Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:36, методичка
Целью изучения дисциплины «Деловое общение» является усвоение студентами, обучающимися по направлению и «Экономика», основных элементов, норм и принципов делового общения, которые лежат в основе управленческой культуры ведущих корпораций мира. А также развитие у будущих руководителей и специалистов стремления строить своё трудовое поведение на основе высоких этических принципов и норм.
Задачами изучения дисциплины являются:
- знакомство студентов с этическими нормами и принципами, лежащими в основе нравственного поведения людей, принадлежащих различным мировым культурам;
- знакомство с современной корпоративной культурой ведущих фирм мира;
- уяснение преимуществ соблюдения нравственных норм в процессе делового общения и управления людьми;
- знакомство с приемами проведения деловых переговоров;
- знакомство с документационным обеспечением делового общения.
Знание и понимание особенностей коммуникации в деловом общении определяют основные направления ее совершенствования. Условиями эффективной коммуникации являются:
-наличие адекватной обратной связи;
- отсутствие коммуникативных барьеров;
- учет невербальных коммуникаций;
- использование
- владение техниками активного слушания.
2.2.Вербальные коммуникации
Вербальные коммуникации – это обмен информацией с использованием речи.
Вербальные коммуникации делятся на письменные и устные.
К письменным коммуникациям относятся:
-резюме,
-коммерческое предложение (оферта),
-ответ на предложение (акцепт)
-коммерческий запрос,
-факс-сообщение
-служебная записка,
-приказ,
-благодарственное письмо,
-ходатайство
К устным коммуникациям относятся:
-презентация товара,
-телефонный разговор,
-публичная речь,
-интервью,
-деловое совещание,
-деловая беседа,
-деловые переговоры
Средства выразительности деловой речи:
1. Варьирование тональности
2. Выделение главных мыслей;
3. Постановка риторических
4. Использование диалога;
5. Призыв к действиям;
6. Включение образных сравнений, пословиц, поговорок, метафор;
7. Использование примеров: в форме конкретных ситуаций, фрагментов литературно-художественных произведений, кинофильмов, спектаклей, случаев из жизни известных людей анекдотов;
8. Использование повторов;
9. Демонстрация
2.3. Невербальные коммуникации
Невербальные коммуникации – это обмен информацией посредством неречевых знаковых систем.
Характеристика основных невербальных средств общения:
1. Поза.
2. Жесты
3. Мимика.
4. Походка человека.
5. Визуальный контакт.
6. Положение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны:
- интимная зона (до 50 см), в которую допускаются только близкие, хорошо знакомые люди;
- личная (персональная) зона (50-120 см), используемая для беседы с друзьями и коллегами. Она предполагает зрительный контакт между собеседниками;
-социальная зона (120-400 см), создается во время встреч в кабинетах и других служебных помещениях с малознакомыми и незнакомыми людьми;
-публичная зона (свыше 400 см), подразумевает общение с большой группой людей.
Лекция 3. Этика делового общения
3.1. Этические нормы общения. Универсальные этические и психологические нормы и принципы
Под этикой понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых человеком в обществе. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
В первоначальном значении «этика» и «мораль» - разные слова, но один термин. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) - изучаемый ею предмет.
Таким образом, этика – наука о морали и нравственности в поведении людей. Этика делового общения является одним из направлений этики.
Принципы этики делового общения (Л. Хосмер):
1. Никогда не делай того, что противоречит твоим долгосрочным интересам и интересам твоей компании.
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы открыто сказать людям.
3. Никогда не делай
того, что не способствует
4. Никогда не делай того, что нарушает закон.
5. Никогда не делай того, что ведет к большему вреду, нежели благу для общества.
6. Никогда не делай того, что не желал бы увидеть по отношению к себе («золотое правило» этики).
7. Никогда не делай того, что ущемляет права других.
8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с учетом полных затрат.
9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим челнам общества.
10. Никогда не делай
того, что препятствовало бы праву
другого человека на
Общепринятыми этическими принципами управления являются следующие:
1) «золотое правило менеджера»;
2) авансирование доверием;
3) право на свободу служебного поведения;
4) справедливость во владении полномочиями и ответственностью;
5) справедливость при передаче средств и ресурсов, а также льгот и привилегий;
6) максимум прогресса;
7) терпимость в отношении менеджера к моральным устоям других стран и регионов;
8) разумное сочетание индивидуального и коллективного;
9) постоянство, поскольку для выработки этичного поведения требуется длительное применение этических принципов.
3.2. Деловое общение и имидж
Под имиджем понимается сформировавшийся образ человека или организации, в котором выделяются определенные характеристики, оказывающие воздействие на окружающих.
Взаимодействие людей в процессе общения регулируется нормами и правилами этикета. Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений. Этикет условно делится на деловой и неофициальный. Деловой этикет регламентирует поведение людей в процессе выполнения служебных обязанностей. Неофициальный этикет упорядочивает общение в процессе досуга, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Элементы делового этикета:
1) визитная карточка,
2) приветствие и представление,
3) внешний облик делового человека,
4) поведение в общественных местах,
5) этикет деловых приемов.
4.1. Трудовая психология
4.2. Экономическая и правовая психология
4.3. Модели политической психологии на федеральном и региональном уровнях
4.4. Особенности профессиональной психологии
4.1. Трудовая психология
Трудовая психология исследует социально-трудовые отношения –экономические, правовые, психологические аспекты взаимоотношений индивидов и социальных групп в процессе трудовой деятельности.
Субъектами социально-трудовых отношений являются наемный работник, профсоюз, работодатель, государство.
