Общая концепция стратегического управления на предприятии городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.

Содержание

Введение …..…………………………………………………..…….…………..2
1.Теоретические основы общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства………………………5
1.1. Определение общей концепции…………………………………………...5
1.2. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия……..14
2. Особенности общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства…………………………………...........18
3. Экономическая оценка общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства..…...……………...…23
Заключение ……………….…………………………………………………...30
Список используемой литературы ……………………………..……….…32

Работа состоит из  1 файл

4 общая концепция стратегического управления.docx

— 155.92 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО  Брянский институт управления и бизнеса

 

 

 

 

Кафедра менеджмента и инноватики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Стратегическое управление в городском хозяйстве»

на  тему «Общая концепция стратегического управления на предприятии городского хозяйства»

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. Э302/2

Асюлев  М.В.

Проверила:

Ковалева  Е.В.

 

 

                             Брянск 2012

 

Содержание 
 
Введение …..…………………………………………………..…….…………..2 
1.Теоретические основы общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства………………………5 
1.1. Определение общей концепции…………………………………………...5 
1.2. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия……..14 
2. Особенности общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства…………………………………...........18 
3. Экономическая оценка общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства..…...……………...…23 
Заключение ……………….…………………………………………………...30 
Список используемой литературы ……………………………..……….…32 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 
 
Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление в условиях современной экономики является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия управления – это план управления предприятием, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.  
Стратегическое управление — это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем  самым создать возможность своевременной  ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в  ее внешней среде: на рынках товаров  и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

Формирование стратегии  – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального  характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех  пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия  с внешней рыночной средой.

Оказаться без стратегического  управления — значит, подвергнуть  риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Практика показывает, что  те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно  и получают прибыль значительно  выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная  стратегия. Иными словами, кто лучше  планирует свою стратегию, тот быстрее  достигает успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства

1.1 Определение  общей концепции

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных  управленческих вопросов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно обратное влияние  каждого процесса на остальные и  на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического  управления. Схематически структура  стратегического управления изображена на рис. 1

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.Структура  стратегического управления

 

Анализ среды обычно считается  исходным процессом стратегического  управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и  целей фирмы и для выработки  стратегий поведения, позволяющих предприятиювыполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1.макроокружения (общая среда);

2. внутренней среды.

Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких  компонентов среды, как: состояние  экономики; правовое регулирование  и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое  развитие общества; инфраструктура и  т.п.

Макроокружение создает  общие условия существования  организации во внешней среде. В  этой части анализа рассматриваются  политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и  подобные факторы. Изучение рабочей  среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация  находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры.

Анализ внутренней среды  раскрывает те внутренние возможности  и тот потенциал, на который может  рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. И проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям:

1). Кадры предприятия, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

Во-первых нужно помнить  что предприятие это люди от компетентности которых и зависит выйдет ли оно  на новый уровень или потерпит крах. Поэтому к формированию кадров нужно подойти грамотно.

Эффективные системы найма персонала и профилактики мошенничества. Главным принципом таких систем является отбор честных людей и развитие в людях веры в то, что честность — это главное качество сотрудника.

2). Организация управления;

3). Производство, включающее  организационные, операционные и  технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;

4). Финансы фирмы;

5). Маркетинг;

6). Организационная культура.

Всегда важно помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и  обеспечивает возможность существования  своим  членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия  и т.п.

Существует несколько  методов оценки условий деятельности предприятия. Одними из наиболее распространенных и признанных методов являются СВОТ-анализ (от SWOT — по начальным буквам английских слов: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats)), и СТЕП-анализы (от STEP — по начальным буквам английских слов: социальные (social), технические (technical), экономические (economic), политические (political) факторы). Рассмотрим методику проведения анализа внешней среды на основе СВОТ-анализа, как более известного.

СВОТ-анализ, как инструмент оценки среды функционирования предприятия, состоит из двух частей. Его первая часть направлена на изучение внешних  возможностей (положительные моменты) и угроз (отрицательные моменты), которые могут возникнуть для  предприятия в настоящем и  будущем. Здесь выявляются стратегические альтернативы. Вторая часть связана  с исследованием сильных и  слабых сторон предприятия. Здесь оценивается  потенциал предприятия. Другими  словами, СВОТ-анализ позволяет провести комплексное изучение внешнего и  внутреннего состояния хозяйствующего субъекта.

Менеджеры предлагают следующий  примерный набор характеристик, заключение по которым позволяет  составить перечень слабых и сильных  сторон организации, а также список ее возможностей и угроз, уже имеющих  место или только зарождающихся  в окружении предприятия.

Сильные стороны:

  • выдающаяся компетентность;
  • адекватные финансовые ресурсы;
  • высокая квалификация;
  • хорошая репутация у покупателей;
  • известный лидер рынка;
  • возможность получения экономии от роста объема производства;
  • защищенность от сильного конкурентного давления;
  • подходящая технология;
  • преимущества в области издержек;
  • преимущества в области конкуренции;
  • наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
  • проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

  • нет ясных стратегических направлений;
  • ухудшающаяся конкурентная позиция;
  • устаревшее оборудование;
  • более низкая прибыльность потому, что...;
  • недостаток управленческих знаний и отсутствие ключевой квалификации по тем или иным вопросам;
  • плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
  • сложности с внутренними производственными проблемами;
  • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
  • отставание в области исследований и разработок;
  • очень узкий производственный ассортимент;
  • слабое представление о рынке;
  • слабое представление о конкурентах;
  • низкие маркетинговые способности;
  • неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности:

  • выход на новые рынки или сегменты рынка;
  • расширение производственной линии;
  • увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
  • добавление сопутствующих продуктов;
  • возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
  • вертикальная или горизонтальная интеграция;
  • ускорение роста рынка.

Угрозы:

  • возможность появление новых конкурентов;
  • рост продаж замещающего продукта;
  • замедление роста рынка;
  • неблагоприятная политика правительства;
  • возрастающее конкурентное давление;
  • затухание делового цикла;
  • возрастание требований со стороны покупателей и поставщиков;
  • изменение потребностей и вкуса покупателей;
  • неблагоприятные демографические, экономические, социальные и т.п. изменения.

После того, как составлен  конкретный список сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, нужно установить связи  между ними. Для этого составляется матрица СВОТ(см. рис. 2).

 

 

 

 

Рис.2. Матрица  СВОТ

 

 

На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и  угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые  должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые  были выбраны с поля «СИВ», следует  разрабатывать стратегию по использованию  сильных сторон организации, для  того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней  среде. Для тех пар, которые оказались  на поле «СДВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы  за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся, в организации  слабости. Если пара находится на поле «СИУ»» то стратегия должна предполагать использование силы организации  для устранения угроз. Наконец, для  пар, находящихся на поле «СДУ», организация  должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить  нависшую над ней угрозу.

Информация о работе Общая концепция стратегического управления на предприятии городского хозяйства