Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:39, контрольная работа

Описание

Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.
Прежде чем приступить к рассмотрению и выбору методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования………….4
Ценообразования в условиях монополистической конкуренции……….9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………….......17
Задача…………………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования.docx

— 39.80 Кб (Скачать документ)

                                               Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования………….4
  2. Ценообразования в условиях монополистической конкуренции……….9

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………….......17

Задача…………………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Введение

 

Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.

Прежде чем приступить к рассмотрению и выбору методик  ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит  от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую  деятельность. Поскольку рыночная система  предполагает свободную рыночную конкуренцию, то типы товарных рынков необходимо рассматривать  в зависимости от конкуренции  на них:

1)   с точки зрения  предпринимателя;

2)  с точки зрения  структуры рынков в общегосударственном  масштабе, т.е. в масштабе рыночной  экономики страны.

Задачи и действия отдельных  предпринимателей и государства  на рынках различных типов не совпадают. Предпринимателя интересует тот  тип рынка, на котором он осуществляет свою деятельность. Поэтому ему необходимо знать тип своего рынка, его специфику  и особенности. В частности, предпринимателя  будут интересовать возможности  входа на рынок определенного  типа и выхода из него, характер поведения  продавцов и покупателей, особенности  ценообразования.                                                                                                                                                                                                                                               

Кроме того, сам механизм предпринимательской деятельности на конкурентных рынках различных типов  не однозначен. Отметим, что цель деятельности предпринимателя (на всех рынках) одна — получение максимальной прибыли. Однако механизм получения прибыли  на рынках разных типов неодинаков, что (даже при одинаковых функциях издержек предприятия) связано с совершенно различным характером спроса и ценообразования  на различных рынках. Главным критерием  классификации типов рынков является характер и степень свободы конкуренции  и ценообразования.

    1. Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования

 

 

Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу  которых относятся: количество и  размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров  разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

Существуют разнообразные  варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей - максимизации прибыли - результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.

Конкуренция (от позднелат. - сталкиваться) - борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать - соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.

Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая  проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.1

Исторически цена всегда была основным фактором, определяющим выбор  покупателя. Это положение до сих  пор справедливо в бедных странах  среди неимущих групп населения  применительно к продуктам типа товаров широкого потребления.

Однако в последние  десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться  ценовые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения  товара и услуг для клиентов.

Как же устанавливаются цены? Рыночная цена – это реальная цена, которая установилась на рынке в  определённый момент времени. На рынке  продаются и покупаются два основных вида товаров: потребительские (хлеб, одежда, мясо и т.п.) и капитальные (машины, оборудование, энергоносители, различные  материалы, транспортные средства и  т.д.).  Равновесная   цена  устанавливается  на рынке в результате конкурентной борьбы между производителями и  взаимодействия спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то цена растёт, если предложение превышает  спрос, то цена падает. На рынке величина предложения непосредственно зависит  от затрат на производство товара: больше затрат – выше цена. 2                                                                                                                                   

           Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является функцией маркетинга. Цены и ценовая политика - одна из главных составляющих маркетинговой деятельности, роль которой все более возрастает. Цены находятся в тесной зависимости с другими переменными маркетинга и деятельности фирмы. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики в маркетинге заключается в том, чтобы устанавливать на товары фирмы такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей, обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие стратегические и оперативные задачи. При определении общей ценовой политики отдельные решения (взаимосвязь цен на товары в рамках ассортимента, использование специальных скидок и изменений цен, соотношение своих цен и цен конкурентов, метод формирования цен на новые товары) увязываются в интегрированную систему.

   Исторически сложилось,  что цены устанавливали продавцы  и покупатели в ходе переговоров  друг с другом. Продавцы обычно  запрашивали цену выше той,  что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали  заплатить. Поторговавшись, они,  в конце концов, сходились на  взаимоприемлемой цене. Единые цены  получили распространение только  в конце XIX в. с возникновением  крупных предприятий розничной  торговли, которые рекламировали  "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое  разнообразие товаров и держали  большое количество наемных работников.

   Исторически цена  всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор  справедливо в бедных странах  среди неимущих групп населения  применительно к продуктам типа  товаров широкого потребления.  Однако в последние десятилетия  на покупательском выборе относительно  сильнее стали сказываться ценовые  факторы, такие, как стимулирование  сбыта, организация распределения  товара и услуг для клиентов.

   Фирмы подходят  к проблемам ценообразования  по-разному. В мелких фирмах  цены часто устанавливаются высшим  руководством. В крупных компаниях  проблемами ценообразования обычно  занимаются управляющие отделений  и управляющие по товарным  ассортиментам. Но и здесь высшее  руководство определяет общие  установки и цели политики  цен и нередко утверждает цены, предложенные руководителями низших  эшелонов. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования  играет решающую роль (аэрокосмическая  промышленность, железные дороги, нефтяные  компании), фирмы часто учреждают  у себя отделы цен, которые  либо сами разрабатывают цены, либо помогают делать это другим  подразделениям. 3

Чем выше    степень    монополизации    на рынке,    тем больше возможностей у отдельных фирм контролировать ценовую ситуацию.

Ценовая политика конкретной фирмы зависит от нескольких конкурентных факторов:

1)   числа, размера конкурентов-продавцов, степени агрессивности их политики;

2)   наличия конкурентной среды со стороны покупателя;

3) изменения цен конкурентных  и дополняющих товаров. 

Совершенная конкуренция  и чистая монополия представляют собой идеальные (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.

Монополистическая конкуренция  и олигополия характерны для большинства  рынков.

На рынках олигополии и  монополистической конкуренции  теоретически возможна ценовая конкуренция. Опасность агрессивной ценовой политики - в возможности быстрого и жесткого ответа конкурента, сложности повышения цены после ее снижения. Так как стратегии ценообразования легко копируются, реакция конкурентов на ценовой успех фирмы может привести к ценовой войне, разоряющей фирмы. Ценовая война бесперспективна для большинства фирм, требует срочной переориентации на неценовые методы конкуренции. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ценообразования в условиях монополистической конкуренции

 

 

Рынок монополистической  конкуренции состоит из множества  покупателей и продавцов, совершающих  сделки не по единой рыночной цене, а  в широком диапазоне цен. Наличие  диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям  разные варианты товаров. Реальные изделия  могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих  товарам услугах. Нередко предприятия-изготовители разрабатывают разные предложения  для различных сегментов потребительского рынка, а также широко используют практику введения марочных названий, различных методов личных продаж, рекламу. Нередко различия в товарах  и условиях продаж носят мнимый характер. Покупатели, видя различия в предложениях, готовы платить разные цены.

Наличие большого числа конкурентов  ограничивает контроль каждого из них  над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет  отсутствие тесной взаимозависимости  между ценовой политикой предприятий  и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен.5

В условиях монополистической  конкуренции предприятие формирует  цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.

При монополистической конкуренции  предприятия используют разные варианты ценообразования:

  • установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;
  • установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей;
  • установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе;
  • установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные цены увеличиваются по мере удаленности зоны;
  • установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта;
  • включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений с конкретными покупателями или с определенными географическими районами. В этом случае обычно предполагается, что стабильность сбытовых отношений позволит расширить объемы деятельности и снизить средние издержки, обеспечивая покрытие дополнительных транспортных расходов. 6

Информация о работе Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования