012

Конспект лекций составлен  к.п.н., доцентом Селезнёвой Ю.А. и обсужден на заседании кафедры гуманитарного образования,

 

протокол № ___ от «___»__________2012 г.

 

Зав. кафедрой _____________

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ В ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

1. Содержание предмета.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

1. Содержание предмета.

 

Общение – важнейшая составляющая жизни человека. В широком смысле оно представляет собой совокупность различных связей между людьми – коллегами, друзьями, членами семьи и др. Это обусловливает актуальность изучения процессов общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение делится  на следующие виды.

По содержанию общение делится на:

1) материальное – обмен  продуктами, товарами, услугами,

2) когнитивное – обмен знаниями,

3) кондиционное – обмен  психическими или физиологическими  состояниями,

4) мотивационное –  обмен мотивами, побуждениями, целями, умениями, навыками и т.д.).

По средствам общения различают:

1) непосредственное – люди находятся в прямом контакте и не пользуются никакими вспомогательными средствами общения,

2) опосредованным –  обмен информацией осуществляется  с помощью других людей, средств  связи, технических устройств  и т.д.,

3) вербальным – словесным,

4) невербальным – с  использованием мимики, жестов, интонации  и т.д.

По видам общения:

1) деловое – общение  людей в процессе производственной деятельности,

2) личное – общение  в семейно-бытовой сфере общения, в процессе отдыха и развития.

Современная социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание общества к вопросам делового общения и определяет новый взгляд на него как на фактор стабилизации предпринимательства и развития рыночных отношений. В развитой рыночной экономике именно деловое общение сопровождает процесс производства и реализации товаров и услуг. Тому, кто хочет добиться успеха в продвижении по карьерной лестнице или стать успешным предпринимателем, необходимо владеть основными приемами делового общения, знать его этику и психологию.

Деловое общение – это одна из сфер жизнедеятельности человека, обеспечивающая успешность деятельности  организации, способствующая установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, между руководителями и подчиненными, между организацией и ее партнерами и конкурентами.

Деловое общение как  учебная дисциплина опирается на основные категории и принципы общей  психологии,  социологии, менеджмента.

2. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Целью изучения дисциплины «Деловое общение» является усвоение студентами, обучающимися по направлению и «Экономика», основных элементов, норм и принципов делового общения, которые лежат в основе управленческой культуры ведущих корпораций мира. А также развитие у будущих руководителей и специалистов стремления строить своё трудовое поведение на основе высоких этических принципов и норм.

Задачами изучения дисциплины являются:

- знакомство студентов  с этическими нормами и принципами, лежащими в основе нравственного поведения людей, принадлежащих различным мировым культурам;

- знакомство с современной корпоративной культурой ведущих фирм мира;

- уяснение преимуществ  соблюдения нравственных норм  в процессе делового общения  и управления людьми;

- знакомство с приемами  проведения деловых переговоров;

- знакомство с документационным  обеспечением делового общения.

 

Лекция 1.  Психологические типы личностей

в деловом общении

 

    1. Понятие и психологические типы личностей.
    2. Характеристики личности
      1. Архетип
      2. Взаимодействие
      3. Конформизм и нонконформизм. Нравственные типы личности
      4. Идентификация, рефлексия, стереотипы
      5. Национально-психологические особенности личностей и деловых культур

1.1.Понятие и психологические  типы личностей

 

Личность  -  это понятие, характеризующее совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его поведение  в обществе.

Существуют следующие основные психологические типы личностей.

1. Экстраверт и интроверт.

2. Сенсор и интуит. 

3. Логик и эмоционал.

4. Тактик и персивер.

5. Мобильные и регидные люди

6. Люди доминантного и недоминантного типов.

1.2.Характеристики личности.

 

Следует различать следующие  индивидуально-психологические характеристики личности:

1) темперамент -  характеристика психологических процессов и поведения человека, проявляющаяся в интенсивности психологических процессов и состояний человека.

2) характер – совокупность свойств личности, определяющих способы ее реакции на различные жизненные ситуации. 

3) способности - возможности, которые приводят к успехам (неуспехам) в жизнедеятельности человека.

Следует различать природные и приобретенные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, общие и специальные.

4) чувства и эмоции.

  5) воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков.

6) внимание – состояние психологической концентрации человека, сосредоточенности на конкретном объекте.

7) мышление – способность структурировать и синтезировать данные путем обобщения, процесс познания, связанный с открытием нового знания.

8) ощущение – восприятие окружающего мира таким, каким он есть в действительности и интуиция – восприятие через бессознательное, «глубинное зрение», воображение.

