Разработка варианта нефтеперерабатывающего завода комплексной переработки нефти по топливному варианту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:46, курсовая работа

Описание

Развитие нефтяной и газовой промышленности на современном этапе характеризуется увеличением объемов переработки нефти и газа, расширением ассортимента и повышением качества выпускаемой продукции, увеличением глубины переработки нефти. Серьезное внимание уделяется техническому перевооружению предприятий, реконструкции действующих установок для повышения их производительности и технико-экономических показателей производства, вопросам ускоренной замены морально устаревшей техники и технологий.

Содержание

Введение 3
1. Разработка поточной схемы завода по переработке Южно - балыкской нефти. 4
1.1 Характеристика Южно – балыкской нефти 4
1.2 Характеристика нефтепродуктов. 7
1.3 Обоснование выбора поточной схемы завода 16
1.4 Описание поточной схемы НПЗ и расчет материальных балансов установок 19
1 Установка ЭЛОУ-АВТ 19
2 Установка деасфальтизации 20
3 Установка каталитического крекинга 22
4 Установка замедленного коксования 23
5 Установка гидроочистки бензина 24
6 Установка гидроочистки дизельного топлива 26
7 Установка гидрокрекинга 27
8 Установка вторичной перегонки бензина 28
9 Установка каталитического риформинга 29
10 Газофракционирующая установка 30
11 Установка депарафинизации 32
12 Установка производства водорода 33
13 Установка изомеризации 34
14 Установка производства элементарной серы 35
1.5 Сводный материальный баланс. 37
1.6 Расчет октанового числа бензина 38
2. Технологическая схема установки замедленного коксования 40
2.1 Периодическое коксование 40
2.2 Замедленное коксование 40
2.3 Непрерывное коксование 42
2.4 Сырье коксования 43
2.5 Описание технологической схемы УЗК 43
Приложение 1 47
Список использованной литературы 48

Работа состоит из  1 файл

Славян.doc

— 758.00 Кб (Скачать документ)

2 Установка деасфальтизации

 

    В остатках от перегонки нефти (гудронах, концентратах, полугудронах) наряду с  высокомолекулярными углеводородами содержится большое количество  смолисто-асфальтеновых веществ. В  основном растворенные или диспергированные в сырье смолисто - асфальтеновые вещества можно удалять обработкой остатков как серной кислотой, так и сжиженными низкомолекулярными алканами.

    Назначение  процесса:  разделение  гудрона на деасфальтизат - сырье для установки каталитического крекинга и побочный продукт – битум деасфальтизации, который идет на установку замедленного коксования. 
             Сырье:    гудрон с установки АВТ (> 490 0С).

      Условия:    температура: верха колонны,  0С             75-85

                               внизу колонны, 0С            55-65

                         давление, МПа       3,5-4,5

                         Кратность пропана к сырью (по объему )              5:1 

      Процесс деасфальтизации гудрона сжиженными низкомолекулярными алканами, главным  образом жидким пропаном, используется  не только при производстве высоковязких остаточных масел, но и для получения сырья каталитического крекинга и гидрокрекинга, а также при получении котельных топлив.  Одним из основных факторов процесса является тип растворителя и его чистота. Бутан менее селективен, чем пропан и тем более этан. Метан и этан затрудняют конденсацию паров пропана в конденсаторе - холодильнике. При значительной концентрации этана в растворителе процесс деасфальтизации пришлось бы осуществлять при чрезмерном давлении, поэтому в техническом пропане должно быть не более 7% (мас.) других углеводородов, в том числе не более 3% этана. Присутствие пропилена и бутиленов также нежелательно, так как они повышают растворимость смол и полициклических углеводородов. В техническом пропане не должно быть серосодержащих соединений, так как они вызывают коррозию аппаратов и трубопроводов. 

