Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 21:50, контрольная работа
Монополия – фирма или иное юридическое лицо, осуществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функцию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия. Монополизм характеризуется установлением завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыночного механизма.
Введение
2.Монополии в экономике и проблемы их регулирования. ……………4
2.Теория рыночного ценообразования и эластичность. 12
3.Задача. 28
Список литературы: 30
Органы регулирования выполняют ряд функции, которые определены Федеральным законом. Во-первых, они формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. Во-вторых, определяют методы регулирования ( в соответствии с Федеральным законом), применительно к конкретному субъекту естественной монополии. В-третьих, контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований Федерального закона, и вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства по естественным монополиям.
Полномочия органов регулирования
Органы регулирования естественных монополий вправе:
Особое внимание следует уделить вопросам будущего регулирования непосредственно естественных монополий, которые остаются подконтролен государства и представляют собой компромисс экономических и административных мер воздействия. Очевидно, что наиболее актуальными проблемами регулирования естественных монополий может стать:
1) проблема привлечения инвестиционных средств по причине особой специфики инвестиционных проектов;
2) проблема установления тарифов. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения экономической эффективности отраслей естественных монополий, что предполагает выбор оптимальной модели их функционирования, основанной на сочетании административных и экономических мер регулирования. Перед российской экономикой стоит ряд задач, практически являющихся наследием советского периода хозяйствования. В новых экономических условиях, когда внешняя среда стала менее благоприятной, а конкуренция более жесткой, роль современных методов управления, выбор способов решения управленческих задач при организации промышленного производства резко возрастают. На первый план выходят требования высокого качества услуг при рациональной и экономически оправданной системе ценообразования. Политический аспект должен как можно в большей степени быть элиминирован из принимаемых организационных и экономических решений.
2.Теория рыночного ценообразования и эластичность.
Ценообразование является сложным и противоречивым процессом, в ходе которого приходится прибегать к различным компромиссам, учитывать интересы предприятия, действия конкурентов, рыночные условия, психологию покупателей и многие другие аспекты. Определение политики цен и умелое использование цен в практической работе предприятий с целью решения стоящих перед предприятием задач требуют от работников экономических служб знаний основных теоретических и методологических вопросов ценообразования.
До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен.
Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.
Цена,
при которой спрос равен
При цене равновесия спрос равен предложению и равновесный объем равен .
Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.
Если на рынке устанавливается цена выше равновесной Q1Q2, то предложение больше спроса и возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.
При цене ниже равновесной P2 спрос больше предложения и возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями. Они готовы платить более высокую цену, цена растет, в результате чего спрос сокращается, а предложение увеличивается. Рынок движется к равновесию.
Таким
образом, рынок является саморегулирующейся
системой, способной автоматически восстанавливать
нарушенное равновесие.
Способность рынка,
выведенного из состояния равновесия,
вновь возвращаться к равновесию под влиянием
внутренних сил называется устойчивостью,
или стабильность, рынка.
Равновесие, устанавливающееся на рынке одного товара – это частичное рыночное равновесие. Наряду с последним существует понятие общего рыночного равновесия – одновременное достижение равновесия на всех рынках (рынках благ и рынках ресурсов). Общее рыночное равновесие фактически означает соответствие между объемом национального производства и покупательной способностью всех хозяйствующих субъектов.
Современная теория цен представляет собой синтез нескольких теорий стоимости (цен):
1.Рыночная
цена есть цена равновесия спроса и предложения;
2. Спрос определяется предельной полезностью
товара;
3. Полезность товара - это его способность удовлетворять какую-либо потребность людей;
4. Предложение определяется издержками производства.
5. Издержки производства характеризуют стоимость ресурсов, используемых при производстве данного товара.
Таким образом, цена отражает соотношение потребности общества в данном товаре и объема ограниченных ресурсов, которые используются для удовлетворения этой потребности.
