Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование экономической сущности и значения ценовой политики в условиях рынка, анализ ценовой политики предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. раскрыть понятие цены и ценовой политики, исследовать этапы ценообразования;
2. охарактеризовать инструменты ценовой политики;
3. представить экономическую характеристику предприятия;
4. проанализировать задачи и принципы ценовой политики на предприятии;
5. разработать предложения по выбору метода ценообразования на предприятии;
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основы ценовой политики организации и главные направления менеджмента цен
1.1. Сущность и функции цены………………………………………………...4
1.2. Ценовая политика фирмы……………………………………………….....7
Глава 2. Оценка эффективности использования на примере ООО «Клиника Садко»
2.1. Краткая характеристика ООО «Клиника Садко»…………….…………...13
2.2. Организационная структура ООО «Клиника Садко»…………………….15
Глава 3. Направления совершенствования ценовой политики ООО «Клиника Садко»…………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………36
Необходим тщательный анализ спроса, потому что именно спрос является тем рыночным компасом, который укажет, как правильно построить деятельность, и как определить оптимальное количество медицинских услуг.
Спрос – это количество медицинских услуг, которое желают и могут приобрести пациенты за некоторый период времени по определенной цене.
Бесполезно определять
величину спроса без цены, так как
он изменяется в зависимости от нее.
Эта зависимость находит
Помимо влияния цены на спрос необходимо выделить факторы, активно влияющие на него. На первый взгляд кажется, что только цена активно влияет на потребность в медицинских услугах, но маркетинговая практика показывает, что немалое влияние оказывают факторы другого порядка, эффект которых сразу невозможно предугадать.
Факторы, влияющие на спрос:
Анализ ценовой политики
ООО «Клиника Садко» выявил существенные
недостатки применяемых на предприятии
затратных методов
Кроме того, если предприятие длительный срок основывает ценообразование на свои товары на методе, основанном на учете расходов, то конкуренты могут это заметить и смогут легко обойти это предприятие при помощи дифференцированного ценообразования. Другая важная отрицательная черта - это то, что метод ценообразования по издержкам ориентирован на предложение, а не на спрос. А ведь именно спрос на товар и создает сбыт и определяет прибыль предприятия. Если избранный метод ценообразования игнорирует спрос, то предприятие будет либо терять клиентов из-за слишком высоких цен, либо упускать прибыль из-за слишком низких цен.
Поэтому фирме целесообразно уделить большее внимание рыночному методу ценообразования. Такой метод в большей степени соответствует задачам маркетингового позиционирования продукта. Суть данного подхода к ценообразованию состоит в том, что надо установить такую цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар. К сожалению, покупатели редко сообщают о том, сколько они готовы заплатить. Продавец должен сам назвать цену. Здесь при назначении цен советником может стать уровень цен за аналогичные услуги.
Спрос во взаимодействующих
силах конкурентного рынка
Проблемы назначения справедливой цены на свою продукцию встает перед любой хозяйственной единицей. Не является исключением и Клиника Садко.
В стратегическом плане цене всегда придавалось решающее значение, но в условиях «финансового вызова» здравоохранению цена приобрела ключевое значение в системе современного маркетинга здравоохранения. Так, если до 90-х годов медицинские учреждения ставили ценообразование на далеко не первое по значимости место среди основных маркетинговых факторов (после планирования продукта, управления сбытом и других), то в период рыночных реформ ценообразование было оценено ими в качестве важнейшего фактора, определяющего успех учреждений, функционирующих на рынке медицинских услуг.
Несомненно, цена находится в тесной взаимосвязи с другими переменными деятельности учреждения. Являясь самым гибким инструментом маркетинга, цены часто меняются на протяжении жизненного цикла услуги – от высоких, для привлечения потребителя, ориентирующихся на уникальность услуги, до низких, предназначенных для массового рынка. В прямой зависимости от цен находятся и достигнутые коммерческие результаты, а правильно выбранная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на деятельность учреждения, положительное или отрицательное.
Суть целенаправленной политики, несмотря на разнообразные тактические и стратегические решения, заключается в том, чтобы устанавливать на услуги учреждения такие цены и так ими маневрировать в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть его определенной долей и обеспечить намеченную прибыль. Выбирая политику цен для своего учреждения, руководство должно определить каких целей оно хочет достичь. В связи с этим определяют основные задачи ценовой политики.
Конкурентоспособность: противостоять конкуренции; быть лидером в установлении цен; увеличивать объем продаж; упреждать ответные шаги конкурентов; нейтрализовать цены при помощи неценовых механизмов.
Задачи по освоению рынка: занять свое место на рынке; наладить торговлю; сформировать репутацию фирмы предоставляющей самые низкие цены; приучать потребителей к своим ценам; формировать интерес к своему учреждению; добиваться роста доходов и расширению дела; поддерживать на должном уровне свое положение на рынке.
Проблемой Клиники Садко в вопросах ценовой политики являются следующие:
- ценообразование на
предприятии максимально
- цены недостаточно
часто адаптируются к
- цена рассматривается в отрыве от других элементов системы маркетинга;
- цены недостаточно структурируются по сегментам рынка.