       

              Таблица 14.
Материальный  баланс установки  деасфальтизации [5]
               
  Наименование % масс на нефть % масс на сырье тыс. т/год  
 
  Взято:        
1 гудрон 35,93 100,00 1437,2  
  ИТОГО : 35,93 100,00 1437,2  
  Получено:        
1 деасфальтизат 16,17 45,00 646,8  
2 битум деасфальтиз. 19,76 55,00 790,4  
  ИТОГО : 35,93 100,00 1437,2  

3 Установка каталитического крекинга

 

    Каталитический  крекинг – процесс каталитического  деструктивного превращения нефтяных фракций в моторные топлива, сырье для нефтехимии и алкилирования, производства технического углерода и кокса.

    Каталитический  крекинг на алюмосиликатных катализаторах  является одним из наиболее распространенных процессов в нефтеперерабатывающей промышленности и способствует значительному углублению переработки нефти.

    Целевым назначением процесса является получение  бензина с октановым числом  90-92 по исследовательскому методу. При  каталитическом крекинге образуется значительное количество газа, богатого бутан-бутиленовой фракцией (сырье для производства высокооктанового компонента бензина - алкилата).

    В данной работе использована установка  каталитического крекинга 1А/1М, представляющая собой усовершенствованную установку 1А. Усовершенствования затронули в основном конструкцию реакторно-регенераторного блока. Реактор и регенератор располагаются параллельно на разных уровнях. Катализатор перемещается в плотной фазе по U-образным катализаторопроводам (плотность потока 75 кг/м3). Реакционное пространство в реакторе ограничено стаканом с соответствующим уменьшением размеров и характеристик распределительной решетки.

    Регенерированный  катализатор из регенератора самотеком  по напорным стоякам направляется в  узлы смешения, где контактирует с сырьем. Нагретое до 260 – 270 ºС в печи сырье при контактировании с горячим катализатором испаряется, частично крекируется и далее под давлением водяного пара по наклонному лифт-реактору перемещается в реакционную зону реактора. Продукты крекинга, пройдя систему двухступенчатых циклонов, подаются в низ ректификационной колонны. Температуру в реакторе регулируют степенью нагрева и количеством сырья, поступающего в реактор, а также количеством циркулирующего в системе катализатора.

Закоксованный катализатор после его отпарки водяным паром по напорному стояку под давлением воздуха подается в регенератор. Температуру в регенераторе регулируют за счет съема тепла в его змеевиках, изменения степени закоксованности катализатора и количества циркулирующего катализатора. Для удаления катализаторной пыли из дымовых газов в регенераторе установлены двухступенчатые циклоны.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 15.

Материальный  баланс установки  каталитического  крекинга [4] 

  Наименование % масс на нефть % масс на сырье тыс. т/год  
 
  Взято:        
1 сырье (деасфальтизат) 16,17 100,00 646,80  
  ИТОГО : 16,17 100,00 646,80  
  Получено:        
1 УВГ 2,80 17,30 111,90  
2 бензин 6,99 43,20 279,42  
3 легкий  газойль 2,04 12,60 81,50  
4 тяжелый газойль 3,49 21,60 139,71  
5 кокс  выжигаемый 0,86 5,30 34,28  
  ИТОГО : 16,17 100,00 646,80  
   
   
 

4 Установка замедленного коксования

 

Назначение  установок коксования - получение  нефтяного кокса, выработка дополнительных количеств светлых нефтепродуктов из тяжелых остатков. Существует три модификации процесса: периодическое коксование в кубах, замедленное (полунепрерывное) коксование в необогреваемых камерах и коксование в псевдоожиженном слое порошкообразного кокса (контактное).

Сырьем  процесса может служить гудрон, остаток  термического крекинга, тяжелый газойль каталитического крекинга, асфальта и экстракты масляного производства, тяжелая смола пиролиза. Основные требования, предъявляемые к качеству сырья:

коксуемость - 10-20 % (масс.), содержание серы при получении  электродного кокса - не выше 1,5 % (масс.).

Нефтяной  кокс используется в производстве анодов для выплавки алюминия и графитированных  электродов - для получения электролитической  стали, хлора, магния и т. д., применяется  в производстве ферросплавов, кремния, карбида кальция. Кокс, получаемый на установках коксования, не полностью соответствует требованиям потребителей, нуждается в облагораживании, которое осуществляется путем термической прокалки в специальных печах.

