Реинжениринг процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке на основе информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:01, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. В любой экономике коммерческие банки являются посредниками при проведении расчетов между экономическими агентами. Выполнение банками функции посредника в расчетах призвано обеспечить стабильность платежной системы, снижение операционных расходов предприятий и организаций, повышение ликвидности рынков, а также создать условия для проведения денежно-кредитной политики государства. Содержание и характер расчетно-кассовых услуг коммерческих банков меняется в ответ на изменения потребностей клиентов и под воздействием информационных технологий. Под влиянием фактора «давления издержек» коммерческие банки совершенствуют системы организации расчетно-кассового обслуживания (РКО) с тем, чтобы обеспечить рентабельность данного направления деятельности. В условиях финансового кризиса актуальность задачи повышения рентабельности банковского бизнеса посредством реинжениринга наиболее распространенной формы взаимодействия клиента и банка – расчетно-кассового обслуживания - еще более возрастает.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат.doc

— 1.43 Мб (Скачать документ)

 Рисунок 5. Выбор эффективных услуг для продвижения на примере технологической операции «Прием платежного поручения».

Представленный рисунок наглядно представляет результаты сравнения временных затрат на различные технологии приема банков платежного поручения клиента. На основании такого сравнения банк выбирает услуги для продвижения.

К повышению  уровня управляемости, по мнению автора, должны привести также процессы централизации знаний по технологиям, нормативно-справочной информации и создание единого хранилища данных с разграничением прав доступа, а также централизация аппаратно-программных средств, схем ИТ-поддержки и управления настройками системы. Посредством представленного ниже рисунка 6 автор формулирует цели и планируемые результаты предлагаемого к проведению проекта по оптимизации РКО.

Рисунок 6. Цели и планируемые результаты проекта по оптимизации РКО

Значимость  планируемых результатов для  банка очевидна – достижение указанных  целей обеспечит повышение качества и полноты аналитических данных, что существенно повысит уровень управляемости и снизит риски, присущие данному направлению банковской деятельности.

В работе автором предлагаются следующие направления централизации бизнеса, дающие, по его мнению, банку широкий спектр конкурентных преимуществ:

  1. Стратегия централизации бизнеса, адекватная реальным возможностям и условиям деятельности банка;
  2. АБС, способная обеспечить централизацию и эффективную поддержку развития бизнеса.

Автор выделяет следующие целевые ориентиры централизации бизнеса, характерные на современном этапе для большинства банков (См. рисунок 7.):

Рисунок 7. Целевые ориентиры централизации бизнеса

Автор отмечает, что реинжениринг бизнес-процессов должна происходить на основе унификации АБС. Поэтому в диссертационном исследовании большое внимание уделено анализу АБС западных и российских поставщиков, а также собственных банковских разработок, и предложена методика выбора АБС, способной обеспечить централизацию и оптимизацию бизнес-процессов многофилиального коммерческого банка.

В настоящей  работе выделены наиболее яркие последствия  реорганизации системы информационных технологий на основании предложенных методических разработок, такие как снижение издержек, повышение контроля деятельности подразделений, и, как следствие, достижение банком поставленных стратегических ориентиров.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость состоит в том, что выполненное диссертационное исследование развивает мало разработанное в отечественной экономической науке направление, расширяет его методологический и методический аппарат. Оно направлено на решение практических проблем и призвано внести определенный вклад в обеспечение стабильного функционирования банковской системы страны и национальной экономики.

Ряд положений  диссертации, связанных с исследованием  сегодняшнего положения российского банковского сектора, рынка РКО, формированием и управлением ИТ-стратегий банковского бизнеса, организационными основами построения ИТ – системы банковской деятельности, а также построением модели реинжениринга бизнес-процессов и системы нормирования могут быть непосредственно использованы в практической деятельности по банковскому менеджменту, банковским технологиям и банковским рискам. В работе предложены конкретные рекомендации по совершенствованию банковских технологий в системе безналичных расчетов.

Реализация  практических рекомендаций будет способствовать повышению эффективности банковской деятельности, росту качества банковского обслуживания, повышению конкурентоспособности национального банковского сектора.

По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:

  1. Голинтовская (Захарова) Е.А. Деятельность российских банков в период кризиса. Антикризисные меры регулирующих институтов // Экономическая политика современной России:  Материалы международного научно-практического симпозиума. ХIII ассамблея молодых ученых Санкт-Петербурга / Под ред. к.э.н. В.Г.Куганова. – СПб.: СПбГУЭФ, 2009 г. - С. 66 – 67. - 0,4 п.л.
  2. Голинтовская (Захарова) Е.А. Перспективы расширения дистанционного расчетно-кассового обслуживания клиентов банками // Экономика и управление: Сборник научных трудов./ Под ред. д.э.н., проф. А.Е. Карлика. – СПб.: СПбГУЭФ, 2009. -  С.53 – 56  - 0,24 п.л.
  3. Захарова Е.А. Нормирование как инструмент оптимизации бизнес-процесса // Банковское дело. - № 8. - 2009 г. - 0,4 п.л.
  4. Захарова Е.А. Проблемы и перспективы реинжиниринга бизнес-процессов в российских коммерческих банках // Финансово-кредитные институты Санкт-Петербурга: исторический опыт и современность: Материалы Межвузовской научно-практической конференции / Под ред. д.э.н. Г.Н.Белоглазовой – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - С. 152 - 156 - 0,25 п.л.
  5. Захарова Е.А. Пути оптимизации комплекса РКО современного коммерческого банка // Концентрация и консолидация банковского капитала – современные тенденции и формы проявления: Материалы межвузовской научной конференции / Под ред. д.э.н. Л.П.Кроливецкой,  д.э.н. Г.Н.Белоглазовой – СПб.: СПбГИЭУ, 2009. - С. 182-191 - 0,67 п.л.

1 При составлении использованы данные сайтов: http://www.vtb.ru, http://www.sbrf.ru, http://www.bm.ru, http://www.nomos.ru, http://www.vtb-sz.ru, http://www.baltbank.ru, http://www.alfabank.ru и обзоры Банка России http://www.cbr.ru.

2 Тютюнник А.В., Шевелев А.С. Информационные технологии в банке. – Издательская группа "БДЦ-пресс", 2003. – С. 10.


Информация о работе Реинжениринг процессов расчетно-кассового обслуживания в многофилиальном банке на основе информационных технологий