Современные образовательные технологии дифференцированное (разноуровневое) обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:40, реферат

Описание

Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, имеющих схожие уровни сформированности общеучебных умений, способностей или интересов. Принцип дифференциации обучения - создание равных условий учащимся с разными способностями для ситуации успеха.

Работа состоит из  1 файл

Современные образовательные технологии дифференцированное (разноуровневое) обучение.doc

— 31.50 Кб (Скачать документ)

Сегодня много говорится о личностно-ориентированном  образовании, индивидуальных образовательных  траекториях и т.д. Многие учителя, слыша об этом, говорят: "Это невозможно, когда у тебя в классе 30 человек  сидит, а на урок всего 40 минут отводится!" Ни для кого не секрет, что большинство уроков происходит по схеме - повторение домашнего задания, объяснение учителем новой темы, вопросы на закрепление. И совершенно естественно, что направлена эта схема на большинство учащихся в классе - середнячков. А вот более сильным учащимся это кажется скучным, их вопросы остаются без внимания, возможности высказаться они не получают; а более слабые - не успевают усваивать материал. В итоге и те, и другие, начинают заниматься своими делами на уроке, интерес к предмету пропадает. Как угодить всем? Выход есть - дифференцированное (разноуровневое) обучение!

Что такое  дифференцированное обучение?

 Дифференцированное  обучение - это форма организации  учебного процесса, при которой  учитель работает с группой  учащихся, имеющих схожие уровни сформированности общеучебных умений, способностей или интересов. Принцип дифференциации обучения - создание равных условий учащимся с разными способностями для ситуации успеха.

 Уровневая  дифференциация обучения предусматривает:

наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, который необходимо достичь;

базовый уровень  является основой для дифференциации и индивидуализации требований к  учащимся;

базовый уровень  должен быть реально выполним для  всех учащихся;

система результатов, которых должен достичь по базовому уровню обучающийся, должна быть открытой (учащиеся информируются о критериях, результате, который должен получить).

 

Какие бывают уровни?

 Выделяют, как правило три уровня: минимальный  (базовый), программный и усложненный (продвинутый). Усвоение материала происходит на следующих уровнях:

I уровень  - овладение содержанием учебного  материала (запомнил, воспроизвел,  соотнес с предыдущим материалом);

II уровень  - понимание (объяснил, аргументировал, интерпретировал, прокомментировал);

III уровень  - применение (по эталону, в схожей  или измененной ситуации);

IV уровень  - обобщение, систематизация (анализ - выделил части из целого; выводы - образовал новое целое);

V уровень  - оценка (определил ценность и  значение изученной информации).

 При  организации технологии уровневой  дифференциации необходимо свести  до минимума фронтальные формы  работы. Самостоятельная работа  школьников организуется на различных  уровнях: 1) самостоятельного усвоения, 2) с помощью одноклассников или  учителя. Наиболее эффективны парные и групповые формы работы. Ну и не забываем о мотивации познавательной деятельности.

Как дифференцировать учащихся?

 Если вы не первый день  работаете в классе, то без  труда сможете выделить для  себя сильных, слабоуспевающих и середнячков. Но основой всех современных образовательных технологий является сотрудничество с учащимися, так что они сами должны выбрать для себя уровень усвоения учебного материала (но не ниже требований стандарта). В начале занятия неплохо протестировать учащихся и дать им возможность самим оценить свои силы. Организовать группы можно по-разному:

 смешанные - состоящие из учащихся, имеющих разный уровень знаний, умений, способностей;

 гомогенные - состоящие из учащихся, имеющих разный уровень знаний, умений, способностей.

 Можно также провести дифференциацию  по количеству учащихся, вовлеченных  в деятельность (фронтальная, групповая, индивидуальная).

Как реализовать технологии дифференцированного  обучения?

 Н.И. Шевченко выделяет четыре  этапа организации и проведения  технологии разноуровнего обучения:

1. Исходный (учащимся сообщаются  цели занятия, создается мотивация,  проводится вводный контроль).

2. Этап усвоения новых знаний  на основе самостоятельной работы  по уровневым заданиям (учитель  обобщенно объясняет новый материал  и раздает разноуровневые задания;  работа организуется индивидуальной, в парах или в группах).

3. Этап закрепления изученной темы (задания для само- и взаимопроверки, самоконтроля).

4. Этап подведения итогов (контрольное  тестирование, учащиеся оценивают  свою работу).

 Теперь рассмотрим реализацию  технологии дифференцированного  обучения на простом примере. Урок по обществознанию в 9 классе по теме "Политический режим". В начале урока сообщаете учащимся о целях занятия и озвучиваем предполагаемый конечный результат  и критерии оценивания (хорошо если уровни, требования и критерии будут написаны на доске); устраиваем блиц-опрос ключевых и опорных понятий. Далее учащиеся определяются с уровнем, на котором они будут работать. Группе сильных учащихся (продвинутый уровень) можно сразу дать задание для самостоятельного изучения темы, к примеру: сравнить тоталитарный, авторитарный и демократический режимы и представить данные в таблице, привести примеры из истории. Для остальных учащихся кратко обозначить содержание темы. Группе слабоуспевающих учащихся (базовый уровень) дайте задание на усвоение ключевых понятий и новых терминов: выписать определения и предложения из текста параграфа, в которых употребляются новые слова или словосочетания. С середнячками (программный уровень) можно продолжить работу сообща в форме лекции, работы по учебнику и т.д. В конце занятия предложите учащимся решить тесты различного уровня сложности, после выполнения пусть учащиеся в парах обменяются работами и проверят друг у друга тесты, оценят друг друга и себя.

 Технология разноуровнего (дифференцированного)  обучения позволяет обучить каждого на уровне его возможностей. Никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне. А еще (из личных наблюдений), с дисциплиной на уроке, где применяется данная технология, проблем не возникает. Удачи всем в освоении современных образовательных технологий!


Информация о работе Современные образовательные технологии дифференцированное (разноуровневое) обучение