Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 21:30, реферат
Стратегические цели, сроки, планируемые результаты, определяемые руководством высшего звена, действия по их реализации являются объектом исследования данной работы.
Стратегическое планирование - процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения для обеспечения эффективной работы организации в будущем. Стратегическое планирование можно представить и как определённый набор действий, решений, принятых руководством для разработки специфических стратегий, помогающих организации достичь своих целей.
ВВЕДЕНИЕ
. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
.1 Сущность стратегического планирования
.2 Функции стратегического планирования
. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
.1 Миссия и цели организации. Классификация и стратегия целей
.2 Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
.3 Изучение стратегических альтернатив. Выбор стратегии
.4 Реализация стратегии
.5 Оценка и контроль стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Москва 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
.1 Сущность стратегического планирования
.2 Функции стратегического планирования
. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
.1 Миссия и цели организации.
Классификация и стратегия
.2 Оценка и анализ внешней
среды. Управленческое
.3 Изучение стратегических альтернатив. Выбор стратегии
.4 Реализация стратегии
.5 Оценка и контроль стратегии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование - предмет исследования данной курсовой работы, который и определяет её цель: рассмотрение теоретических основ данного вида планирования.
Стратегические цели, сроки, планируемые результаты, определяемые руководством высшего звена, действия по их реализации являются объектом исследования данной работы.
Стратегическое планирование
- процесс формулирования миссии и
целей организации, выбора специфических
стратегий для определения и
получения необходимых ресурсов
и их распределения для обеспечения
эффективной работы организации
в будущем. Стратегическое планирование
можно представить и как
Реализация стратегического планирования происходит через:
распределение ресурсов
адаптацию к внешней среде
внутреннюю координацию
организационное стратегическое предвидение.
Стратегическое планирование
можно представить как
как делать (технологический аспект)
какие средства использовать (ресурсный аспект)
делать в какие сроки и в какой последовательности (временной аспект)
кем будет выполняться (кадровый аспект)
какой будет организационная структура (организационно - управленческий аспект).
Процесс стратегического планирования состоит из следующих этапов:
. выбор миссии организации
. анализ внешней среды
. анализ внутренней среды
. анализ стратегических альтернатив
. выбор стратегии, формирование портфеля стратегий
. реализация стратегии
. оценка стратегии и корректировка.
Задачи курсовой работы: рассмотреть и проанализировать составляющие каждого из этапов стратегического планирования.
Актуальность темы данной работы обусловлена идеологией стратегического планирования, характерной для управления организациями в условиях высокой нестабильности и неопределённости внешней среды, что в настоящий момент и присуще экономической ситуации в стране.
1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
.1 Сущность стратегического планирования
Стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управления организацией. Стратегическое планирование - это инструмент, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по её достижению.
Стратегическое планирование
представляет собой набор процедур
и решений, с помощью которых
разрабатывается стратегия
Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся:
распределение ресурсов
адаптация к внешней среде
внутренняя координация и регулирование
организационные изменения
1.2 Функции стратегического планирования
Распределение ресурсов:
Данный процесс включает планирование распределения ресурсов, таких как: материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
Адаптация к внешней среде:
Адаптацию следует интерпретировать
в широком смысле слова как
приспособление предприятия к изменяющимся
рыночным условиям хозяйствования. Рыночная
среда по отношению к субъектам
хозяйствования всегда содержит благоприятные
и неблагоприятные условия (преимущества
и угрозы). Задача данной функции - приспособить
хозяйственный механизм предприятия
к этим условиям, т.е., воспользоваться
преимуществами в конкурентной борьбе
и предотвратить различные
Внутренняя координация и регулирование:
Данная функция предполагает
согласование усилий структурных подразделений
фирмы (предприятий, производств, цехов)
для достижения цели, предусмотренной
стратегическим планом. Стратегия предприятия
включает сложную систему
Организационные изменения:
Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.
Стратегическое планирование как вид управленческой деятельности предъявляет к работникам аппарата управления ряд требований.
