Особенности ценообразования в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание

Сфера услуг – совокупность отраслей, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения. К сфере услуг относятся жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, народное образование, здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение; культура и искусство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения, розничная торговля, общественное питание

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность, особенности и классификация услуг……………….6 1.1. Понятие услуги……………………………………………...6
1.2. Особенности услуг………………………………………….7
1.3. Классификация услуг……………………………………...11
2. Особенности сферы услуг в ценообразовании………………..14
2.1. Ценообразование на потребительские услуги………..14
2.2. Особенности формирования цен
на различные виды услуг …………………………………20
Заключение…………………………………………………………………….23
Практическая часть…………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ..doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

      При обсуждении ценообразования нельзя обойти вниманием и проблему продажи  наборов услуг, т. е. Комплекса взаимосвязанных  работ. К ним можно отнести:

1. Туристические услуги, включающие: оформление виз, организацию доставки туристов в выбранное ими место, размещение в отелях, проведение экскурсий и т. д.

2. Банковское обслуживание, включающее: скоординированное ведение срочного и текущего счетов, работу с чеками и кредитными карточками, предоставление ссуд и т. д.

3. Обслуживание покупателей  программного оснащения, включающее: создание им возможности немедленного получения технических консультаций, продажу на льготных условиях обновленных версий, бесплатную инсталляцию программ на компьютер клиента.

4. Другие виды услуг. 

      При этом комплекс благ должен стоить покупателю меньше, чем покупка каждого из благ этого набора по отдельности.

      В сфере услуг мы встречаемся с двумя типами наборов.

Первый из них – неразбиваемый набор. Входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности. Это связано с опасениями фирмы, что обособленная продажа некоторых уникальных услуг из него лишит покупателя интереса к покупке услуг остальных видов и тогда последние останутся нереализованными. Здесь услуги второй категории значимости выступают как обязательная нагрузка к наиболее ценным видам работ. Важнейшим фактором формирования цены такого набора услуг выступает его уникальность.

      Второй  тип - разбиваемый набор. Он предоставляет клиентам возможность выбора: приобретать ли весь набор услуг, либо только некоторые из входящих в его состав работ. При продаже разбиваемых наборов подход к ценообразованию существенно меняется: здесь важно найти тот размер скидки за комплексность закупки, который сможет достаточно существенно заинтересовать клиента в покупке всего круга услуг, предлагаемых вместе, а не по отдельности.

      В описании проблемы ценообразования  на услуги необходимо обратить внимание на еще одно важное обстоятельство. Речь идет о том, что с затратами  связано не только оказание, но и  потребление услуг. Речь идет о затратах клиента, связанных с:

1. Расходованием времени на организацию получения услуги - (например, на время проведения ремонта квартиры иногда приходится брать отпуск за свой счет и тогда время приобретает вполне конкретную денежную оценку).

2. Физическими усилиями - (например, в России, фирмы, ремонтирующие телевизоры, чаще всего требуют от клиентов, чтобы те сами доставили технику в мастерскую).

3. Нервно-психические затраты - (услуга чаще всего предполагает личное взаимодействие клиента с обслуживающим персоналом, что может не доставлять клиенту особой радости).

4. Сенсорные затраты – их порождают неприятные побочные эффекты оказания услуг (например, шум, запахи и пыль во время ремонта или боль во время стоматологических процедур).

      Смысл уделения внимания таким затратам состоит  в том, что за избавление от них  многие клиенты готовы платить повышенную цену. И если фирма способна предотвратить  эти затраты клиентов, то она может  акцентировать это в своей  рекламе и обоснованно потребовать с клиентов более высокой оплаты.

      Размеры надбавок за экономию затрат клиентов по сравнению с традиционными  схемами оказания услуг определить достаточно трудно, хотя задача эта  решению поддается. Такое решение  находится либо путем маркетинговых  исследований, либо является результатом экспериментального варьирования уровнями тарифов.

     Надбавки на специализированные услуги.

