Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:25, курсовая работа
Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального
образования
города Москвы
«Московский государственный
институт индустрии
туризма»
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА
Дисциплина:
Социология
Контрольная работа
Тема:
Анализ ценностных ориентаций современной
молодежи.
Выполнила: студентка
1 курса 3-13 гс учебной группы
Факультета заочного обучения
Платоновой Юлии Михайловны
Проверил: преподаватель
Симонова
Маргарита Михайловна
Москва, 2011
Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.
Современная
ситуация в российском обществе характеризуется
состоянием определенного идейно-
Отсутствие
идеалов и целей в жизни
отрицательно сказывается на становлении
молодежи, которая всегда критически
относится к различного рода идеалам,
даже в стабильной социальной ситуации,
а с другой стороны - для нее
обязательно должны быть определенные
идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять
свое личностное развитие, особенно в
сфере профессионального
Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения.
К важным и актуальным особенностям возрастной когорты российской молодежи можно также отнести усложнение процессов формирования системы ценностей, связанное с системным кризисом, перехода к рыночным отношениям. Такого рода кризис затрудняет воспроизводство существующих общественных структур, норм, традиций, а также формирование и развитие общества в целом. Новая общественная среда требует от каждого индивида нового уровня сознания, иных моделей поведения.
Одним из основных институтов социализации в молодом возрасте является образование. Общеобразовательная и высшая школа формируют нравственные качества человека через образовательную, научную и досуговую деятельность, которые впоследствии способствуют закреплению его ценностных ориентаций и активной жизненной позиции.
Таким
образом, проблема ценностных ориентаций
молодежи в современном обществе,
их структуры и динамики остается
неизменно актуальной.
Объект работы – ценности и ценностные ориентации современной молодежи.
Предмет
– специфика ценностей и
Цель работы выявить особенности ценностных ориентаций молодежи.
Задачи:
Методы исследования: в данном исследовании использовались различные методы социологических исследований, такие как анализ документов (письменных документов и статистических данных), сравнительный анализ документов, мысленный социологический эксперимент
Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.
Согласно
определению толкового словаря,
молодежь – это социально-
Социологические, экономические и культурные характеристики молодёжи претерпели значительные изменения в результате демографических изменений и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи и условий на рынке труда.
Общественные проблемы, по сути, во многом ведут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследования молодежи вне общества в целом абстрактны, неполны. На этом основании строится широко распространенная ошибка, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Если решить проблемы общества - решатся и проблемы молодежи.
В книге "Социология молодёжи" под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы. К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).
Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не понять всех его, в частности общих, разногласий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.
Молодежь,
как органическая часть общества
на каждом этапе его развития выполняет
интеграционные функции, объединяя
и развивая опыт предыдущих поколений,
содействуя социальному прогрессу.
При этом важной функцией молодежи
является трансформация из прошлого
в будущее культурного и
Молодежь
необходимо рассматривать как
В
целом, молодежь - это социальный феномен,
выступающий всегда как большая
специфическая возрастная подгруппа.
Ключом к познанию природы молодежи
есть диалектика целого и частного.
Молодежь - зеркало, в котором отображается
та социальная действительность, в
условиях которой она живет. С
молодежью может произойти
Молодежь - часть разных классов и социальных слоев, наций, она их продукт и средство их воспроизведения, которое предполагает социологический подход, то есть рассмотрение молодежи, как части общества и, значит, изучение их во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии; исследование молодежи в статике (состояние в данный, конкретный исторический момент), в динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с предыдущими молодыми поколениями). При этом изучаются, во-первых, психическое, физическое и социальное развитие молодежи, во-вторых, ее положение (статус) и роль в обществе с точки зрения экономических, политических, социальных и духовных условий ее обучения, работы, быта, отдыха, досуг, социального продвижения и т.п., а также стимулов для ее саморазвития.
Ценность
молодости в современном мире
увеличивается и в связи с
расширением сроков образования, профессиональной
подготовки, необходимой в условиях
научно-технической революции. В
молодости человек легко
Процесс
жизнедеятельности молодёжи происходит
во всех основных сферах жизнедеятельности
личности, реализуясь посредством обучения
и воспитания, усвоения и преобразования
опыта старших поколений. Основными
социально-психологическими регуляторами
этого процесса и одновременно показателями
положения молодёжи в обществе и
в структуре исторического
Молодежь на всех исторических этапах существования человечества играла важную роль в его развитии. На глазах современного поколения молодежи происходят колоссальные перемены, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества, влияющие на весь уклад жизни современного человека. Она осуществляет свою жизнедеятельность на основе базовых ценностей и ценностных ориентаций.
Понятие "ценность" было введено в научный оборот в середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.
В целом, ценностные ориентации – это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности. Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений.
Ценностные ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора они служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.
Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы социальной активности, руководствуются в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени определяют отношение индивидов к окружающей их действительности и детерминируют основные модели социального поведения.
Ценностно-нормативная
система стабильного общества регулирует
социальное поведение членов общества
как непосредственно через
Психологическое
состояние человека в стабильном
обществе в основном зависит от того,
насколько его поведение
Нестабильное
общество характеризуется тем, что
разрушается ценностно-
Информация о работе Анализ ценностных ориентаций современной молодежи