1.2.1.Архетип

 

Автор учения об архетипах  – Карл Юнг - сформировал систему  взглядов на природу человеческой психики. Он считал, что люди коренным образом различаются между собой, однако обладают одинаковой совокупностью инстинктов  - архетипов («архи» – старший, главный), руководящими ими изнутри. Именно они определяют,  каким образом люди действуют в каждом конкретном случае. Приверженность определенному архетипу является характерным свойством каждого человека и лежит в основе его психики.

К архетипам относятся  – интроверт и экстраверт, сенсор и интуит и др.

1.2.2.Взаимодействие

 

Взаимодействие – процесс влияния, воздействия людей друг на друга. Взаимодействие людей в процессе общения относится к социальному взаимодействию и носит название интеракция.

Процесс  взаимодействия включает в себя отдельные действия людей в процессе общения, определяемые их статусом и ролью. Статус – это определенная позиция человека в обществе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Однако среди множества статусов у человека имеется главный, с которым его отождествляют другие люди. Именно он определяет стиль и образ жизни, круг общения и манеру поведения.  Роль – модель поведения человека, ориентированная на конкретный статус и направленная на выполнение определенных прав и обязанностей, предписанных ему. Каждый человек обычно играет несколько ролей, каждая из которых требует своей манеры поведения.

Существует три основные формы взаимодействия:

1) кооперация – сотрудничество людей для решения общей задачи,

2) конкуренция – индивидуальная или групповая борьба за обладание определенными ценностями или благами (деньги, собственность, власть и т.д.),

3) конфликт – скрытое или открытое столкновение людей.

1.2.3.Конформизм и нонконформизм

 

Конформизм – это способ социального взаимодействия, характеризующийся приспособленчеством, пассивным принятием существующего порядка, отсутствием собственной позиции, подражанием любому образцу.

Противоположностью конформизма  является нонконформизм, отражающий активную жизненную позицию человека по отношению к окружающему миру.

Деление на конформистов и нонконформистов лежит в  основе классификации нравственных типов личности:

 

          1. Потребительский
          2. Конформистский
          3. Аристократический
          4. Героический

 

1.2.4.Идентификация, рефлексия, стереотипы

 

В широком смысле идентификация представляет собой процесс понимания другого человека, постижения личностных смыслов его деятельности, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого человека. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека называется рефлексией. Рефлексия – это понимание человеком своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми.

Часто  люди не способны воспринимать самих себя и окружающих адекватно. В этом случае возникают различные искажения восприятия, одним из  самых распространенных  являются стереотипы. В широком смысле, стереотип - это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д.

1.2.5.Национально-психологические особенности личностей и деловых культур

 

Каждый народ имеет  свои обычаи, традиции, культуру. Это  сказывается на особенностях их деловых  отношений и принятых правилах поведения  в обществе. Незнание национально-психологических  особенностей личности может произвести на людей нежелательное впечатление, затруднить деловое общение.

В процессе проведения переговоров  национально-психологические особенности  человека проявляются в ценностных ориентациях участников, в особенностях восприятия и мышления, в степени самостоятельности в принятии решений.

Следует различать следующие  типы деловой культуры:

-североамериканская деловая культура;

- европейская деловая культура: немецкая, английская, французская;

- восточная деловая культура: японская.

Разбираться в тонкостях делового общения необходимо как при ведении дел за границей, так и при осуществлении рабочих контактов с приезжающими в Россию иностранцами. При деловом общении с иностранцами следует соблюдать нормы дипломатического и делового протокола и этикета.

Лекция 2 . Коммуникации в деловом  общении

 

2.1. Понятие коммуникаций. Коммуникационный процесс

2.2. Вербальные коммуникации

2.3. Невербальные коммуникации

2.1.Понятие коммуникации. Коммуникационный процесс

 

Коммуникация - процесс передачи, обмена информацией между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Процесс коммуникации состоит  из следующих базовых элементов:

1) отправитель – субъект коммуникационного процесса,  передающий информацию,

2) сообщение – информация,

3) канал – средств передачи информации,

4) получатель  - субъект коммуникационного процесса, кому предназначена информация.

В коммуникационном процессе выделяются два основных этапа: этап отправления информации и этап получения информации.

 

 


  



 







 




 


 

Коммуникативный барьер - это препятствие, возникающее на пути передачи информации.

 

 

 

 

Виды коммуникацивных  барьеров

Макробарьеры – барьеры, препятствующие успешной коммуникации в целом

Микробарьеры - барьеры, препятствующие успешной коммуникации на отдельных этапах коммуникационного процесса

1. Перегрузка информационной  сети 

1. Барьеры непонимания  (фонетический, семантический, стилистический, логический, социально-культурных различий, барьеры отношений)

2. Усложнение  информации

2. Отсутствие обратной связи

 

3. Невербальные преграды

 

4. Отсутствие навыков  эффективного общения

Информация о работе Деловое общение