Рис.4. Разработка программы реагирования на изменение цен.
В связи с указанными недостатками в данной работе предлагается разработать мероприятия, которые способствовали бы решению указанных ранее проблем, общий состав данных мероприятий представим на рисунке 4.
Рисунок 5 - Основные недостатки и направления совершенствования ценовой политики ООО «Клиника Садко»
Рассмотрим указанные направления совершенствования ценовой политики ООО «Клиники Садко».
Цена на услуги в большинстве случаев привязана к издержкам. В связи с этим, ООО «Клиника Садко» имеет недостаточные ценовые преимущества перед своими основными конкурентами.
В результате, ориентация на издержки при ценообразовании на предприятии «Клиника Садко» и стремление к максимальному повышению прибыли приводит к тому, что политика цен на исследуемом предприятии не способствует реализации стратегии, направленной на достижение 20% доли рынка платных медицинских услуг г. Нижнего Новгорода.
Следовательно, необходимо так устанавливать цены, чтобы формировать конкурентное преимущество перед основными конкурентами.
Следующей проблемой является то, что ценовая политика предприятия не имеет свойства гибкости, адаптивности, не связана со стадией работы предприятия, действиями конкурентов и другими факторами, прямо или косвенно влияющими на деятельность ООО «Клиника Садко».
Даже при тщательно
разработанной ценовой
С одной стороны, могут неожиданно измениться потребительские предпочтения. Причина происходящего следующие. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо представлять себе и понимать внутренние связи и процессы воздействия всех факторов, влияющих на потребительские предпочтения и формирующих цену спроса.
С другой стороны, множество
текущих экономических
Взаимодействие этих факторов, играющее важную роль не только в стратегическом, но и в тактическом аспектах, представлено в схематическом виде на рис. 6 [20, с. 160].
Поводов для текущих, тактических изменений цен, учитывающих все трансформации факторов ценообразования, может быть множество, но все их можно объединить в две большие группы:
Далеко не всякое изменение спроса или поведения конкурентов должно стать поводом для изменения цен. Существуют свои пределы и критические точки, показывающие необходимость этого и обнаруживаемые эмпирическим путем.
Рис. 6. Факторы ценообразования на продукцию ООО «Клиника Садко»: цена спроса и цена предложения.
Многие обстоятельства могли бы подтолкнуть ООО «Клиника Садко» к понижению цен, если бы не опасность стать инициатором «ценовой войны», чреватой разрушительными последствиями для самой фирмы.
Еще один повод снизить цены возникает у ООО «Клиника Садко» ввиду относительно низких издержек производства. В этом случае фирма надеется расширить свое участие на рынке и получить дополнительную прибыль за счет увеличения объемов производства при падающих издержках. Но и эта стратегия сопряжена с высокими рисками. Можно назвать, по крайней мере, три опасности для фирмы, возникающие в связи с понижением цен:
Очень важно спрогнозировать ценовую тактику ООО «Клиника Садко» на будущее, например, как поведет себя фирма в условиях экономического кризиса. В условиях экономического кризиса происходит общее снижение спроса, причем меняются потребительские критерии оценки товаров. Потребительские оценки полезности продуктов в расчете на денежную единицу спроса выравниваются и снижаются, а сам спрос направляется в значительной степени на товары с более низкой ценой, независимо от их качества.
Та фирма, которая продавала товары по более высоким ценам, в период экономического кризиса должна искать другие возможности и альтернативы своей предпринимательской политики.
Изображенные на рисунке альтернативы ценовой политики описаны в табл. 7.
Таблица 7
Альтернативы ценовой политики ООО «КЛИНИКА САДКО»
Альтернативы поведения |
Возможные обоснования |
Последствия |
1. Удержать цену и |
Высокое доверие потребителей к фирме. Фирма согласна отдать конкурентам часть своих клиентов |
Сокращение доли рынка, снижение прибыли |
2. Поднять цену и |
Высокие цены нужны для покрытия затрат. Повышение цен оправдано улучшением качества товара |
Сокращение доли рынка, сохранение прибыли |
3. Удержать цену и улучшить отношение потребителя к товару |
Поднять уровень потребительской оценки обойдется дешевле, чем снизить цены |
Сокращение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, затем - подъем |
4. Немного снизить цену и |
Приходится снизить цену, хотя потребительская оценка повышается |
Сохранение доли рынка, краткосрочное снижение прибыли, далее — рост за счет увеличения выпуска |
5. Снизить цену до цены |
Необходимость подавить конкурента ценовой атакой |
Доля рынка сохраняется, но при краткосрочном снижении прибыли |
6. Снизить и цену, и полезность до уровня конкурента |
Стремление подавить конкурента ценовой атакой и сохранить общую сумму прибыли |
Доля рынка и прибыль |
7. Удерживать цену и снижать полезность за счет качества |
Снижение расходов на маркетинг, экономия издержек |
Сокращение доли рынка, прибыль сохраняется, далее прибыль снижается |
Информация о работе Основы ценовой политики организации и главные направления менеджмента цен