Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 18:39, контрольная работа

Описание

Перед каждым предприятием стоит проблема назначения цен на товары (работы, услуги), которые он предлагает реализовать на рынке.
Прежде чем приступить к рассмотрению и выбору методик ценообразования, необходимо осознать, что ценовая политика продавца зависит от типа рынка, на котором он осуществляет (или будет осуществлять) свою предпринимательскую деятельность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования………….4
Ценообразования в условиях монополистической конкуренции……….9
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы……………………………………….......17
Задача…………………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования.docx

— 39.80 Кб (Скачать документ)

Для монополистической  конкуренции не требуется наличие  сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, например, 25, 35, 60 или 70 в каждой отрасли. Из наличия  такого числа фирм вытекает несколько  важных признаков монополистической  конкуренции:

    1. Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.
    2. Невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.
    3. Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов.

В противоположность совершенной  конкуренции одним из основных признаков  монополистической конкуренции  является дифференциация продукта. В условиях монополистической конкуренции фирмы производят продукты, немного отличающиеся от товаров соперников в том, что касается характерных внешних атрибутов (признаков) продукта, качества услуг, местоположения и доступности товаров или других характеристик. 

Войти в отрасль с монополистической  конкуренцией относительно легко. То, что производители в таких  отраслях обычно являются небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, предполагает незначительный эффект масштаба и наличие небольшого капитала. Однако в отличие от условий совершенной  конкуренции в данном случае могут  существовать дополнительные финансовые барьеры, порождённые потребностью получения продукта, отличающегося  от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Кроме  того, действующие фирмы могут  владеть патентами на продукцию  и авторскими правами на фабричные  клейма и торговые знаки, что увеличивает  трудности и издержки их копирования.

Выход фирм из отраслей с  монополистической конкуренцией относительно прост. Ничто не мешает неприбыльной фирме в отрасли с монополистической  конкуренцией сократить производство или закрыть его.

Каждая фирма, находясь в условиях монополистической конкуренции, проводит собственную ценовую политику, не учитывая ответную реакцию конкурентов. Отсюда следует, что в рамках данной рыночной структуры выпускается  меньший объем производства, чем  при совершенной конкуренции, но с более высокими затратами на единицу продукции. Снижение объема продаж и повышение затрат на единицу  продукции – все это своеобразная плата за большее разнообразие производимых товаров.

В российских условиях имеются  большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции  и создания сферы конкурентного  ценообразования. К числу таких  рынков можно отнести рынки следующих  товаров, в том числе импортных:

- безалкогольные напитки  — фруктовые воды, лимонад, русский  квас, кока-кола, пепси-кола, и др.;

- водка, коньяки, ликеры, вина;

- пиво бутылочного и  баночного разлива;

-сигареты и сигары, другие  табачные изделия;

- многие виды лекарств, имеющих заменители, витамины;

- кондитерские изделия  — шоколадные конфеты, шоколад;

- зубная паста, паста  для бритья, кремы, шампуни, одеколоны,

- духи, моющие средства;

- многие виды одежды, особенно  с фирменным знаком;

- многие спортивные товары;

- телевизионная и радиотехника, видео- и аудиотехника;

- часы, фотоаппаратура и  фотоматериалы;

- большинство видов бытовой  техники, например холодильники,

- стиральные машины, пылесосы, микроволновые печи и т.д.;

- компьютерная техника;

- фирменная мебель;

- фирменные бытовые услуги  — чистка одежды, ремонт квартир,

парикмахерские и др.;

- многие магазины и  палатки розничной торговли в  городах.

На рыночном сегменте небольшое  предприятие может занимать монопольную  позицию (кстати, отсюда и название типа рынка) и диктовать цены: при  их определении оно закладывает  размер собственной прибыли. В зарубежной практике она составляет 5 — 8%, в  то время как в среднем эта  величина составляет 1 — 3%.

При монополистической  конкуренции линия спроса на продукцию  производителя имеет отрицательный  наклон, поскольку на рынке продаются  товары – заменители, что даёт возможность  получить монопольную прибыль в  краткосрочном периоде. Из-за отсутствия каких-либо существенных ограничений  на вход в отрасль других производителей и выход из неё в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

Одной из важных характеристик  дифференциации продукта является ограниченный контроль над ценами со стороны производителей и продавцов в условиях монополистической  конкуренции из-за относительно большого числа фирм, действующих в конкретном секторе рынка. При монополистической  конкуренции потребители выбирают продукцию определённых продавцов  и в известных пределах платят более высокую цену за неё, чтобы  реализовать свои предпочтения. На таком рынке продавцы и покупатели не связаны стихийно, как на рынке  совершенной конкуренции. Однако, контроль фирмы действующей в условиях монополистической конкуренции, над  ценой весьма ограничен, поскольку  существует множество потенциальных  заменителей её продукта.

