Классификация цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 14:42, реферат

Описание

Цель данной работы – изучить классификацию цен в любой экономической системе.

Задача - раскрыть понятие и экономическую природу цены, изучить функции цены, факторы формирования цены в рыночной экономике, классификацию цен.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и экономическая природа цены…………………………………......5

2. Функции цены…………………………………………………………………..6

3. Факторы формирования цены в рыночной экономике………………………9

4. Классификация цен…………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

Расчет розничной цены 1 кг. муки……………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ ЦО.docx

— 38.99 Кб (Скачать документ)

7. Информационная. Цена информирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса. Поскольку цена является носителем информации, она выступает инструментом анализа, прогнозирования и планирования всех показателей в денежном выражении. Цена занимает ключевое место в системе управления предприятием, регионом, национальной экономикой.

            Все функции взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они не только в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар. 

3. Факторы формирования  цены в рыночной  экономике 

            Факторы, влияющие на формирование цены в рыночной экономике целесообразно разделить на две группы:

- внутренние - факторы, определяющие уровень  и динамику ОНЗТ (по экономической  природе - это производственные  факторы). Они в значительной мере  определяют уровень и динамику  цены 

- внешние  - политические, экономические, психологические  и социальные факторы. Например, соотношение спроса и предложения,  характер эластичности спроса, мода  и престижность товара факторы  национальных особенностей, психология  поведения покупателей и др.

            В рыночной экономике все ценообразующие факторы действуют в совокупности. Это предопределяет формирование цен как единого экономического механизма. 

4. Классификация цен 

            Для стоимостной оценки результатов сделок и затрат используются различные виды цен. Отечественный и мировой опыт показывают, что существует множество цен, связанных с особенностями товара. Несмотря на многообразие действующих на рынке цен, они между собой взаимосвязаны. В зависимости от того, какой признак использован для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.  

  • По  характеру обслуживаемого оборота

1. Оптовые цены - цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям крупным партиями (оптом). Оптовые цены применяются между отраслям внутри оптовой сферы, при передаче продукции из оптовой в розничную сферу. К оптовым ценам относятся:

- оптовые  цены на продукцию промышленности;

- закупочные  цены - это цены на сельскохозяйственную  продукцию или цены, по которым  сельхозпроизводители реализуют  продукцию предприятиям, организациям, фирмам, промышленным предприятиям  для последующей переработки; 

- биржевые  цены;

- цены  на услуги - тарифы (в сфере оптовой  торговли, например, грузовые транспортные  тарифы, фрахт).

2. Розничные цены - цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению; цены, по которым товар реализуется конечному потребителю в ограниченном количестве. Например: отпускные цены на предприятиях общественного питания; цены на услуги населению в розничной сфере (пассажирские тарифы).

  • В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке

1. Свободные (рыночные) цены - это цены, устанавливаемые производителями (продавцами) товаров (услуг) на основе спроса и предложения на определенном рынке. Свободные цены не подвержены прямому вмешательству со стороны государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка. К свободным ценам-относятся:

- цена  спроса (верхний предел цены) - цена, по которой потребитель заинтересован  приобрести товар; 

- цена  предложения (нижний предел цены, цена производства) - рыночная цена, которая указывается в оферте (официальное предложение продавца); стартовая цена, по которой продавец  желает продать товар; цена, определяемая на основе издержек производства с прибавлением средней прибыли.

- фактическая  цена реализации,

2. Регулируемые цены - цены, которые устанавливают органы управления (Президент РФ, правительство, федеральные органы, органы местного самоуправления) или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие условия. Регулируемые цены бывают гарантированными, рекомендованными, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными). Регулирование цены осуществляется на основе экономических и административных методов. Например:

- предельные  цены - цены, выше или ниже которых  предприятия не могут устанавливать  цену своей продукции (соответственно  верхний или нижний предел  уровня цены). Верхний предел уровня цены, например, устанавливается на продукцию естественных монополий, на социально-значимые товары.

- фиксированные  цены - цены, устанавливаемые на определенном  уровне, и их изменение возможно  только по решению субъекта  рынка, утвердившего их. В плановой  экономике жестко фиксированные  цены - основной тип цен. В рыночной  экономике фиксированные цены  применяются, например, при заключении  государственных контрактов.

  • По способу установления (фиксации), по степени устойчивости во времени

           Все эти цены применяются в договорах (контрактах).

Контрактная цена - это цена фактической договоренности между продавцом и покупателем; цена, величина которой определяется предварительным соглашением купли-продажи, документально зафиксированным  контрактом между продавцом и  покупателем. Контрактная цена бывает:

1. Твердая (постоянная, стабильная, фиксированная, гарантированная) цена - цена, которая устанавливаются в момент подписания договора и не меняется в течение срока поставки по договору. Эта цена используется на весь срок действия договора. Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой или с поставкой в течение короткого срока. В договорах с длительным сроком поставки делается оговорка: цена твердая, изменению не подлежит.