Умение смоделировать ситуацию:
В основе этого процесса лежит целостное представление ситуации, которое включает способность понять закономерности взаимодействия потребностей и потребительского спроса покупателей, конкурентов с качеством их продукции и потребностей собственной фирмы, т.е. ее способности удовлетворять потребности клиентов. Таким образом, важнейшей частью стратегического планирования является анализ. Однако сложность и противоречивость исходных данных порождают сложность и изменчивость аналитической работы, выполняемой в рамках стратегического планирования, затрудняют возможность моделирования ситуации. Роль аналитика трудно переоценить: чем больше его способность к абстракции, тем яснее выявляются связи между компонентами, породившими ситуацию. Способность двигаться от конкретного к абстрактному и в обратном направлении является важным условием компетентности в вопросах стратегии. Используя эту способность при выработке стратегического плана, можно выявить необходимость и возможность изменений в фирме.
Способность выявить необходимость изменений в фирме:
Интенсивность изменений на предприятиях и в организациях в условиях рыночной экономики, гораздо выше, чем в плановой, что объясняется большим динамизмом внешней рыночной среды. В условиях монополизма любые изменения направлены на сохранение экспансии компании. Сейчас они представлены многообразием переменных параметров, характеризующих компанию: от эффективности производственных затрат до отношения компании к риску, включая номенклатуру, качество продукции и послепродажный сервис. Определение необходимости изменений требует двоякого рода способностей:
готовности работников аппарата управления реагировать на тенденции, возникающие под влиянием известных факторов в данной области
научно-технического потенциала, интеллекта, интуиции, творческих способностей управленцев, позволяющих на основе учета комбинации известных и неизвестных факторов приводить компанию в готовность к действиям в непредвиденных обстоятельствах, находить возможности для повышения ее конкурентоспособности.
Способность разработать стратегию изменений:
Нахождение рациональной
стратегии - интеллектуальный, творческий
процесс поиска приемлемого варианта
функционирования предприятия. В его
основе лежит способность
Способность использовать в ходе изменений надежные методы:
Есть множество средств
и методов стратегического
Способность воплощать стратегию в жизнь:
Между стратегией как научно-обоснованным планом и практической деятельностью работников предприятия существует двусторонняя связь. Любые действия, не подкрепленные планом, обычно оказываются бесполезными, а процесс мышления, не сопровождающийся практической деятельностью бесплоден. Поэтому работники предприятия, занятые реализацией стратегии, должны знать и понимать особенности данной стратегии.
2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
.1 Миссия и цели организации.
Классификация и стратегия
Стратегия фирма представляет совокупность её главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывать стратегию фирмы - значит, определять общие направления её деятельности. Обычно перспективное планирование бывает рассчитано на длительный период, хотя во многих российских организациях стратегия основывается на среднесрочном планировании из-за предельно высокой неопределенности будущего. Ответственность за правильную разработку стратегии несет, прежде всего, руководство фирмы.
Начало перспективного планирования - постановка задач предприятия и выбор миссии. Миссия фирмы - ее основная, глобальная задача. Миссия отличает организацию от конкурентов в глазах потребителей и служащих предприятия.
Миссия (mission) (главная цель) - чётко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление её развития (кто мы? что мы делаем?).
Большую роль в формировании миссии играет интуиция и опыт руководителей. Выбор миссии определяется потенциалом и размером фирмы. Миссия определяет основное направление деятельности компании, природу этой деятельности, причину существования.
У миссии компании есть своя финишная черта - период времени, в рамках которого она должна быть реализована. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение было обусловлено серьезным напряжением сил в организации. Срок выполнения миссии должен быть обозримым.
Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что она:
- является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения ее целей и задач
создает уверенность, что организация преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели
помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия
обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации.
Содержание миссии обычно включает в себя следующие основные элементы:
- описание продуктов (услуг), предлагаемых организацией
характеристика рынка - определение основных потребителей, клиентов, пользователей
цели организации - выживание, рост, доходность и др.
технология - характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии
внутренняя концепция, в
рамках которой описывается
внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.
В соответствии с миссией фирмы устанавливаются цели.
Цели (в отличие от миссии) выражают отдельные конкретные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
К целям предъявляются следующие требования: конкретность и измеримость, ориентация во времени, достижимость, совместимость целей фирмы в целом и ее организационных единиц. Здесь учитываются факторы, сдерживающие развитие и возможности среды, требования пайщиков (акционеров), внутренние ресурсы. Определив стратегические цели, важно, установить их приоритеты, ибо нет возможности решать все проблемы одновременно.