Кривая спроса, с которым  сталкивается продавец в условиях монополистической  конкуренции, является в высокой  степени эластичной, но не совершенно эластичной. Степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции зависит от числа  конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов  и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса каждого  продавца, то есть тем ближе ситуация к условиям совершенной конкуренции. 7

 

 

 

 

 

 

 

                                          Заключение

 

Цена и ценообразование  являются центральными элементами рыночной экономики. В этих условиях цена является характеристикой товара на рынке  и представляет собой денежное выражение  его стоимости.

Цена - одна из наиболее сложных  экономических категорий. Она представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает со стоимостью, а может быть выше или ниже последней  в зависимости от спроса и предложения  на данный товар.

На механизм рыночного  ценообразования оказывают влияние  следующие условия: количество субъектов  рынка, их независимость, степень индивидуализации продукции (работ, услуг), внешние ограничения (спрос, предложение, государственное  регулирование цен) и др. Эластичность спроса - это зависимость числа  продаж от изменения цены на данный товар, доходов покупателей, цен  товаров-субститутов и др.

Взаимодействие предложения  и спроса в результате приводит к  установлению цены равновесия, или  рыночной цены, при которой товары или услуги действительно будут  обменены на деньги.

Ценообразование - это процесс  формирования цен товаров и услуг. Традиционно выделяют две противоположные  модели ценообразования: централизованную и рыночную. Существует два альтернативных подхода к ценообразованию: затратный  и ценностный. Принято различать  пассивное и активное ценообразование.

Основными принципами ценообразования  являются научная обоснованность цен, их целевая направленность, непрерывность  процесса ценообразования, единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением  цен.

При установлении цены необходимо учитывать экономическую ценность товара, под которой понимается цена лучшего из доступных потребителю альтернативных товаров (цена безразличия) плюс ценность для него тех свойств товара, которые отличают его от лучшей альтернативы (ценность отличий).

В процессе определения цены необходимо учитывать внутренние и  внешние факторы. Факторы внешней  среды можно представить в  виде четырех основных групп: потребители, рыночная среда, участники каналов  товародвижения, государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Список  использованной литературы

 

 

  1. Экономика. Учебник / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001.
  2. Микроэкономика. Учебники МГУ им. М. В. Ломоносова / Под ред. А. В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2008.
  3. Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под ред. В. И. Видянина, Г. П. Журавлевой. – М.: РЭА, 2008.
  4. Курс экономики. Учебник / Под ред.Б. А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  5. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: Владос, 2009.
  6. Экономическая теория. Учебник / Под ред. В. И. Видянина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Микроэкономика. Учебник / Под ред. Е. Строганова, И. Андреева. – М.: Питер, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

По приведенным данным рассчитать отпускные цены на изделия  А и Б без косвенных налогов. Плановая общая сумма косвенных  затрат по всем вариантам - 47000 руб. Косвенные  затраты распределяются пропорционально  прямым затратам.

Исходные данные для решения  задачи.

 

Плановый

Плановые

Плановая

выпуск изделий,

прямые затраты

рентабельность

варианта

шт.

на одно изделие,

изделий,%

     

руб.

   
 

А

Б

А

Б

А

Б

23

117

121

4

8

10

8


 

Порядок расчета:

1. Для распределения общей суммы косвенных затрат по 
изделиям рассчитывается коэффициент распределения. Он 
характеризует сумму косвенных затрат на единицу того показателя, пропорционально которому распределяются косвенные затраты.

SБ = 117*4 + 121*8 = 1,436 рублей

К = S3K / SБ ,                                                                                                      

К = 47000/1436 = 32,72                                                                                                                               

где S3K - плановая общая сумма косвенных затрат, руб.;

       SБ - база распределения (общее значение того показателя, пропорционально которому распределяются косвенные затраты). В данном случае SБ - общая плановая сумма прямых затрат на весь объем продукции.

 

2. Определяются плановые косвенные затраты на единицу 
продукции каждого вида:

ЗК = К х Б ,                                                                                                                

ЗК А= 32,72*4=130,8 рублей

 ЗК Б= 32,72*8=261,7 рублей                                                                                                                        

где К - коэффициент распределения;

       Б - значение  показателя, по которому распределяются  косвенные затраты, на единицу  продукции каждого вида. В данном  случае Б - плановые прямые  затраты на одно изделие каждого  вида.

3. Плановая себестоимость единицы продукции определяется 
по формуле:

С = ЗП + ЗК ,                                                                                                       

С А = 4+130,8 =134,8 рублей

С Б = 8+261,7 =269,7 рублей

где ЗП - плановые прямые затраты  на единицу продукции, руб.;

      ЗК   -   плановые   косвенные   затраты   на   единицу продукции, руб.

4. Прибыль в цене определяется на основе рассчитанной 
себестоимости и заданной рентабельности изделий.

П = РхС,                                                                                                                

П А = 0,010*134,8 = 13,48 рублей

П Б = 0,08*269,7 = 21,57 рублей

где Р - коэффициент рентабельности;

Информация о работе Конкурентная структура рынка как фактор ценообразования