Сформировавшаяся
под влиянием соотношения спроса
и предложения рыночная цена выполняет
ряд важнейших функций, позволяющих
ей быть основным инструментом оптимального
распределения ограниченных ресурсов
общества в условиях рыночной экономики.
Основные функции цены:
1.Уравновешивающая – рыночная цена устанавливает соответствие между потребностями общества и ресурсами, используемыми для удовлетворения этих потребностей;
2.Информационная – через постоянно меняющиеся цены рынок информирует покупателей и производителей о количестве, качестве, ассортименте, излишке или дефиците товаров и услуг, предлагаемых рынком, побуждая их к соответствующим действиям;
3.Регулирующая – цена оказывает регулирующее воздействие на производство. Увеличение спроса ведет к росту цены и соответствующему увеличению производства, падение спроса – к снижению цены и соответствующему сокращению производства. Таким образом в экономике устанавливаются необходимые пропорции производства;
4.Стимулирующая – цена предписывает экономическим субъектам определенную линию поведения. При заданной цене конкуренция заставляет предпринимателей, стремящихся к максимизации прибыли, снижать издержки производства, повышать качество продукции, внедрять достижения НТП. Неэффективные, неустойчивые предприятия оказываются нежизнеспособными и бескомпромиссно удаляются с рынка.
В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.
Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис.2.2).
Рис. 2.2.
Изменение спроса и его воздействие на
цену равновесия
и равновесный объем
При увеличении
спроса (рис. 2.2а) и цена, и равновесный
объем возрастают
; при снижении спроса (рис. 2.2б) и цена,
и равновесный объем сокращаются
.
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится; если предложение сократится, то равновесная цена возрастет, а равновесный объем сократится (рис. 2.3).
Рис. 2.3.
Изменение предложения и его воздействие
на равновесную цену
и равновесный объем
Увеличение предложения (рис. 2.3 а) снижает цену равновесия и увеличивает равновесный объем ; уменьшение предложения (рис. 2.3 б) увеличивает цену и снижает равновесный объем .
При
одновременном изменении спроса и предложения
уровень нового равновесного объема и
новой равновесной цены зависят от:
направления изменения спроса и предложения
(увеличиваются они или сокращаются);
соотношения в изменении спроса и предложения.
Так, например, если предложение увеличится больше, чем увеличится спрос, то равновесный объем увеличится, в то время как цена - снизится; если спрос сократится больше, чем увеличится предложение, то уменьшатся и равновесный объем, и равновесная цена и т.д.
В
зависимости от временных возможностей
производителей и степени
эластичности предложения в экономике
различают три типа равновесия.
Мгновенное равновесие - возникает
тогда, когда возрастает спрос, а у производителей
нет времени, чтобы изменить предложение,
т.е. оно совершенно неэластично. Например,
резко возрос спрос на клубнику, но у производителей
нет возможности в этом сезоне увеличить
ее предложение. Равновесие устанавливается
при цене выше первоначальной.
Краткосрочное равновесие - при увеличении
спроса предложение возрастает за счет
большей загрузки имеющихся мощностей.
Увеличение спроса заставит производителей,
например, ввести третью смену и за счет
этого увеличить предложение, которое
станет более эластичным. Соответственно
цена краткосрочного равновесия окажется
ниже цены мгновенного равновесия, но
выше первоначальной цены.
Долгосрочное равновесие достигается
за счет расширения производственных
мощностей и увеличения количества предприятий
данной отрасли и соответствующего перераспределения
ресурсов. Предложение становится более
эластичным. Цена долгосрочного равновесия
ниже цены мгновенного и краткосрочного
равновесия, она носит достаточно устойчивый
характер и называется "нормальной"
рыночной ценой.
Рыночное равновесие и эффективность
Равновесное
состояние рынка позволяет
Если рынок находится в равновесии, то
потребитель имеет возможность купить
больше товара по более низкой цене, т.е.
рыночное равновесие приводит к возникновению
Рис. 2.4. Излишек потребителя