Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:46, курсовая работа
Развитие нефтяной и газовой промышленности на современном этапе характеризуется увеличением объемов переработки нефти и газа, расширением ассортимента и повышением качества выпускаемой продукции, увеличением глубины переработки нефти. Серьезное внимание уделяется техническому перевооружению предприятий, реконструкции действующих установок для повышения их производительности и технико-экономических показателей производства, вопросам ускоренной замены морально устаревшей техники и технологий.
Введение 3
1. Разработка поточной схемы завода по переработке Южно - балыкской нефти. 4
1.1 Характеристика Южно – балыкской нефти 4
1.2 Характеристика нефтепродуктов. 7
1.3 Обоснование выбора поточной схемы завода 16
1.4 Описание поточной схемы НПЗ и расчет материальных балансов установок 19
1 Установка ЭЛОУ-АВТ 19
2 Установка деасфальтизации 20
3 Установка каталитического крекинга 22
4 Установка замедленного коксования 23
5 Установка гидроочистки бензина 24
6 Установка гидроочистки дизельного топлива 26
7 Установка гидрокрекинга 27
8 Установка вторичной перегонки бензина 28
9 Установка каталитического риформинга 29
10 Газофракционирующая установка 30
11 Установка депарафинизации 32
12 Установка производства водорода 33
13 Установка изомеризации 34
14 Установка производства элементарной серы 35
1.5 Сводный материальный баланс. 37
1.6 Расчет октанового числа бензина 38
2. Технологическая схема установки замедленного коксования 40
2.1 Периодическое коксование 40
2.2 Замедленное коксование 40
2.3 Непрерывное коксование 42
2.4 Сырье коксования 43
2.5 Описание технологической схемы УЗК 43
Приложение 1 47
Список использованной литературы 48
В
остатках от перегонки нефти (гудронах,
концентратах, полугудронах) наряду с
высокомолекулярными
Назначение
процесса: разделение гудрона
на деасфальтизат - сырье для установки
каталитического крекинга и побочный
продукт – битум деасфальтизации, который
идет на установку замедленного коксования.
Сырье: гудрон с установки АВТ
(> 490 0С).
Условия: температура: верха колонны, 0С 75-85
давление, МПа 3,5-4,5
Кратность пропана к сырью (по объему )
5:1
Процесс
деасфальтизации гудрона
Таблица 14. | |||||||||||||
Материальный баланс установки деасфальтизации [5] | |||||||||||||
Наименование | % масс на нефть | % масс на сырье | тыс. т/год | ||||||||||
Взято: | |||||||||||||
1 | гудрон | 35,93 | 100,00 | 1437,2 | |||||||||
ИТОГО : | 35,93 | 100,00 | 1437,2 | ||||||||||
Получено: | |||||||||||||
1 | деасфальтизат | 16,17 | 45,00 | 646,8 | |||||||||
2 | битум деасфальтиз. | 19,76 | 55,00 | 790,4 | |||||||||
ИТОГО : | 35,93 | 100,00 | 1437,2 |
Каталитический
крекинг – процесс
Каталитический
крекинг на алюмосиликатных катализаторах
является одним из наиболее распространенных
процессов в
Целевым назначением процесса является получение бензина с октановым числом 90-92 по исследовательскому методу. При каталитическом крекинге образуется значительное количество газа, богатого бутан-бутиленовой фракцией (сырье для производства высокооктанового компонента бензина - алкилата).
В
данной работе использована установка
каталитического крекинга 1А/1М, представляющая
собой усовершенствованную
Регенерированный катализатор из регенератора самотеком по напорным стоякам направляется в узлы смешения, где контактирует с сырьем. Нагретое до 260 – 270 ºС в печи сырье при контактировании с горячим катализатором испаряется, частично крекируется и далее под давлением водяного пара по наклонному лифт-реактору перемещается в реакционную зону реактора. Продукты крекинга, пройдя систему двухступенчатых циклонов, подаются в низ ректификационной колонны. Температуру в реакторе регулируют степенью нагрева и количеством сырья, поступающего в реактор, а также количеством циркулирующего в системе катализатора.
Закоксованный
катализатор после его отпарки водяным
паром по напорному стояку под давлением
воздуха подается в регенератор. Температуру
в регенераторе регулируют за счет съема
тепла в его змеевиках, изменения степени
закоксованности катализатора и количества
циркулирующего катализатора. Для удаления
катализаторной пыли из дымовых газов
в регенераторе установлены двухступенчатые
циклоны.
Таблица 15.