Трудовая психология выделяет следующие типы социально-трудовых отношений:
1) патернализм, характеризующийся значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства,
2) партнерство, в соответствии с которым работник, профсоюзы и работодатели выступают как партнеры при решении экономических и социальных задач;
3) конкуренция;
4) субсидиарность, характеризующаяся стремлением к личной ответственности при достижении целей работника и организации;
5) дискриминация – незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений.
4.2. Экономическая и правовая психология
В юридической науке и практике выделяются такие проблемы, как психология судебной деятельности, психология преступления и преступника. Значительное количество работ было посвящено изучению социально-психологических особенностей суда присяжных, общению и совместной деятельности в преступном мире и др.
В области изучения экономической деятельности решались социально-психологические проблемы профессиональной пригодности, утомляемости, аварийности и травматизма, монотоний, проблемы становления профессионала, гуманизации техники в системе «человек—машина». Преимущественно социально-психологическую составляющую в психологии труда образовывали исследования проблем руководства трудовыми коллективами (стиль управления, роль атмосферы и настроения), соревнования, конфликта. Социальных психологов привлекали также проблемы безработицы. Объектами психологических исследований стали проблемы инициативности, влияния оценок членов группы на развитие творчества, на производительность труда.
4.3. Модели политической психологии на федеральном и региональном уровнях
Социально-психологические идеи также развивали представители общественных наук, прежде всего - политологии и социологии. Наиболее ярким представителем этой школы был Н. К. Михайловский. По его мнению, действующей силой общественного развития выступают герои-предводители и толпа. Герой управляет толпой, он аккумулирует разрозненные возникающие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Отношения между героем и толпой определяются характером данного исторического момента, определенного строя, личными свойствами героя, психическими настроениями толпы.
Концепции психологии масс, разработанные Г.Тардом и Г.Лебоном, содержат в себе важные социально-психологические закономерности взаимодействия людей в толпе, отношений массы и элиты, влияния средств массовой культуры на общественное сознание и сознание конкретного индивида.
4.4. Особенности профессиональной психологии
Ведущей социально-психологической проблемой современного менеджмента является проблема принятия решений человеком. Речь идет об определенной структуре восприятия, когда та или иная ситуация видится под каким-либо углом зрения. При этом психика человека рассматривается, прежде всего, как сознание, а особое внимание уделяется сенсорной информации, возникновению и развитию структурных блоков познавательных процессов, решающей роли сознания в поведении человека, организацию знания в памяти субъекта, развитие интеллектуальных функций и соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Изучение данных проблем показало, что человек во многих ситуациях своей жизни принимает решения опосредованно и эта опосредованность связана с типичными для него особенностями мышления. Таким образом, каждый человек имеет свое собственное объяснение мира и окружающих явлений, которое обусловлено не только социальным опытом, но и особенностями его мышления. Он принимает решения на основании собственного взгляда, своей точки зрения, своего видения и понимания событий.
5.1. Определение целей переговоров и их характер
5.2. Организация переговоров
5.3. Методы и навыки ведения деловых переговоров
5.4. Способы оценки соглашений, достигнутых в результате переговоров
5.1. Определение целей переговоров и их характер
Деловые переговоры – это обмен мнениями для достижения определенной цели. Они играют важную роль в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности человека.
Главной целью деловых переговоров является заключение договора, отражающего интересы всех их участников. Другими целями деловых переговоров могут быть: контроль и координация деловых отношений, привлечение внимания к проблеме, поиск взаимовыгодных вариантов решения проблемы.
В зависимости от используемого подхода ведения переговоров различают следующие виды целей:
1) «цель-соглашение», выражающая готовность идти на уступки другой стороне даже ценой собственных потерь. Уступка используется для налаживания деловых отношений,
2) «цель-победа», выражающая
стремление отстоять свою
3) «цель – разумный
результат», выражающая стремление
сторон к компромиссу. Уступка
выражается в готовности
5.2. Организация переговоров
Переговоры состоят из трех стадий:
- подготовка переговоров,
- процесс переговоров,
- достижение согласия среди участников деловых переговоров
Стадии переговоров |
Содержание стадии |
Конкретные действия |
1. Подготовка переговоров |
1.1.выбор средств проведения переговоров |
- выбор посредников |
1.2.установление контакта между участниками переговоров |
-телефонные переговоры, переписка по электронной почте с целью инициировать переговоры, -получение подтверждения о -установление обстановки -процедурные вопросы | |
1.3.сбор и анализ необходимой информации |
-сбор сведений об предмете и участниках переговоров, -проверка достоверности - выявление интересов другой
стороны в переговорном | |
1.4.разработка плана переговоров |
-определяют стратегия и | |
1.5.формирование благоприятной атмосферы |
-проведение психологической подготовки к участию в переговорах, -формируются условия для - создается обстановка - создаются условия для | |
2. Процесс переговоров |
2.1. начало переговорного процесса |
-представление участников -обмен суждениями -выстраивание линии поведения -выяснение взаимных ожиданий от переговоров -формирование позиций сторон |
2.2. определение повестки переговор |
-определяется область -выявляются и формулируются спорные вопросы, подлежащие обсуждению - формулируется и утверждается повестка переговоров | |
2.3.выявление интересов сторон |
- осуществляется выявление интересов и потребностей сторон по спорным вопросам -определяются принципиальные | |
2.4. разработка вариантов решения проблемы |
-поиск взаимовыгодных - формулируются принципы отбора приемлемого варианта -разрабатывается критерий - отбираются взаимовыгодные | |
3. Достижение согласия |
3.1.подготовка вариантов для соглашения |
-устанавливается связь между
интересами сторон и -оценивается эффективность |
3.2.обсуждение вариантов |
-выбирается один из вариантов -формулируется решение | |
3.3.достижение формального согласия |
-составление юридического -оговариваются условия -разрабатывается процедура -разрабатывается механизм |