Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа
В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.
Введение…………………………………………………………………………3 1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая
направленность…………………………………………………………………5 1.1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования…….……...5 1.2.Индикативное планирование: сущность и функции………….…………..9 2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь……………………….15 3. Принципы и методы планирования………………………………………..21 Заключение…………………………………………………………………….26 Список использованной литературы
Введение…………………………………………………………
направленность…………………………………………
Введение
Важная составная часть
системы государственного управления
экономикой - различные целевые программы
общенационального, регионального и местного
уровней, позволяющие форсировать развитие
приоритетных отраслей и подотраслей,
отдельных регионов, привлекать для этого
дополнительные инвестиции и ресурсы.
В нашей сегодняшней действительности
попытка использования программных методов
управления оказывается не вполне удачной,
хотя в недалёком прошлом именно у нас
широко использовался программно-целевой
метод решения сложных государственных
проблем.
В практике нашей страны целевые комплексные
программы широко использовались в качестве
составной части государственных планов
экономического и социального развития,
для решения важнейших межотраслевых
и региональных проблем.
Основными особенностями программного подхода к решению задач
социально-экономического развития являются:
целевые программы, направленные на решение как общегосударственных, так и локальных проблем субъектов Федерации и ориентированы на конечный результат;
программы рассматриваются как целостный объект управления независимо от ведомственной принадлежности составляющих её элементов и наделяются необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми, и
другими ресурсами;
все программы взаимосвязаны и занимают
определённое место в общей совокупности
хозяйственных мероприятий правительства;
региональные программы
социально-экономической направленности
интегрируют все другие, реализуемы на
территории, в единую систему мероприятий,
обеспечивающих достижение наиболее рационального
использования ресурсов.
По значимости программы могут иметь статус
президентских, федеральных, региональных,
местных. Например, целевая программа
"Экономическое и социальное развитие
Дальнего Востока и Забайкалья" (1996-2005
гг.), имеет статус президентской. В её
реализации непосредственно заинтересован
как регион, так и государство в целом.
Для осуществления целевых программ могут
создаваться специальные фонды за счёт
прибыли, остающейся в распоряжении предприятий
и организаций, средств бюджетов субъектов
Федерации и внебюджетных фондов федеральных
органов исполнительной власти; инвестиционных
и конверсионных кредитов, а также целевых
кредитов банков под государственные
гарантии.
Сложившиеся общественно-политические и экономические условия страны требуют обновления методик разработки федеральных программ, определения механизма их отбора, установления приоритетности национально-государственных интересов.
1. Индикативное планирование, его характеристика,
стратегическая
направленность
1.1. Основные понятия. Предмет,
метод и задачи планирования
В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
План - это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.
План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.
Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.
Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.
Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.
В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция - не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.
Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, прежде всего, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, технология отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.
1.2.Индикативное планирование: сущность и функции
После распада СЭВ и демонтажа экономик
социалистического типа, роль института
планирования в экономической жизни соответствующих
государств всё более ослаблялась. Это
стало непосредственным следствием проведения
официальной политики экономической либерализации,
включающей приватизацию государственной
собственности и реструктивную денежно-кредитную
политику. Исходя из постулата о принципиальной
несовместимости директивно-централизованого
управления экономикой и рыночного саморегулирования,
Россия сознательно отказалась от традиционных
процедур планирования. Альтернативных
процедур согласования государства и
хозяйственных субъектов, адекватных
рыночному хозяйству, создано не было.
В результате, как ни парадоксально, прогнозы,
планы и интересы предприятий учитываются
нынешним российским государством не
в большей, а в меньшей степени, чем в советской
системе народного хозяйственного планирования
в последнее десятилетие. Между тем в индустриально
развитой корпоративно-капиталистической
экономике действуют иные, помимо рыночных,
механизмы саморегулирования и регулирования.
Это, прежде всего, контрактная система
и индикативное планирование.
Индикативное планирование (ИП) выступает
в качестве совокупности процедур согласования
процессов:
а) макропланирования,
представленного в прогнозах, бюджетных
планах и макропрограммах, разрабатываемых
и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого
в прогнозах, бюджетных планах и программах
региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в
планах предприятий;
г) мезопланирования, т. е. планирования
отраслей, подотраслей, территориально-
Индикативное планирование
- институт, относящийся и к сфере государственно-правовых
отношений, хозяйственных субъектов, и
к сфере отношений гражданско-правовых.
Индикативное планирование представляет
собой не только институт государственного
регулирования рыночного хозяйства, но
и институт экономического саморегулирования.
Роль предприятий здесь не сводится к
использованию плановой информации и
выполнению установленных государственных
норм: хозяйствующие субъекты оказывают
значительное, во многом определяющее
влияние на содержание целей индикативного
плана и характер способов их достижения.
Макропоказатели индикативного плана
не "развёртываются" по "исполнителям",
которые участвуют в их реализации лишь
постольку, поскольку это соответствует
их интересам.