Теоретические основы оценки стоимости предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:21, курс лекций

Описание

В современной экономике России можно выделить множество секторов, созданных различными формами собственности. Среди них преобладающий удельный вес занимают:
частный сектор;
коллективное хозяйствование (коллективная частная собственность);
государственный сектор;
теневой сектор (теневая экономика);
иностранный капитал.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Оценка биз..doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)


Тема 1 Теоретические основы оценки стоимости предприятия

 

1. Понятие и  основные цели оценки стоимости предприятия

 

В современной экономике  России можно выделить множество  секторов, созданных различными формами собственности. Среди них преобладающий удельный вес занимают:

  1. частный сектор;
  2. коллективное хозяйствование (коллективная частная собственность);
  3. государственный сектор;
  4. теневой сектор (теневая экономика);
  5. иностранный капитал.

Каждый из секторов порождает множество отличий  в формах собственности и в их юридическом оформлении, поэтому изучение правовых основ собственности и определение рыночных условий их купли-продажи имеет центральное значение при проведении оценки бизнеса. В связи с этим возникает необходимость определения содержания категории «бизнес», его видов и правовых основ.

Бизнес — это предпринимательская деятельность, направленная на производство и реализацию товаров, услуг, ценных бумаг, денег или других видов разрешенной законом деятельности с целью получения прибыли. Для достижения такой цели должно быть создано предприятие.

Предприятие — производственно-экономический и имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. При осуществлении оценочной деятельности предприятие рассматривается как единое целое (товар), в состав которого входят все виды имущества, функционирующие в его организационно-правовых рамках при осуществлении предпринимательской деятельности, и права на это имущество. Предприятие рассматривается как юридическое лицо, самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию (товары), оказывающий услуги и занимающийся различными видами коммерческой деятельности.

Оценка бизнеса  является функцией (деятельностью), которую  в разных ситуациях часто приходится осуществлять в рыночной экономике. Ею необходимо заниматься и при оценке подлежащего продаже предприятия-банкрота, и при определении того, на какую сумму нормально работающее открытое акционерное общество имеет право выпустить новые акции (на сумму, превышающую балансовую стоимость собственного капитала предприятия), и при исчислении цены, по которой любое акционерное общество (открытое либо закрытое) должно выкупать акции выходящих из него акционеров.

В более широком  смысле предмет оценки бизнеса понимается двояко.

Первое его понимание сводится к традиционному сейчас в нашей стране пониманию оценки бизнеса как оценки фирмы в качестве юридического лица. При таком подходе характерно отождествление оценки бизнеса фирм с оценкой имущества этих фирм.

Второе — и наиболее распространенное в мире — понимание оценки бизнеса заключается в том, чтобы выяснить, сколько стоят не фирмы, зарабатывающие те или иные доходы, а права собственности, технологии, конкурентные преимущества и активы, материальные и нематериальные, которые дают возможность зарабатывать данные доходы. Причем эти права, технологии и активы могут принадлежать не юридическим, а физическим лицам. Это не лишает такие права привлекательности в качестве объектов купли-продажи на рынке. Следовательно, актуальной остается проблема их оценки.

Бизнес — это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Владелец бизнеса  имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, обладающим всеми признаками товара. Но это товар особого рода:

1. Это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность.

2. Бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. В этом случае элементы бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы, т. е. товаром становится уже не бизнес, а отдельные его составляющие.

3. Потребность в регулировании купли-продажи. Потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в обществе приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в самом обществе.

4. Учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес, в его оценке.

Оценку бизнеса проводят в целях:

- повышения эффективности текущего управления предприятием;

- определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;

- определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;

- реструктуризации предприятия. Проведение рыночной оценки предполагается в случае ликвидации предприятия, слияния, поглощения либо выделения самостоятельных предприятий из состава холдинга;

- разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;

- определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;

- страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;

- налогообложения;

- принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому необходима периодическая переоценка имущества предприятия независимыми оценщиками;

- осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.

Если же объектом сделки купли-продажи, кредитования, страхования, аренды или лизинга, внесения пая является какой-либо элемент имущества предприятия, а также если определяется налог на имущество и т. п., то отдельно оценивается необходимый объект, например недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы.

Таким образом, обоснованность и достоверность оценки стоимости  имущественного комплекса во многом зависит от того, насколько правильно определена область использования оценки: купля-продажа, получение кредита, страхование, налогообложение и т. д.

 

История развития оценки бизнеса

 

В последние годы в  России изменилось понимание оценки бизнеса. В настоящее время понятие "оценки бизнеса" включает как оценку рыночной стоимости закрытого акционерного общества, так и оценку имущественных комплексов любых фирм, оценку имущественных комплексов по отдельным видам их деятельности, а также оценку "действительной" стоимости открытого акционерного общества, так как фондовый рынок в силу разных обстоятельств может переоценивать или недооценивать стоимость компании (неполнота или недостоверность информации, отсутствие фактически совершаемых сделок купли-продажи в течение длительного периода времени).

