Реинжениринг процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке на основе информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:01, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. В любой экономике коммерческие банки являются посредниками при проведении расчетов между экономическими агентами. Выполнение банками функции посредника в расчетах призвано обеспечить стабильность платежной системы, снижение операционных расходов предприятий и организаций, повышение ликвидности рынков, а также создать условия для проведения денежно-кредитной политики государства. Содержание и характер расчетно-кассовых услуг коммерческих банков меняется в ответ на изменения потребностей клиентов и под воздействием информационных технологий. Под влиянием фактора «давления издержек» коммерческие банки совершенствуют системы организации расчетно-кассового обслуживания (РКО) с тем, чтобы обеспечить рентабельность данного направления деятельности. В условиях финансового кризиса актуальность задачи повышения рентабельности банковского бизнеса посредством реинжениринга наиболее распространенной формы взаимодействия клиента и банка – расчетно-кассового обслуживания - еще более возрастает.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат.doc

— 1.43 Мб (Скачать документ)

 

 

На  правах рукописи

 

 

 

 

 

ЗАХАРОВА Елена Анатольевна

 

 

Реинжениринг процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке на основе информационных технологий

 

 

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение  и кредит

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург – 2009

 

Работа выполнена в  Государственном образовательном  учреждении высшего профессионального  образования «Санкт-Петербургский  государственный университет экономики  и финансов»

 

Научный руководитель –

кандидат экономических наук, доцент

Зайцева Ирина  Геннадьевна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Тарасевич Алексей Леонидович

кандидат экономических наук            Петров Сергей Александрович

Ведущая организация –

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный заочный технический университет»


 

Защита диссертации состоится «___» _____________ 2009 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

 

Автореферат разослан «___» _____________ _______ г.

Ученый секретарь 
диссертационного совета                                              Евдокимова Н.А.

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ

Актуальность  темы исследования. В любой экономике коммерческие банки являются посредниками при проведении расчетов между экономическими агентами. Выполнение банками функции посредника в расчетах призвано обеспечить стабильность платежной системы, снижение операционных расходов предприятий и организаций, повышение ликвидности рынков, а также создать условия для проведения денежно-кредитной политики государства. Содержание и характер расчетно-кассовых услуг коммерческих банков меняется в ответ на изменения потребностей клиентов и под воздействием информационных технологий. Под влиянием фактора «давления издержек» коммерческие банки совершенствуют системы  организации расчетно-кассового обслуживания (РКО) с тем, чтобы обеспечить рентабельность данного направления деятельности. В условиях финансового кризиса актуальность задачи повышения рентабельности банковского бизнеса посредством реинжениринга наиболее распространенной формы взаимодействия клиента и банка – расчетно-кассового обслуживания - еще более возрастает. В связи с этим востребованными являются разработки, направленные на повышение эффективности расчетно-кассовых услуг,  на массовое внедрение в банковскую практику средств дистанционной работы в целях снижения транзакционных издержек и повышения качества расчетно-кассового обслуживания. Немаловажную роль в совершенствовании РКО играет и имеющая место тенденция снижения маржинальных доходов, что вынуждает банки искать способ стабильного заработка на комиссионных операциях. Особенно в период кризиса банки заинтересованы и в остатках на счетах предприятий, и в комиссионных доходах.

Совершенствование организации  расчетно-кассового обслуживания, активизация внедрения банками в эту сферу современных информационных технологий требуют обобщения накопленного опыта и разработки новых теоретических положений и методических подходов, направленных на реинжениринг процессов расчетно-кассового обслуживания с целью повышения его эффективности, устойчивости к внешним воздействиям и обеспечения качественного обслуживания клиентов. Это подтверждает актуальность темы диссертационной работы, определяет ее цели и задачи, а также логику исследования.

Целью диссертационной работы является обоснование теоретических положений и методических основ реинжениринга процессов расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками на основе внедрения информационных технологий. В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:

    • проанализировать содержание расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками, выделить его элементы, обозначить тенденции развития; показать его роль как связующего звена между коммерческими банками и Центральным Банком, с одной стороны, и между коммерческим банками и хозяйствующими субъектами, с другой;
    • выявить тенденции развития расчетно-кассового обслуживания как набора услуг,  банковского сервиса, комплекса информационных и банковских технологий, определить направления, цели и задачи его совершенствования в современных условиях;
    • выработать критерии оценки эффективности автоматизированных банковских систем, применяемых в расчетно-кассовом обслуживании;
    • определить целесообразность и систематизировать предпосылки проведения реинжиниринга бизнес-процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке, выделить его основные направления;
    • обосновать методические подходы к реинжинирингу бизнес-процессов на основе унификации автоматизированной банковской системы (АБС) и централизации бэк-офисных операций филиалов на уровне головной организации;
    • разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию расчетно-кассового обслуживания на основе внедрения информационных технологий.