Бензин  коксования содержит до 60 % масс.  непредельных углеводородов, недостаточно химически стабилен, имеет октановое число 60-66 (по моторному методу), используется как компонент низкосортных автомобильных бензинов и сырье для установок глубокой гидроочистки вторичных бензинов.

Керосино-газойлевые фракции служат компонентами дизельного, печного и газотурбинного топлив, а также сырьем установки гидроочистки, гидрокрекинга и каталитического крекинга.

В данной технологической  схеме предлагается переработка  гудрона (фракция > 490 °С), поступающего с вакуумного блока установки АВТ на установку замедленного коксования. Установки  замедленного  коксования  наиболее распространены ввиду простоты в аппаратурном оформлении и эксплуатации. Кроме того, выбор данной установки учитывает возросший спрос на нефтяной электродный кокс. Газ с установки поступает на ГФУ непредельных газов, бензин - на гидроочистку, а затем на установку каталитического риформинга, легкий газойль направляется на установку гидроочистки и далее используется как компонент ДТ, тяжелый газойль служит сырьем установки каталитического крекинга. 
 

Таблица  16. 

Материальный  баланс установки  замедленного коксования [5] 

  Наименование % масс на нефть % масс на сырье тыс. т/год  
 
  Взято:        
1 битум 19,76 100,00 790,40  
  ИТОГО : 19,76 100,00 790,40  
  Получено:        
1 кокс 6,52 33,00 260,83  
2 УВГ 0,99 5,00 39,52  
3 головка стабилизации 0,43 2,20 17,39  
4 бензин 1,09 5,50 43,47  
5 легкий газойль 5,10 25,80 203,92  
6 тяжелый газойль 5,63 28,50 225,26  
  ИТОГО : 19,76 100,00 790,40  
     
     

5 Установка гидроочистки бензина

 

       Каталитическая  гидроочистка – один из самых распространенных и многочисленных процессов на современных НПЗ. В США мощность установок гидроочистки нефтяных фракций составляет приблизительно 10 млн. бар/день. Гидроочистке подвергаются все прямогонные фракции перед риформингом, большинство керосиновых, дизельных и вакуумных фракций, масляные дистилляты. В США широко распространены процессы гидроочистки нефтяных остатков. Практически каждая большая нефтяная компания имеет свои патенты на процессы гидроочистки или гидрообессеривания.

       Процесс гидроочистки заключается в обработке  фракции водородом под давлением. При этом протекают реакции расщепления  сернистых, азотистых и других гетероатомных  соединений, причем изменения углеродного  скелета углеводородных молекул  не происходит. Также гидрируются непредельные соединения. В связи с постоянным ужесточением требований к топливам по содержанию серы, гидроочистка приобретает все большее значение.

     Назначение: получение гидроочищенного бензина – сырья каталитического риформинга из прямогонного бензина и бензина с установки замедленного коксования.

     Сырье: бензин с установки замедленного коксования;

                 прямогонный бензин с установки вторичной перегонки бензинов (фр. 85-120 °С). 

     Условия:  температура      370-480 °С,

                      давление водорода     2,0 МПа,

                      кратность циркуляции ВСГ   200 м33,

                      катализатор Al - Co – Mo микросферический d = 0,2-1,5 мм.

     Расчет  выхода отдельных компонентов в % масс. на сырье проводится при использовании литературы [6] и представлен в таблице 17.

     Таблица 17.

     Материальный  баланс установки  гидроочистки бензина

  Наименование % масс на нефть % масс на сырье тыс. т/год
  Взято:      
1 фр. 85-120 оС 3,00 73,35 120,00
2 бензин с УЗК 1,09 26,65 43,60
3 водород 100% 0,002 0,05 0,08
  ИТОГО: 4,09 100,05 163,68
  Получено:      
1 у/в газ+Н2S 0,04 1,00 1,60
2 гидрогенизат 4,04 98,80 161,60
3 потери  0,01 0,25 0,48
  ИТОГО: 4,09 100,05 163,68

Информация о работе Разработка варианта нефтеперерабатывающего завода комплексной переработки нефти по топливному варианту