В дореволюционной России всегда существовала практика оценки рыночной стоимости недвижимости, однако, после Октябрьской революции 1917 г. эта практика была полностью прекращена, и до 90-х годов рынок недвижимости практически полностью отсутствовал.

3 июля 1991 г. был принят  Закон о приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РСФСР. Принятие этого Закона  положило начало оценочной деятельности  в современной России.

В частности, в статье 17 Закона утверждалось следующее: "Определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества производится комиссией по приватизации на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения) или на основе оценки возможной выручки от распродажи его активов".

Основой для разработки отечественных методик оценки стоимости  имущества предприятия стало  Временное методическое положение  по оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже. Данное методическое положение было подготовлено Госпланом и Минфином в соответствии с планом разработки неотложных мер по переходу к рыночной экономике и опубликовано в конце 1990 г.

Согласно Временному методическому положению, оценкой  стоимости имущества предприятия  занималась специальная комиссия.

Оценка проводилась  на основании наличия и фактического состояния имущества, устанавливаемого по результатам инвентаризации, реально  складывающихся цен, а также других факторов, влияющих на стоимость имущества.

Для определения окончательной  величины оценочной стоимости имущества  рентабельного предприятия использовался  метод капитализации чистого  дохода, т.е. оценочная стоимость  определялась как отношение среднегодовой прибыли предприятия за последние 5 лет к минимальному банковскому проценту текущего года по депозитам на срок более 5 лет, умноженное на 100%. При этом оценочная стоимость должна быть не менее остаточной стоимости имущества предприятия.

В 1991 г. были опубликованы Методические рекомендации по оценке стоимости объектов приватизации, подготовленные Всероссийским научно-исследовательским  и проектным институтом в строительстве  по заказу Госкомимущества РСФСР, и  основанные на Временном методическом положении.

В Методических рекомендациях  представлен перечень необходимых  исходных данных для проведения оценки стоимости имущества предприятия, а также описаны три методики оценки стоимости имущества предприятия:

методика оценки стоимости  основных фондов с учетом износа;

методика оценки стоимости  фондов с учетом перспективы получения  прибыли;

методика оценки стоимости  имущества с учетом льгот и  наценок.

При этом окончательная  оценка стоимости имущества предприятия  определялась как взвешенная оценка на основании расчетов, проводимых по всем трем методикам, где веса варьировались в зависимости от выбранных способов приватизации (выкуп, конкурс, аукцион, акционирование) и интересов продавца и покупателя.

С 1991 г. в России начали появляться первые частные собственники, что привело к развитию рынка недвижимости. Естественно, рыночные оценки стоимости предприятия (как действующего до определенного времени, так и ликвидируемого) стали просто необходимы.

В связи с этим с  середины 1992 г. начал формироваться рынок оценочных услуг. Если две стороны не могут прийти к единому мнению о величине стоимости, необходима независимая экспертная оценка. Таким образом, с появлением частных собственников возникло понятие "независимая оценка".

С 1993 г. началась подготовка экспертов-оценщиков в России при содействии Института экономического развития Всемирного Банка. В последствии к этому процессу присоединились Высшая школа приватизации и предпринимательства, Российское общество оценщиков, институт профессиональной оценки, Лига независимых экспертов и т.д. В настоящее время в России 48 образовательных учреждений, прошедших согласование образовательных программ в области оценочной деятельности в Минимуществе России (по состоянию на 18 июля 2001 г.), из которых 40% находятся в Москве.

Сейчас в России работают сотни оценочных фирм и тысячи аттестованных оценщиков. Таким  образом, быстро развивается не только предложение услуг по оценке недвижимости, машин и оборудования, интеллектуальной собственности, но и оценка бизнеса. В России одно из важнейших применений оценки бизнеса - определение стоимости предприятий-банкротов.

 

 

Особенности оценки российских предприятий.

 

 

Условно проблемы, связанные  с оценкой компаний, можно разделить  на две категории:

  1. оценка стоимости активов компании;
  2. оценка стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.

Первая группа оценок связана с ситуациями, когда предполагаются сделки с имуществом предприятия, внесение имущества в качестве вклада в  уставный капитал, ликвидация компании. В зависимости от объекта оценки (недвижимость, машины и оборудование, нематериальные активы) используются соответствующие подходы и методы оценки этих активов. Строго говоря, оценка активов не является оценкой компании как хозяйствующего субъекта. Неправомерно отождествлять оценку стоимости акций с оценкой активов компании1. Оценка активов, как основа для оценки пакета акций или капитала компании, применима в некоторых случаях или для некоторых типов компаний (например, холдинговых или инвестиционных).

Информация о работе Теоретические основы оценки стоимости предприятия