Объектом данного исследования является система расчетно-кассового обслуживания российского коммерческого банка как особое направление банковской деятельности.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, формы и методы управления процессами расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном коммерческом банке.

Теоретической основой данной работы послужили теории и концепции, сформированные в трудах отечественных и зарубежных экономистов в области рассматриваемой проблемы, в числе которых работы Г.Н. Белоглазовой, В.В. Бочарова, Н.В. Иванова, Т.П. Иваньковой, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, В.Е. Леонтьева, Ю.С. Масленченкова, А.Г. Мнацаканяна, Г.С. Пановой,  Б.В.Пантелеева, М.А. Помориной, Н.П. Радковской, А.И. Седина, В.В. Скляренко, А.Д. Шеремета, Е.Б. Ширинской и др.; среди зарубежных авторов - Э. Деминга, Э.Дж. Долана, Р. Каплана, Ф. Котлера,  Д. Нортона, П. Роуза, Э. Рида, Дж.Ф.-мл. Синки, Г. Шарпа, и  др.

Методологическую  основу диссертационной работы образуют принципы диалектики и законы логики, системный подход в решении поставленных задач. Важнейшим аспектом представленного исследования является применение таких общенаучных методов как сравнение, группировка, анализ, синтез.

Информационной  базой работы послужили законодательные и нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность в Российской Федерации, статистические данные, опубликованные Банком России и другими официальными органами, данные международных банковских организаций, справочные материалы Госкомстата РФ, данные информационных и рейтинговых агентств, информация из периодической печати, электронных СМИ, диссертационные исследования, внутренние положения и правила, разработанные в кредитных организациях. Исследование практики проведения безналичных расчетов в коммерческом банке осуществлялось на основе информации, предоставленной ОАО ВТБ.

Область исследования соответствует п. 9.5, п. 9.10., и п. 9.16 паспорта специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит».

Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в настоящей диссертационной работе сформированы теоретические и методические подходы к проведению реинжиниринга процессов расчетно-кассового обслуживания, отражающие изменение его содержания и применяемых банками технологий и обеспечивающие оптимизацию издержек и повышение качества расчетных услуг. Конкретно научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

  • обоснована необходимость расширения функционально-целевого представления о расчетно-кассовом обслуживании в связи с революционными преобразованиями, произошедшими в последние годы в его экономическом содержании, технологическом и техническом оснащении; дана  характеристика существующего комплекса услуг, составляющих расчетно-кассовое обслуживание;
  • выделены продуктовый, технологический, сервисный, организационный и коммуникационный аспекты расчетно-кассового обслуживания, расширены и дополнены  характеристики расчетно-кассовых услуг коммерческих банков, выявлены тенденции их развития в разрезе соответствующих аспектов;
  • произведена оценка процесса разработки и внедрения банковской технологии проведения безналичных расчетов с выделением структурных элементов, связанных с определением потребностей целевой аудитории, разработкой модели технологического процесса, организацией продвижения расчетных услуг на рынок, разработкой порядка документооборота и сопровождения расчетных операций;
  • выработаны критерии оценки эффективности банковских технологий, применяемых в процессе расчетного обслуживания клиентов по показателям доходности и прибыльности расчетных операций, скорости проведения расчетов, доступности платежных услуг, безопасности процедуры платежа, уровню сопутствующих рисков;
  • обоснована целесообразность, систематизированы предпосылки проведения реинжиниринга бизнес-процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке, определены его основные направления и инструменты, обеспечивающие эффективное управление бизнес-процессами, и снижения операционных рисков;
  • предложен подход к созданию системы нормирования, оценивающий затраты на выполнение бизнес-процесса, исходя из себестоимости одного человека-часа работы персонала, задействованного в его реализации, и нормативов времени, разработаны методические основы создания технологических карт;
  • определены направления совершенствования банковских технологий в системе безналичных расчетов, предусматривающие комплексное использование таких инструментов реинжиниринга, как централизация бэк-офисных операций филиалов на уровне Головной организации; повсеместное применение технологий дистанционного банковского обслуживания; развитие кросс-продаж услуг; даны рекомендации по совершенствованию банковских технологий в системе безналичных расчетов в части развития методологических аспектов оптимизации бизнес-процессов на основе унификации АБС.

