Индикативное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:53, контрольная работа

Описание

В нашей сегодняшней действительности попытка использования программных методов управления оказывается не вполне удачной, хотя в недалёком прошлом именно у нас широко использовался программно-целевой метод решения сложных государственных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 1. Индикативное планирование, его характеристика, стратегическая
направленность…………………………………………………………………5 1.1. Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования…….……...5 1.2.Индикативное планирование: сущность и функции………….…………..9 2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь……………………….15 3. Принципы и методы планирования………………………………………..21 Заключение…………………………………………………………………….26 Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.30 Кб (Скачать документ)

     - обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

    - планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

    - определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

    - проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

      Приведенный порядок планирования широко распространен на американских фирмах. На отечественных предприятиях также применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

  1. составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;
  2. организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;
  3. контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

      Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы и методы  планирования

 

      Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

       Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

  • принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
  • принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;
  • принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;
  • принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
  • принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной  практике планирования, помимо рассмотренных классических, широкую известность имеют общеэкономические принципы.

  1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
  2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
  3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
  4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
  5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
  6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
  7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

      Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

       Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя - неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

      Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

      Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

       Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу всеми" противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

       Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный. В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

       Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

       Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

       Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия. 
В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      В условиях относительного сбалансированного развития экономики индикативное планирование может осуществляться в упрощённой, конъюнктурной форме, т. е. как некоторая координируемая совокупность бюджетов, целевых программ и соглашений, и участвующими в их реализации предприятиями, планов предприятий госсектора и контрактов с поставщиками продукции для государственных нужд - координируемая с помощью косвенных экономических инструментов, увязываемых на основе прогноза социально-экономического развития. Функция индикативного планирования в этой его форме - улучшение экономической конъюнктуры путём комплексного использования бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных макрорегуляторов.

      Индикативное планирование в своей структурной форме призвано обеспечить реализацию государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путём тщательного согласования действий и интересов предприятий и государства, внутрифирменных планов и макропланов. Планирование, таким образом, активнее распространяется на мезо и микроуровень. Именно эта форма, дополненная элементами развития в сторону третьей, стратегической, формы, в которой индикативное планирование резко расширяет временной горизонт и в максимальной мере выступает как способ организации, разработки и реализации долгосрочной общенациональной экономической политики. 
      Остро стоит задача пересмотра практики федеральных целевых программ. Их подготовка должна увязываться с расчётами среднесрочного и долгосрочного прогнозов социально-экономического развития страны. 
Сложившиеся общественно-политические и экономические условия страны требуют обновления методик разработки федеральных программ, определения механизма их отбора, установления приоритетности национальных государственных интересов.

       Преимуществами современных информационных технологий являются высокая адекватность и надежность получаемых оценок в условиях недостаточной и искаженной информации, возможность точного определения потребности в ресурсах для достижения целей и принятия рациональных решений конкретным руководителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Баев И. А., Васильева О. Е., Варламова З. Н. Экономика предприятия. –

М .:-2005г.

2. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. – М.:- 2001г.

3. Сергеев И. В. Экономика предприятия. – М.: «Финансы и статистика», М.:-2002г.

4. Титов В. И. Экономика предприятия. – М.:- 2004г.

5. Колчиной Н. В. Финансы организаций (предприятий )  – М.: -2004г.

6. Шуляк П. Н. Финансы предприятия. – М.: - 2003г.

7. Семенова В. М. Экономика предприятия – М.: - 2000г.

 

 

 


Информация о работе Индикативное планирование