Материальный
баланс установки
каталитического
крекинга [4]
Наименование | % масс на нефть | % масс на сырье | тыс. т/год | |||
Взято: | ||||||
1 | сырье (деасфальтизат) | 16,17 | 100,00 | 646,80 | ||
ИТОГО : | 16,17 | 100,00 | 646,80 | |||
Получено: | ||||||
1 | УВГ | 2,80 | 17,30 | 111,90 | ||
2 | бензин | 6,99 | 43,20 | 279,42 | ||
3 | легкий газойль | 2,04 | 12,60 | 81,50 | ||
4 | тяжелый газойль | 3,49 | 21,60 | 139,71 | ||
5 | кокс выжигаемый | 0,86 | 5,30 | 34,28 | ||
ИТОГО : | 16,17 | 100,00 | 646,80 | |||
Назначение
установок коксования - получение
нефтяного кокса, выработка дополнительных
количеств светлых
Сырьем процесса может служить гудрон, остаток термического крекинга, тяжелый газойль каталитического крекинга, асфальта и экстракты масляного производства, тяжелая смола пиролиза. Основные требования, предъявляемые к качеству сырья:
коксуемость - 10-20 % (масс.), содержание серы при получении электродного кокса - не выше 1,5 % (масс.).
Нефтяной
кокс используется в производстве анодов
для выплавки алюминия и графитированных
электродов - для получения
Бензин коксования содержит до 60 % масс. непредельных углеводородов, недостаточно химически стабилен, имеет октановое число 60-66 (по моторному методу), используется как компонент низкосортных автомобильных бензинов и сырье для установок глубокой гидроочистки вторичных бензинов.
Керосино-газойлевые фракции служат компонентами дизельного, печного и газотурбинного топлив, а также сырьем установки гидроочистки, гидрокрекинга и каталитического крекинга.
В данной технологической
схеме предлагается переработка
гудрона (фракция > 490 °С), поступающего
с вакуумного блока установки АВТ на установку
замедленного коксования. Установки
замедленного коксования наиболее
распространены ввиду простоты в аппаратурном
оформлении и эксплуатации. Кроме того,
выбор данной установки учитывает возросший
спрос на нефтяной электродный кокс. Газ
с установки поступает на ГФУ непредельных
газов, бензин - на гидроочистку, а затем
на установку каталитического риформинга,
легкий газойль направляется на установку
гидроочистки и далее используется как
компонент ДТ, тяжелый газойль служит
сырьем установки каталитического крекинга.
Таблица
16.
Материальный
баланс установки
замедленного коксования
[5]
Наименование | % масс на нефть | % масс на сырье | тыс. т/год | |||
Взято: | ||||||
1 | битум | 19,76 | 100,00 | 790,40 | ||
ИТОГО : | 19,76 | 100,00 | 790,40 | |||
Получено: | ||||||
1 | кокс | 6,52 | 33,00 | 260,83 | ||
2 | УВГ | 0,99 | 5,00 | 39,52 | ||
3 | головка стабилизации | 0,43 | 2,20 | 17,39 | ||
4 | бензин | 1,09 | 5,50 | 43,47 | ||
5 | легкий газойль | 5,10 | 25,80 | 203,92 | ||
6 | тяжелый газойль | 5,63 | 28,50 | 225,26 | ||
ИТОГО : | 19,76 | 100,00 | 790,40 | |||
Каталитическая гидроочистка – один из самых распространенных и многочисленных процессов на современных НПЗ. В США мощность установок гидроочистки нефтяных фракций составляет приблизительно 10 млн. бар/день. Гидроочистке подвергаются все прямогонные фракции перед риформингом, большинство керосиновых, дизельных и вакуумных фракций, масляные дистилляты. В США широко распространены процессы гидроочистки нефтяных остатков. Практически каждая большая нефтяная компания имеет свои патенты на процессы гидроочистки или гидрообессеривания.
Процесс
гидроочистки заключается в обработке
фракции водородом под
Назначение: получение гидроочищенного бензина – сырья каталитического риформинга из прямогонного бензина и бензина с установки замедленного коксования.
Сырье: бензин с установки замедленного коксования;
прямогонный бензин с установки
вторичной перегонки бензинов (фр. 85-120 °С).
Условия: температура 370-480 °С,
давление водорода 2,0 МПа,
кратность циркуляции ВСГ 200 м3/м3,
катализатор Al - Co – Mo микросферический d = 0,2-1,5 мм.
Расчет выхода отдельных компонентов в % масс. на сырье проводится при использовании литературы [6] и представлен в таблице 17.
Таблица 17.
Материальный баланс установки гидроочистки бензина
Наименование | % масс на нефть | % масс на сырье | тыс. т/год | |
Взято: | ||||
1 | фр. 85-120 оС | 3,00 | 73,35 | 120,00 |
2 | бензин с УЗК | 1,09 | 26,65 | 43,60 |
3 | водород 100% | 0,002 | 0,05 | 0,08 |
ИТОГО: | 4,09 | 100,05 | 163,68 | |
Получено: | ||||
1 | у/в газ+Н2S | 0,04 | 1,00 | 1,60 |
2 | гидрогенизат | 4,04 | 98,80 | 161,60 |
3 | потери | 0,01 | 0,25 | 0,48 |
ИТОГО: | 4,09 | 100,05 | 163,68 |