Практическая  значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения, практические рекомендации и выводы могут быть использованы в коммерческих банках и обеспечат повышение эффективности банковского бизнеса и снижение уровня рисков расчетно-кассового обслуживания.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения, выводы и рекомендации были доложены, обсуждены и одобрены на международном научно-практическом симпозиуме «Экономическая политика современной России» (ХIII ассамблея молодых ученых Санкт-Петербурга) (2009 г), на Межвузовской научно-практической конференции «Финансово-кредитные институты Санкт-Петербурга: исторический опыт и современность» (2009 г), а также на межвузовской научной конференции «Концентрация и консолидация банковского капитала – современные тенденции и формы проявления» (2009 г)

Методические  положения и рекомендации использованы при разработке системы финансового планирования в многофилиальном коммерческом банке, что подтверждено соответствующими документами. По теме диссертации опубликовано 5 работ, объемом 1,96 п.л.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы исследования, показана ее теоретическая, методологическая и практическая значимость; дана характеристика степени разработанности проблемы; определены объект, предмет, цель и задачи исследования; раскрыта научная новизна и достигнутые результаты работы, представлена информация об апробировании результатов исследования.

Первая  глава «Расчетно-кассовое обслуживание как базовая банковская услуга» раскрывает содержание расчетно-кассового обслуживания как базовой банковской услуги. Исследовано изменение характера и содержания расчетно-кассовых услуг в процессе реформирования банковской системы и внедрения информационных технологий. Расчетно-кассовое обслуживание в современном коммерческом банке рассмотрено в экономическом и в технологическом аспектах. Технологии РКО связывают коммерческие банки с Центральным Банком, именно посредством данных технологий банки получают прямой выход на платежную систему. Одновременно технологии РКО являются основным элементом цепи, связывающей Центральный Банк и предприятия – через системы дистанционного обслуживания коммерческих банков.  С экономической точки зрения РКО позиционировано как фундамент для других банковских услуг, обеспечивающий формирование системы комплексного обслуживания клиента, разработки и внедрения широкого спектра дополнительных услуг и сервисов, проведения перекрестных продаж банковских продуктов. Исходя из этого, автор обосновывает необходимость реинжиниринга бизнес-процессов РКО, определяет его цели и задачи.

Вторая  глава «Реинжиниринг бизнес-процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке (на примере ОАО Банк ВТБ)» раскрывает содержание и методы реинжиниринга бизнес-процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке. Многофилиальный банк выбран в качестве объекта исследования реинжиниринга, поскольку в нем наиболее остро проявляется необходимость взаимоувязки и централизации расчетно-кассовых услуг, и реинжиниринг бизнес-процессов дает наибольший эффект.

Третья  глава «Реинжениринг бизнес-процессов на основе унификации АБС и централизации бэк-офисных операций филиалов на уровне Головной организации» содержит авторские разработки по реинженирингу бизнес-процессов на основе унификации АБС и централизации бэк-офисных операций. Автором предложена методика выбора АБС, способной обеспечить централизацию и оптимизацию бизнес-процессов, обоснованы рекомендации по построению системы нормирования как основного этапа оптимизации бизнес-процессов.

В заключении приводятся основные выводы и рекомендации выполненного диссертационного исследования, обобщены предложения автора, имеющие практическое значение.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ  И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Совершенствование платежных услуг и повышение  качества расчетно-кассового обслуживания является приоритетным направлением работы большинства российских коммерческих банков, предлагающих такие услуги рыночным клиентам. В эту сферу наиболее активно внедряются информационные технологии, обеспечивая не только  совершенствование традиционных банковских услуг, но и создавая  новый уровень банковского сервиса. На основе анализа развития платежных услуг коммерческих банков и российских платежных систем в диссертации сделан вывод о том, что до 1990 г. их совершенствование происходило эволюционным путем и базировалось на организации и технологиях системы безналичных расчетов, созданной в период централизованной экономики. Революционные изменения начали происходить под влиянием развития трансграничных платежей, внедрения новых компьютерных технологий и создания инфраструктуры Интернета. Появление и активное использование новых информационных и связанных с ними банковских технологий выводит комплекс расчетно-кассовых банковских услуг и всю платежную систему на качественно новый уровень.

Очевидно, что теория и методология безналичных расчетов и  организации расчетно-кассового обслуживания предприятий, разработанная для централизованной плановой экономики, отражала уровень развития банковских технологий, ориентированных на бумажные носители и почтово-телеграфную доставку платежных сообщений. Ключевыми моментами прежней системы безналичных расчетов были: их концентрация в Государственном банке, который имел свои отделения в каждом административном районе, использование системы межфилиальных расчетов, строгая формализация форм и способов расчетов, существенная контрольная функция учреждений Госбанка при проведении безналичных расчетов.

Информация о работе Реинжениринг процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке на основе информационных технологий