Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа
В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.
Введение…………………………………………………………………………3 1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая
направленность…………………………………………………………………5 1.1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования…….……...5 1.2.Индикативное планирование: сущность и функции………….…………..9 2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь……………………….15 3. Принципы и методы планирования………………………………………..21 Заключение…………………………………………………………………….26 Список использованной литературы
Отказ от использования апробированых в развитых капиталистических странах институтов регулирования экономики, включая ИП, послужил одной из причин затяжного и глубокого кризиса российской экономики. Его преодоление предполагает значительное в сравнении с нынешней ситуацией усиление государственного воздействия на экономику, в том, числе создание
действенной системы ИП.
С определённой долей условности можно выделить следующие подходы к определению понятия Индикативного планирования, акцентирующие относительно различные его стороны и функции.
Первый: индикативное планирование - это макропланирование при самостоятельности предприятий. Так «макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономики при доминировании последнего". Поскольку деятельность государственных предприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, поэтому планирование в Китае носит "не директивный, а
индикативный характер».
Подобное понимание, очевидно, близко
к трактовкам народного хозяйственного
планирования в условиях полного хозрасчёта
в «позднем» СССР, а также к следующей
современной интерпретации:
«Индикативное планирование - это процесс
формирования системы параметров, характеризующих
состояние и развитие экономики страны,
соответствующее государственной социально-экономической
политике, и установление мер государственного
воздействия на социальные и экономические
процессы с целью достижения указанных
параметров».
Второй подход к ИП - ориентирование частных
предприятий на выполнение задач, формируемых
государством. Основная функция ИП - информационно-ориентирующая,
по сути выступающая и как мотивационная.
Третий подход к ИП - индикативный план
сдержит обязательные задания для государства
и госсектора. Частные предприятия ориентируются
на индикативное планирование, подстраиваясь
под планы самого мощного "игрока"
в рыночной системе - государства.
В соответствии с четвёртым подходом индикативное
планирование - механизм координации действий
и интересов государства и других субъектов
экономики. Помимо информационного значения,
такое планирование выполняет координационную
роль, т. е. предполагает согласование
деятельности центра, отраслей и предприятий
в процессе самостоятельной разработки
последними их производственно-хозяйственных
программ. В результате обмена планами
и информацией между правительством и
частными предпринимателями должна выявится
схема экономического роста.
Координирующая функция
индикативного планирования является
основной. Информирование, ориентация,
стимулирование хозяйствующих субъектов
на выполнение заданий плана в тех или
иных формах существуют и в системе централизованно-директивного
планирования. Именно равноправное взаимодействие
государственных институтов и хозяйственных
единиц конституирует индикативное планирование.
Необязательность выполнения плана решающей
роли не играет, главное - непосредственная
вовлечённость в плановой процесс предприятий
и объединений, а также других независимых
субъектов, включая региональные и местные
власти, общественные организации. Индикативное
планирование выступает одновременно
и институтом госрегулирования экономики,
и институтом его саморегулирования, корректируя
как дефекты сугубо рыночного механизма,
так и изъяны прямого государственного
вмешательства в производственные процессы.
Резюмируя всё выше
изложенное, индикативное планирование
можно дифференцировать, как механизм
координации интересов и деятельности
государственных и негосударственных
субъектов управления экономикой, сочетающей
её госрегулирование с рыночным и нерыночным
её саморегулированием, основанный на
разработке системы показателей социально-экономического
развития и включающий определённые его
общенациональные приоритеты, целеполагание,
прогнозирование, бюджетирование, программирование,
контрактацию и другие процедуры согласования
решений на макро-, мезо- и микроуровне,
налоговые и иные меры государственной
поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих
в реализации плана.
Необходимость индикативного планирования. В условиях современной рыночной экономики государство не может не планировать собственную деятельность касательно:
установления и взимания налогов на производство
и оборот товаров, доходы и имущество юридических
лиц на использование природных ресурсов;
осуществления бюджетных
расходов на содержание госаппарата, закупки
продукции для госнужд, помощь отраслям,
регионам;
привлечения, погашения и обслуживания госзаймов;
приобретения, продажи и использования
госимущества;
Разработка бюджета
на будущий год основываться должна на
достоверных оценках доходов и расходов
налогоплательщиков и бюджетополучателей.
Но поскольку развитие разных рынков,
отраслей, регионов и предприятий взаимосвязано,
учитывать эти взаимосвязи следует при
прогнозировании налогового потенциала
и бюджетных потребностей.
Народохозяйственный прогноз и бюджет
образуют единую систему, состоящую из
прогнозных показателей и показателей
бюджетных, причём исполнение последних
обязательно.
Осуществление индикативного планирования,
как показывает мировой опыт, включает
и создание специальных плановых органов,
и наделение определёнными планирующими
функциями различных министерств и ведомств.
Так, формирование индикативных
планов и разного рода прогнозов во Франции
осуществляется Генеральным комиссариатом
по планированию во взаимодействии с Комиссариатом
по модернизации.
В России переход к индикативному планированию должен быть надёжно правообеспечен. Прежде всего, следовало бы, принять пакет специальных юридических документов, включающий:
1) федеральные
законы «Об индикативном планировании
социально-экономического развития Российской
Федерации» и «О системе органов прогнозирования,
индикативного планирования и программирования
социально-экономического развития Российской
Федерации»;
2) ряд законов о внесении изменений и дополнений
в гражданское, банковское, бюджетное,
налоговое и корпоративное законодательство
в связи с введением индикативного планирования.
Эволюция форм индикативного планирования («конъюнктурная» - «структурная» – «стратегическая») в капиталистических странах заняла десятилетия. В России же пока речь можно вести об элементах конъюнктурной формы, что соответствует общей либеральной ориентированности государственной социально-экономической политики в последующие годы.
Примечательно, что термин «Индикативное планирование» не используется в законодательстве, регламентирующем прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактацию.
В общем, «легализация» индикативного планирования и его эволюция к утверждению структурной формы представляются остро необходимыми направлениями развития хозяйственного механизма.
2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь
В хозяйственной практике отечественных предприятий общепризнано выделяются две основные системы или вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.
Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким основным классификационным признакам как:
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.
Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.
В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях "сверху вниз". Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т.п.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;