2. Подвижная цена - зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику. При установлении подвижной цены в договор вносится оговорка об увеличении или уменьшении цены.

3. Скользящая цена - цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначально договорной (базисной) цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, произошедших в период исполнения договора. Устанавливается на товар с длительным сроком изготовления, например, на сложное промышленное оборудование, суда, самолеты.

4. С последующей фиксацией (плавающая, регулируемая, гибкая цена) - цена, фиксируемая в процессе исполнения договора, может уточняться непосредственно перед поставкой каждой партии товара (при долгосрочных контрактах). В договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены (периодичность, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации).

  • По способу получения информации об уровне цены

На эти  виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении  уровня цены в договорах (контрактах). Это ориентир для внесения поправок или для фиксации цен при заключении сделок.

1. Публикуемые цены - цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Как правило, эти цены отражают мировой уровень цен. К публикуемым ценам относятся: биржевые котировки, цены аукционов и торгов, цены фактических сделок, цены предложений крупных фирм.

2. Справочные цены - цены товаров во внутренней и внешней торговле, публикуемые в различных печатных изданиях (экономических газетах, журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах, прейскурантах). Справочные цены могут быть: номинальными, т. е. не связанными с реальными коммерческими операциями; отражающими прошлые операции, совершенные за истекшую неделю, месяц (средние цены фактических сделок за определенный период); экспертными оценками. Справочные цены по ряду товаров играют роль отправной точки, с которой начинается согласование цен при заключении сделки.

3. Расчетные цены поставщика - цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий. Расчетные цены применяются в договорах на нестандартно специальное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Различия у такого оборудования с аналогичным того же назначения настолько велики, что невозможно устанавливать цену, ориентируясь на справочные или публикуемые.

  • В зависимости от вида рынка

           Вид цены часто определяется видом рынка, на котором она образуется.

1. Цены товарных аукционов.

Аукцион - торги, которые специализируются на сбыте определенных товаров. Аукционы проводятся, как правило, один или  несколько раз в год. Цены на аукционах  устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения. Аукционные цены зависят от вида аукциона:

а) аукцион  с повышением цены -товар продают по цене наиболее высокой из предложенных покупателями;

б) вейлинговые  торги - первоначальная цена предложения  наивысшая, затем цену постепенно начинают уменьшать. При этом обычно используют экран (циферблат), где стрелки имеют обратный ход. Покупатель нажатием кнопки определяет устраивающую его цену.

Особенностями аукциона является: наличие, как правило, одного или нескольких продавцов  конкретного товара и множества  покупателей; в отличие от бирж на аукционах продаются реальные товары. Аукционные цены могут существенно  отличаться от рыночной (быть выше, т. к. отражают уникальные, редкие свойства товара. Часто аукцион-цена зависит  от мастерства человека, проводящего  аукцион.

2. Биржевые котировки - цены специально организованного, постоянно действующего (в отличие от аукционов) рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают продукцию сельского хозяйства и лесное сырье (хлопок шелк, шерсть, зерновые, пиломатериалы, фанеру и др.), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты и т. д.

Цена  биржевого товара (или биржевой сделки) формируется на базе биржевой котировки  и надбавок или скидок с нее  в зависимости от качества товара, расстояния от места поставки (удаленности) и прочих условий.

3. Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товара или получения подрядов на производство работ по заранее объявленным в тендере условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей для обеспечения наиболее выгодных условий сделки ее организаторам. Особенность торгов: наличие нескольких продавцов (оферентов) и одного покупателя (заказчика), который из множества предложений выбирает более выгодное, в том числе по цене, предложение.

            В России торги развиты слабо. В мировой практике торги проводятся на продукцию машиностроения (самолеты, суда, оборудование), на строительство промышленных предприятий, мостов, железных и автомобильных дорог.

Так как  на торгах складывается высокий уровень  конкуренции среди продавцов, цены на товар ниже, чем цены аналогичной  продукции, реализуемой по обычным  контрактам. Цены торгов публикуются  редко. ,

4. Цены ярмарок и выставок (часто льготные).

  • С учетом фактора времени

1. Постоянные цены - цены, срок действия которых заранее не определен.

2. Сезонные цены - цены, срок действия которых определен периодом времени.

3. Ступенчатые цены - ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

  • По способу отражения транспортных расходов, в зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товара)

Франко (до) - показывает до какого места пути следования товара от продавца к покупателю транспортные расходы включены в цену (поставщик возмещает транспортные расходы). Могут быть следующие виды франко:

Информация о работе Классификация цен