Надбавка  к оплате специализированных услуг  назначается независимо от того, больше или меньше их стоимость по сравнению  с тарифом на обычные услуги. В более общем виде стоимость приобретения знаний в специальной или технической областях несколько выше, чем в обычных.

      Превосходство в оплате таких услуг обычно в  процентном отношении значительно  выше, чем разница в квалификации. Это происходит потому, что клиенты высоко оценивают специализированные знания и специфические технические услуги. Они готовы заплатить за них больше, поскольку уверены, что приобретают редко встречающиеся услуги, необходимые для разрешения их специфических проблем. 

2.2. Особенности формирования цен на различные виды услуг

 

      В этой главе мной рассмотрены тарифы на электроэнергию, ценообразование  в строительстве, транспортные тарифы и тарифы на бытовые услуги.

      К особенностям электроэнергетики относят  неравномерное потребление электроэнергии в течение суток и года и совпадение во времени производства и потребления электроэнергии. Для того, чтобы промышленные предприятия и приравненные к ним потребители были заинтересованы в снижении потребления электроэнергии в часы-пик, для них устанавливают двухставочные тарифы, которые состоят из основной платы за 1кВт заявленной мощности в часы максимальной нагрузки и дополнительной платы за 1кВт/час потребленной электроэнергии. Для электрофицированного транспорта, сельского хозяйства и бытовых потребителей применяются одноставочные тарифы, при которых плата за электроэнергию определяется пропорционально количеству потребленной электроэнергии.

      Цены  на продукцию строительства определяются как индивидуальные цены каждого  конкретного объекта. Продукция строительства определяется объемом выполненных строительных и монтажных работ, поэтому в ее стоимость включаются затраты по возведению зданий и сооружений, а также реализация по монтажу оборудования. Договорные цены формируются с учетом в качестве рекомендуемых государственных норм и расценок и устанавливаются подрядчиком и заказчиком при заключении договора подряда в договорные цены включаются сметная стоимость строительно-монтажных работ, прочие затраты, относящиеся к деятельности подрядчика, стоимость отдельных видов работ, поручаемых по договору подрядчику, резерв средств на непредвиденные работы и затраты, который определяется в процентах от стоимости строительно-монтажных работ и прочих затрат, в размерах, установленных по  договору между подрядчиком и заказчиком.

      Транспорт является самостоятельной отраслью. В результате деятельности работников транспорта предприятиям и населению  оказываются услуги. Денежным выражением этих услуг являются транспортные тарифы.

      При определении транспортных тарифов за базу принимается себестоимость перевозки, в которой значительный удельный вес занимает амортизация основных фондов. Себестоимость перевозки зависит от размера груза и пассажиропотока, от их структуры, от дальности перевозки. Транспортные тарифы включают и прибыль, которая определяется пропорционально себестоимости перевозки и НДС (кроме городского пассажирского транспорта). Предприятия также выполняют погрузочно-разгрузочные работы, хранение, взвешивание грузов. Цены на такие работы называются дополнительными сборами. Совокупность транспортных тарифов, дополнительных сборов, скидок и штрафов за несоответствие фактического уровня использования транспортных средств нормативным, а также правила применения тарифов образуют тарифную систему транспорта. Тарифы транспорта могут быть общими и исключительными. По форме построения – табличными  и схемными. Табличные тарифы устанавливаются в виде готовой платы за 1т груза и за все расстояние перевозки. Схемные тарифы определяются путем умножения ставок за тонну и км на расстояние перевозки с добавлением ставки за начально-конечные результаты. Транспортные тарифы дифференцируются по видам грузов и по видам отправок. Тарифы пассажирского транспорта дифференцируются по классу обслуживания.

      Свободные тарифы на услуги по предприятиям бытового обслуживания формируются этими предприятиями, исходя из конъюнктуры рынка и качества услуг. На практике цены на бытовые услуги формируются несколькими методами:

1. Метод калькуляции себестоимости + прибыль + НДС + спецналог.

