Анализ ценностных ориентаций современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

Работа состоит из  1 файл

Анализ ценностных ориентаций современной молодежи.docx

— 39.71 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования  
города Москвы  
«Московский государственный институт индустрии туризма»
 
 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА 

         
        Дисциплина: Социология

Контрольная работа

    Тема: Анализ ценностных ориентаций современной молодежи. 
     
     
     
     
     

    Выполнила: студентка

1 курса 3-13 гс учебной группы

Факультета  заочного обучения

Платоновой  Юлии Михайловны

    Проверил: преподаватель

    Симонова  Маргарита Михайловна 

Москва, 2011

 
Введение

 

     Молодежная  проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.

     Современная ситуация в российском обществе характеризуется  состоянием определенного идейно-мировоззренческою  вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

     Отсутствие  идеалов и целей в жизни  отрицательно сказывается на становлении  молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее  обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в  сфере профессионального становления  и гражданственности.

     Актуальность  изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и  воспроизводства нормативных правил поведения.

     К важным и актуальным особенностям возрастной когорты российской молодежи можно  также отнести усложнение процессов  формирования системы ценностей, связанное  с системным кризисом, перехода к  рыночным отношениям. Такого рода кризис затрудняет воспроизводство существующих общественных структур, норм, традиций, а также формирование и развитие общества в целом. Новая общественная среда требует от каждого индивида нового уровня сознания, иных моделей  поведения.

     Одним из основных институтов социализации в молодом возрасте является образование. Общеобразовательная и высшая школа  формируют нравственные качества человека через образовательную, научную  и досуговую деятельность, которые впоследствии способствуют закреплению его ценностных ориентаций и активной жизненной позиции.

     Таким образом, проблема ценностных ориентаций молодежи в современном обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной. 
 

     Объект  работы – ценности и ценностные ориентации современной молодежи.

     Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи в современных  условиях.

     Цель  работы выявить особенности ценностных ориентаций молодежи.

     Задачи:

  1. провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
  2. определить базовые ценности молодежи;
  3. выявить  роль образования в формировании ценностных ориентаций молодежи
 

Методы исследования: в данном исследовании использовались различные методы социологических исследований, такие как анализ документов (письменных документов и статистических данных), сравнительный анализ документов, мысленный социологический эксперимент

1. Молодежь как особая социально-демографическая группа

 

     Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.

     Согласно  определению толкового словаря, молодежь – это социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества.

     Социологические, экономические и культурные характеристики молодёжи претерпели значительные изменения  в результате демографических изменений  и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи  и условий на рынке труда.

     Общественные  проблемы, по сути, во многом ведут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследования молодежи вне общества в целом абстрактны, неполны. На этом основании строится широко распространенная ошибка, что никаких особых проблем  молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Если решить проблемы общества - решатся и проблемы молодежи.

     В книге "Социология молодёжи" под  редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы. К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).

     Молодежь, как особая социально-демографическая  группа постоянно находится в  фокусе исследований социологов, поскольку  именно она является чутким индикатором  изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не понять всех его, в частности общих, разногласий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.

     Молодежь, как органическая часть общества на каждом этапе его развития выполняет  интеграционные функции, объединяя  и развивая опыт предыдущих поколений, содействуя социальному прогрессу. При этом важной функцией молодежи является трансформация из прошлого в будущее культурного и исторического  наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы. Таким образом, молодежь - движущая сила процесса развития общества, требующая  участия всех элементов социальной системы в его формировании и  направлении процесса развития по пути прогресса.

     Молодежь  необходимо рассматривать как самостоятельную  систему внутри общей социальной системы, определяя внутренние и  внешние взаимосвязи элементов  этих систем в зависимости от конкретных функций. Оптимальное взаимодействие всех элементов социальных систем общества в целом неизбежно служит целям  положительного развития человечества и прогресса.

     В целом, молодежь - это социальный феномен, выступающий всегда как большая  специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи есть диалектика целого и частного. Молодежь - зеркало, в котором отображается та социальная действительность, в  условиях которой она живет. С  молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом; молодежь такая, какое общество, которое  вырастило ее.

     Молодежь - часть разных классов и социальных слоев, наций, она их продукт и  средство их воспроизведения, которое  предполагает социологический подход, то есть рассмотрение молодежи, как  части общества и, значит, изучение их во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии; исследование молодежи в статике (состояние в данный, конкретный исторический момент), в  динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с предыдущими  молодыми поколениями). При этом изучаются, во-первых, психическое, физическое и социальное развитие молодежи, во-вторых, ее положение (статус) и роль в обществе с точки зрения экономических, политических, социальных и духовных условий ее обучения, работы, быта, отдыха, досуг, социального продвижения и т.п., а также стимулов для ее саморазвития.

     Ценность  молодости в современном мире увеличивается и в связи с  расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В  молодости человек легко приобретает  основные знания, умения и навыки.

     Процесс жизнедеятельности молодёжи происходит во всех основных сферах жизнедеятельности  личности, реализуясь посредством обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными  социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодёжи в обществе и  в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они  определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения. Молодость - это  путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его  планирование - характерная черта  молодого возраста; он не был бы таким  притягательным, если бы человек заранее  знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

 
2. Базовые ценности современной молодежи

 

     Молодежь  на всех исторических этапах существования человечества играла важную роль в его развитии. На глазах современного поколения молодежи происходят колоссальные перемены, затрагивающие все сферы жизнедеятельности общества, влияющие на весь уклад жизни современного человека. Она осуществляет свою жизнедеятельность на основе базовых ценностей и ценностных ориентаций.

     Понятие "ценность" было введено в научный  оборот в середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности.

     В целом, ценностные ориентации – это  понятие, отражающее положительную  или отрицательную значимость для  личности предметов или явлений  социальной действительности. Система  ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений.

     Ценностные  ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий  жизни и деятельности, а также  поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора они служат опорными критериями принятия жизненно важных решений.

     Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные формы  социальной активности, руководствуются  в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени  определяют отношение индивидов  к окружающей их действительности и  детерминируют основные модели социального  поведения.

     Ценностно-нормативная  система стабильного общества регулирует социальное поведение членов общества как непосредственно через ролевые  экспектации к поведению людей, занимающих тот или иной социальный статус, так и опосредованно, - формируя сознание (ценностные ориентации, установки, жизненные цели), которые позволяют мысленно подготовиться к успешному выполнению социальных ролей.

     Психологическое состояние человека в стабильном обществе в основном зависит от того, насколько его поведение соответствует  социальным требованиям.

     Нестабильное  общество характеризуется тем, что  разрушается ценностно-нормативная  система как всеобщая основа социальной интеграции. Такое состояние общества называется аномией.

Информация о работе Анализ ценностных ориентаций современной молодежи