Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:21, курсовая работа
Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.
Введение …..…………………………………………………..…….…………..2
1.Теоретические основы общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства………………………5
1.1. Определение общей концепции…………………………………………...5
1.2. Сущность стратегического управления и его ключевые понятия……..14
2. Особенности общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства…………………………………...........18
3. Экономическая оценка общей концепции и стратегического управления на предприятии городского хозяйства..…...……………...…23
Заключение ……………….…………………………………………………...30
Список используемой литературы ……………………………..……….…32
а) самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотрения;
б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода,
в) важные, но не срочные задачи,
требующие постоянного
г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним решений.
Срочные задачи передаются
немедленно проектным группам для
принятия по ним решений, а также
соответствующим оперативно-
Стратегическое управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы.
Стратегическое управление предполагает, что предприятие определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.
В тех случаях, когда виды деятельности, которыми фирма занимается, перестают удовлетворять ее целям, осуществляется анализ путей диверсификации и определение новых видов деятельности, к которым следует перейти.
Выполнение стратегии
является критическим
Этот этап позволяет ответить
на вопрос, каким наиболее эффективным
способом можно достичь поставленной
цели и что для этого необходимо
сделать. И так как к одной
и той же цели можно двигаться
различными способами, то этап выбора
стратегии можно обозначить, как
выбор маршрута и средства движения
к одному и тому же пункту назначения.
Для этого в экономической
теории существует карта (система) стратегий
и перечень механизмов (моделей) выработки
стратегического поведения. Рассмотрим
существующую систему стратегий
предприятия и модели, которые
позволяют осуществить выбор
того или иного направления
Система стратегий экономической организации включает в себя три уровня принятия стратегических решений:
1) Общий или корпоративный: Корпоративная стратегия, которая также называется общей, показывает направление развития предприятия в целом. На этом уровне принимается решение о совокупности форм и видов экономической деятельности субъекта. Здесь решаются вопросы о слиянии, приобретении или выходе из того или иного бизнеса.
2) Деловой или конкурентный: Деловые стратегии, известные также как конкурентные воплощение в бизнес-планах, описывают способ достижения конкурентных преимуществ на выбранном (на корпоративном уровне) товарном рынке. Данная стратегия направлена на улучшение конкурентной позиции отдельных товаров и услуг. Здесь рассматриваются перспективы по выработке новых продуктов и отказа от существующих неперспективных товаров, раскрывается производственная, ценовая, рекламная, сбытовая и другая подобная политика на определенном товарном рынке или сегменте рынка.
3) Функциональный: Функциональные стратегии конкретизируют действия отделов и служб на уровне производственных подразделений предприятия. Производство, маркетинг, финансы, НИОКР и персонал планируют свой способ достижении корпоративной и деловой стратегий, а значит миссии и целей организации. Так, к примеру, функциональная стратегия в сфере производства может концентрироваться на выработке продукции без брака, снижении сырьевых потерь или сокращении частоты переналадки оборудования на различные ассортиментные единицы продукции.
На рисунке 3 можно посмотреть содержательную сторону каждого уровня в иерархии стратегий.
Рис. 3. Система стратегий развития предприятия
Разновидности общего корпоративного развития в системе стратегий сводятся к трем основным типам: роста, стабильности и сокращения. Ведущими видами стратегий роста являются:
Некоторые авторы особо выделяют такой тип стратегии роста, как «первопроходца», «пионера» или «раннего выхода», которая означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или в конкретном регионе. Новые рынки появляются, как правило, в результате открытия новых технологий, возникновения новых запросов у покупателей, появления новых финансовых инструментов и т.п.
Стратегия стабильности предполагает сосредоточение и поддержку существующих направлений бизнеса. Конкретными выражениями этой стратегии могут быть:
Стратегия сокращения применяется
в силу сложившихся внутренних или
внешних причин, приведших организацию
к критической ситуации. Выделяют
следующие стратегии
«отделение», предполагающей закрытие или продажу нерентабельных производств;
Обобщая, можно схематично показать действия, выполняемые на этапе анализа и выбора стратегии, и выделить совокупность результатов, которые необходимо получить в качестве исходных данных для «реализации» стратегии предприятия (см. Рис.4)
Рис.4. Процесс разработки и реализации стратегии
Из схемы видно, что
этап анализа и выбора стратегии
является центральным звеном в процессе
разработки стратегического поведения.
Здесь принимаются важные стратегические
решения по вложению средств в
перспективные направления
Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целя организации. Основными задачами любого контроля являются следующие:
1) Определение того, что
и по каким показателям
2) Осуществление оценки
состояния контролируемого
3) Выяснение причин отклонений,
если таковые вскрываются
в результате проведенной
4) Осуществление корректировки,
если она необходима и
В случае контроля и выполнения
стратегий эти задачи приобретают
вполне определенную специфику, обусловленную
тем, что стратегический контроль направлен
на выяснение того, в какой мере
реализация стратегии приводит к
достижению целей фирмы. Это принципиально
отличает стратегический контроль от
управленческого или
Основные цели контроля заключаются
в обеспечении единства решения
и исполнения, предупреждении возможных
ошибок и недоработок, своевременном
выявлении отклонений от заданного
направления, эффективном достижении
поставленных задач в установленные
сроки и т.п. Главная же цель контроля
- выявление внутренних резервов, позволяющих
улучшить систему принятия решений
и поиск путей повышения
В литературе выделяют такие основные методы контроля, как предварительный, направленный и итоговый. Основное назначение предварительного контроля заключается в установлении правильности формулирования целей и стратегий. Согласно концепции стратегического управления, после стадии предварительного контроля, наступает стадия перехода в оперативное управление в реальном масштабе времени, т.е. управление реализацией стратегии с учетом неожиданных изменений, которые происходят слишком быстро, чтобы быть учтенными при разработке стратегического плана. Здесь используется метод направляющего контроля, который применяется от начала осуществления решения до его завершающего этапа. Когда стратегия считается выполненной, осуществляется итоговый контроль по полученным результатам. Этот тип контроля направлен на оценку и анализ эффективности достижения выдвинутых целей и задач. В зависимости от результатов этого анализа, процесс стратегического управления либо возвращается на стадию «постановки задач» для внесения корректив в стратегию, либо переходит на следующий уровень развития для разработки нового стратегического поведения.
На этом процесс разработки
стратегического поведения
Рис.5. Сознательная и возникающие стратегии (по Г. Минцбергу)
Идея Г. Минцберга заключается в том, что часть задуманной, т.е. запланированной стратегии не всегда удается реализовать. Значительная часть того, что оказалось реализованным, как правило, изначально не входило в задуманную стратегию, поэтому ее называют возникающей стратегией. То, что все-таки удалось реализовать, относят к сознательной стратегии. Другими словами, на практике реализуется некая комбинация сознательной и возникающей стратегий.
На основании всего
вышеизложенного можно сделать
следующий основной вывод. Сущность
формирования стратегического поведения
предприятия заключается в
Информация о работе Общая концепция стратегического управления на предприятии городского хозяйства