Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 11:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Ценообразование"
23.Особенности ценообразования на различных типах рынков
На рынке чистой конкуренции спрос для предприятия обладает полной эластичностью по цене, так как на рынке присутствует много фирм, причем у них нет возможности по отдельности контролировать хоть сколько-нибудь значимую долю рынка. Если фирма увеличивает объем производства продукции, цена обычно не изменяется. На рынке чистой конкуренции ни одна фирма не участвует в процессе ценообразования, а цены определяются через взаимодействие спроса и предложения. На рынке чистой монополии есть только один продавец. Им может являться фирма или государственная организация.Фирма—монополист сама определяет цены на свою продукцию, не учитывая ценовую политику остальных фирм.При помощи государственной монополии можно установить цену товара ниже его себестоимости, вызвав увеличение потребления товара слоями населения, не имеющими возможности приобрести его по полной цене. Можно также повысить цену, что вызовет сокращение потребления продукта. На рынке монополистической конкуренции присутствует много фирм, продающих свои товары по различным ценам, причем цены на их товары имеют большой диапазон изменения. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. На рынке олигополистической конкуренции господствуют несколько крупных фирм, продукция которых может быть как однородной, так и разнородной. На данном типе рынка фирмами применяется множество стратегий ценообразования. Одна из этих стратегий – стратегия координации действий при установлении цен, существующая в двух вариантах: принятия соглашения о ценах и параллельной ценовой политики. Параллельная ценовая политика представляет собой координацию цен, выражающуюся, например в расчете затрат производства по установленным статьям, затем прибавлении установленной нормы прибыли и установлении конечной цены. Под влиянием рыночных факторов все цены изменяются в одинаковых пропорциях и направлении.
34. Прибыль в условиях рыночной экономики и её связь с ценой. Расчет точки безубыточности.
Прибыль — показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. В количественном эквиваленте - это разница между ценой и затратами на производство и (или) реализацию товара.
Экономическая
сущность расчета точки безубыточности
состоит в анализе
44.Прямое регулирование цен, его методы и организация
Прямое (административное) воздействие государства на действующие цены предполагает непосредственное участие государства в определении уровней, структуры и динамики цен, а также установление правил ценообразования. Формы: 1. Общее замораживание цен или замораживание цен на конкретные виды товаров. Используется в случае высоких темпов инфляции в экономике.2. Установление фиксированных цен и тарифов на товары и услуги. Цены фиксируются на определенном уровне по решению органов государственной власти. Предварительно должна быть определена норма прибыли (рентабельности), входящая в состав цены. Также должны разрешиться споры, возникающие в случае, если при фиксировании цен на определенном уровне предприниматели не будут получать нормативной прибыли. 3. Установление границ возможного роста цены на определенный временной промежуток или предельного уровня цены.Под предельным уровнем цены понимается уровень цены, выше или ниже которого цена не может устанавливаться. Такой метод регулирования цен играет большую роль в условиях дефицита, так как свободное повышение цен приводит в конечном итоге к сокращению производства.4. Установление предельного норматива рентабельности применяется для регулирования цен на товары фирм—монополистов и на отдельные виды услуг, цены на которые устанавливаются местными органами управления.Если по определенной продукции фактическая рентабельность больше установленного уровня, то предприятия обязаны снижать цены на нее. В дальнейшем данная продукция должна реализовываться по ценам с рентабельностью, не превышающей установленного предельного уровня.5. Установление предельных размеров снабженческо—сбытовых и торговых наценок и надбавок может распространяться на все товары, которые реализуются на соответствующей территории. 6. Декларирование цен может применяться для оптовых (отпускных) цен на отдельные группы товаров по решению органов исполнительной власти. 7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах (например, в США, Японии). Если уровень цены превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
22.Равновесие спроса и предложения. Регулирование равновесной цены.
Равновесная цена товара устанавливается
при соответствии спроса и предложения.
Состояние равновесия никогда не
бывает статичным, оно постоянно
меняется под влиянием факторов, лежащих
на стороне спроса и предложения.
Следствием этого влияния является
постоянное смещение кривых спроса и
предложения (вправо или влево, вверх
или вниз), в результате которого
происходит нарушение равновесия. Новое
равновесие устанавливается в другой
точке, например, в точке Е1, которой
будет соответствовать новая
рыночная цена Р1 Сущность равновесия
спроса и предложения состоит
в определении состояния
5.Распределительная функция цены и её сущность
Эта ф-я связана с возможностью
отклонения цены от стоимости под
воздействием множества рын факторов.