Для калькуляции себестоимости и определения цены необходима группировка затрат по статьям калькуляции, которая показывает, где были произведены затраты, связанные с оказанием услуги. При этом для выбора окончательной цены на товар необходимо главное выделение условно-постоянных и условно-переменных расходов, так как, чем выше в структуре затрат удельный вес условно-постоянных расходов, тем больше количественная зависимость изменения уровня себестоимости единицы продукции и цены от изменения масштабов ее выпуска и реализации.

2. Метод определения расчетного коэффициента.

3. Исходя из стоимости нормо-часа и норм времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В  настоящее  время  сфера  услуг  является  одной  из  самых  перспективных,  быстроразвивающихся  отраслей  экономики.  Она  охватывает  широкое  поле  деятельности:  от  торговли  и  транспорта  до  финансирования,  страхования  и  посредничества  самого  разного  рода.  Гостиницы  и  рестораны,  прачечные  и  парикмахерские,  учебные  и  спортивные  заведения,  туристические  фирмы,  радио - и  телестанции,  консультационные  фирмы,  медицинские  учреждения,  музеи,  театры  и  кинотеатры  относятся  к  сфере  услуг.  Практически  все  организации  оказывают  в  той  или  иной  степени  услуги. Для таких организаций важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику в оценке и продаже. Особенности сферы услуг определяют особенности формирования цен и выбор методов их определения, а также выбор стратегии и политики предприятий в области ценообразования.

    Ценообразование в сфере услуг имеет ряд особенностей, поскольку, в отличие от товаров, услуги нематериальны, не подлежат хранению. При выборе метода формирования цены на услуги компании необходимо не только учесть указанную специфику, но и определиться с целями ценообразования, проанализировать спрос на рынке и цены конкурентов, рассчитать издержки.

    В условиях олигополии компании часто  устанавливают цены, ориентируясь на одно или несколько лидирующих в  отрасли предприятий. В России это  особенно характерно для операторов сотовой связи и интернет - провайдеров.

    В ценообразовании на услуги важным фактором является их сиюминутность, обусловленная  тем, что они не поддаются накоплению в запасах момент создания и потребления  услуги совпадают во времени, а нереализованная возможность оказания услуги исчезает навсегда. Отсюда проистекает возможность существенных колебаний величин спроса во времени без возможности регулирования величин предложения за счет запасов. Эта проблема может решаться путем регулирования тарифами интенсивности спроса во времени. Для этого применяются различного рода скидки с тарифов на услуги, получаемые вне периодов пиковых нагрузок.

    Так же широко распространено дифференцированное ценообразование; двухчастные цены – установление цены на услугу, потребление одной части которой связано с необходимостью дополнительной оплаты другой части.

    Тема "Ценообразование в сфере услуг" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для  современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Ценообразование в сфере услуг".

    Вопросам  исследования посвящено множество  работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий  характер, а в многочисленных монографиях  по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Ценообразование в сфере услуг". Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

                                V вариант. 

1. Постоянные затраты равны 225000 руб., цена реализации единицы продукции - 900 руб., а переменные затраты на единицу продукции - 760 руб. Определить точку безубыточности. Объём реализации продукции предприятия равен 9000 единиц. Определить возможное значение прибыли или убытка.

Точка безубыточности – это такое значение объёма продаж, при котором совокупные затраты равны совокупной выручке, то есть предприятие не получает ни прибыли, ни убытков.

  

Точка безубыточности =   225000 225000   1607

      900-760        140 

Прибыль/убыток = (9000-1607) 140 = 1035020 

2. Объём продаж равен 9000  единиц, цена реализации единицы продукции 900 руб., а переменные затраты на единицу продукции 760 руб. Предполагаемое повышение цены реализации на 10% не создаст дополнительных постоянных и переменных затрат. Определить процент безубыточного изменения объёма продаж.  

Процент безубыточного     _ ΔР __      

    объёма  продаж         СМ+ ΔР  

Информация о работе Особенности ценообразования в сфере услуг