Суть ее состоит в том, что с
помощью цен осуществляется распределение
и перераспределение
26.Рыночные методы
ценообразования. Их
При их использовании производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна. Предприятия, использующие рыночные методы с ориентацией на потребителя, прежде всего ориентированы в своей практике ценообразования на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса, а также на ценностное восприятие потребителем их продукции. К рмц относятся:Метод текущей цены. В тех случаях, когда затраты трудноизмеримы, некоторые фирмы считают, что метод текущей цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли промышленности. Использование метода текущей цены особенно привлекательно для тех фирм, которые хотят следовать за лидером. Этот метод используется в первую очередь на рынках однородных товаров, поскольку фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмы является контроль за издержками. В условиях олигополии фирмы также стараются продавать свои товары по единой цене. Метод «запечатанного конверта», или тендерного ценообразования, используется в тех отраслях, когда несколько компаний ведут серьезную конкуренцию за получение определенного контракта. Метод на основе анализа пределов чаще всего используется компаниями, ведущими или начинающими свою хозяйственную деятельность на несовершенном, незрелом рынке. На данном рынке товары обычно показывают кривую спроса, понижающуюся на графике вправо, что означает их высокую ценовую эластичность, т.е. когда спрос на товары чутко реагирует на изменение цены: при ее повышении снижается объем продаж, а при ее понижении, наоборот, — повышается. В этом случае фирмы-продавцы пытаются определить цену в районе точки совпадения предельных доходов и расходов, т.е. на уровне, обеспечивающем достижение максимально высокой прибыли, найдя соответствующие этой точке объемы продаж и определив цену на данное время. Методы расчета цены с ориентацией на конкуренции, устанавливают цены на товары и услуги через анализ и сравнение силы дифференциации товаров данной фирмы с фирмами-конкурентами на конкретном рынке. При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Таким образом, метод определения цены с ориентацией на конкуренцию состоит в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке.
12. Свободные цены и их характеристика
Свободные цены – это цены, которые формируются на рынке
путем взаимодействия спроса и предложения,
без прямого вмешательства государственных
органов. Государство может использовать
в данном случае только косвенные методы
воздействия – влияние на конъюнктуру
рынка, например государство может ограничивать
недобросовестную конкуренцию и препятствовать
монополизации рынка. Государство может
устанавливать запреты на:1) горизонтальное
фиксирование цен;2) вертикальное фиксирование
цен;3) ценовую дискриминацию;4)
В процессе
определения свободных цен
Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются: -степень новизны товара, -его полезность, -качество, -конъюнктура рынка.Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.
39.Стадии «жизненного цикла» товара (ЖЦТ) и их взаимосвязь с ценой
Каждый продукт находится на рынке ограниченное время вследствие морального старения и имеет прямое отношение к ценообразованию, ибо позволяет изучить поведение цены на различных фазах жизненного цикла товара и тем самым выработать ценовую политику для каждой фазы цикла.
1. Стадия разработки и вступления товара на рынок. Цена на данной стадии, с одной стороны, не играет заметной роли. Однако если для потребителей цена является показателем определенного качества и на этой стадии существования продукта они еще не могут сравнить его с альтернативными продуктами, то их поведение является относительно нечувствительным к цене инновационного продукта. С другой стороны, цена на данной стадии должна в первую очередь компенсировать первоначальные затраты на исследования и развитие нового производства.2. Стадия роста. На стадии «роста» продукт впервые сталкивается со своими конкурентами. В свою очередь, это создает для потребителя большую возможность выбора. В это же время возрастает информированность потребителя о товаре, что увеличивает его чувствительность к цене. Цена на данном этапе высокая, но ниже, чем на предыдущей фазе. Цена должна точно соответствовать тому качеству потребительской ценности, которого ждет покупатель. 3. Стадия «зрелости» продукта. Особенность стадии «зрелости» - появление на рынке наиболее чувствительной к цене группы потребителей. В целом ситуация на рынке следующая: рынок насыщается продуктом; ослабевает конкуренция за счет отсева не выдержавших ее фирм; часть фирм переходит на создание нового продукта. Уровень цены на стадии зрелости - низкий.Очень важной задачей для фирмы является ее способность расширить стадию «зрелости», чтобы продлить жизнь товара.4.Стадия падения. На данной стадии товар заканчивает свое существование в условиях недогрузки производственных мощностей. Цена либо ниже, чем ранее, либо возрастает, если к этому подключается «отстающий» покупатель.