Ценностная
пустота, возникшая вследствие крушения
прежних идеалов и отсутствия
новых, не могла не привести к дезориентации
современной молодежи в отношении
образования, с одной стороны. С
другой стороны, понимание факта
отсутствия идеалов и ценностных
ориентиров, а также увеличение открытости
и объема информации заставляют молодежь
стремиться заполнить пустоту новыми
ценностными ориентациями.
Российское
образование как один из социокультурных
и духовных феноменов вступило в новый
этап своего развития, связанный с переменой
менталитета общества и личности, изменением
ценностных ориентаций не только у подрастающего,
но и старшего поколения. Они являются
той основой, опираясь на которые, можно
строить нормальные межличностные отношения,
отношения внутри государства, с миром
в целом.
Повышение
качества образования является одной
из актуальных задач педагогической
науки и практики. Качество образования
складывается из качества обучения и
качества воспитания. Обучение по профессиональным
образовательным программам, участие
в научно-исследовательской и творческо-исполнительской
деятельности вуза искусств и культуры
тесно связано с формирование духовно-нравственных
начал личности [10].
Воспитание
в современном российском обществе
реализуется в условиях социально-экономического
и политического реформирования,
что вызвало наряду с позитивными
изменениями и целый ряд серьезных
проблем и противоречий. Это в
первую очередь негативно сказалось
на российской семье. Произошли резкая
дифференциация доходов семей, их массовое
обнищание. Многие семьи не сумели приспособиться
к новым условиям, сформировать «защитные»
механизмы. Углубляется дезорганизация
жизни семей, разрушаются сложившиеся
нравственно-этические нормы и
традиции семейного уклада. Усилились
конфликтность отношений между
супругами, родителями и детьми, их
депрессивное состояние как следствие
правовой, моральной, экономической
незащищенности [7]. Все это обусловило
резкое снижение воспитательного потенциала
семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие,
бедность семей высокий уровень занятости
родителей или безработица, криминализация
российского общества, неблагоприятная
психологическая атмосфера пагубно влияют
на воспитание детей, их нравственное
и физическое развитие.
В
результате развития средств массовой
информации и коммуникации, введения
запрета на цензуру резко расширилось
и преобразилось информационное
поле, в котором происходит воспитательный
процесс. Существенно расширился доступ
детей к информации и материалам,
распространяемым через прессу, телевидение,
радио, компьютерные, информационные сети.
Это очень даже неплохо, однако в
этих условиях духовное и психическое
развитие детей существенно деформируется
неблагополучной информацией. Но самое
негативное, что произошло в первые
годы независимой России - это посылка
о том, что в школе не надо воспитывать,
надо только обучать, что воспитание -
это насилие над личностью. То есть фактически
было устранено воспитание как задача
образования.
Ослабление
воспитательных функций образовательных
учреждений оказало негативное влияние
на состояние коллективов обучающихся,
их роль в управлении делами учебных
заведений, самоуправлении, что в
свою очередь отрицательно сказалось
на формировании социального опыта
подрастающего поколения. Все это
в целом привело к ломке
и разрушению системы ценностей,
соответственно, к небывалому духовному
кризису [5]. В этих условиях очевидна
необходимость выбора новых подходов
к определению приоритетов и
основополагающих принципов воспитания.
Особого внимания заслуживает вопрос
о сочетании стратегии и тактики
в развитии воспитания, созданию динамических
современных методик воспитательной
работы с учетом целей и задач
образовательных учреждений различных
типов и видов.
Общеобразовательные
учреждения являются центральным звеном
всей системы образования, фундаментальной
мировоззренческой базой воспитания
и развития детей. Выявим основные направления
и условия развития воспитания в
общеобразовательных учреждениях [4]:
-
формирование воспитательной системы,
включающей в себя целостный
учебно-воспитательной процесс (обеспечение
единства его важнейших составляющих
- воспитания и обучения, повышение
воспитательного потенциала обучения).
Нужно осознать, что воспитание по сути
«вплетено» в весь процесс передачи содержания
образования. В определенной степени воспитательные
аспекты отражены в учебниках, учебных
пособиях, книгах для самостоятельного
чтения учащихся. Однако главные акценты
расставляет сам учитель. От его интеллектуального
и эмоционального потенциала зависят
и интерес к предмету и воспитывающее
влияние на личность ученика;
-
усиление гуманитарной направленности
учебных дисциплин, включение
в их содержание обществоведческих
материалов, помогающих учащимся
понять себя, мотивы своего поведения,
проектировать свою жизнь;
-
достижение возможной индивидуализации
содержания, методов и форм образовательной
деятельности, ее открытости, разнообразия
учебно-методических материалов, форм
и приемов учебной и внешкольной
работы, развивающей творческие
интересы и способности личности;
планомерное и сбалансированное
включение в общее содержание
образования регионального и
этнокультурного компонентов;
-
эстетизация образовательного учреждения,
жизнедеятельности детей, создание условий
для их самовыражения в художественной
деятельности (театр, рисование, пение,
танец), различной клубной и досуговой
деятельности;
-
создание условий для участия
семей в воспитательном процессе,
развития родительских общественных
объединений, привлечения родителей
к участию в управлении общеобразовательным
учреждением.
Одной
из примечательных характеристик общего
образования стала его вариативность:
стабильно растет число новых
видов образовательных учреждений
- лицеев, гимназий и образовательных
центров, которые позволяют лучше
учитывать разнообразие познавательных
интересов учащихся и шире внедрять
личностно-ориентированные технологии
обучения и воспитания. Существенно
обогащено содержание общего образования
в области обществознания, экологии, технологии,
информатики, граждановедения, экономики,
основ безопасности жизнедеятельности.
Складывающаяся вариативность обеспечивается
многообразием учебной литературы. Если
в советской школе использовалось около
130 наименований учебников, то на сегодня
школьных учебников выпущено более 1000
наименований только по федеральному
компоненту. Внедрены государственные
образовательные стандарты образования
с учетом принципов автономии учебных
заведений в разработке и реализации образовательных
программ [8].
Значительные
возможности для современного решения
задач воспитания предоставляет
система дополнительного образования
детей, ориентированная на свободный
выбор и освоение обучающимися дополнительных
образовательных программ. Сегодня школа
и учреждения дополнительного образования
- партнеры в образовательно-воспитательном
пространстве с четко обозначенными специфическими
задачами в воспитании детей [10].
Кардинальные
изменения произошли и в высшем
образовании.
Во-первых,
здесь введена многоуровневая система
подготовки специалистов, которую сегодня
успешно реализуют 165 вузов.
Во-вторых,
усилилась фундаментализация содержания
программ высшего образования, что повлекло
за собой существенное сокращение номенклатуры
специальностей, а также стало основой
для преобразования институтов в университеты.
В-третьих,
по объему и широте дисциплин социально-экономического
цикла образовательно-профессиональные
программы российского высшего
образования без преувеличения
теперь можно отнести к одним
из лучших в мире. Студенты ВУЗов, обучаясь
таким предметам как история, философия,
социология, история искусств, религиоведение,
уже в процессе образования сталкивается
с философскими идеями, вокруг которых,
как известно, вращается мир, с историческими
примерами подвигов народа и его отдельных
представителей, с социологическими принципами
и законами, на которых основана социальные
стабильность и солидарность, с образцами
и высокими шедеврами мирового искусства
и т.д. [6].
Творческое
мышление в вузовском обучении -
первейшая современная задача. В
молодые годы вероятность получения
наиболее значимых научных результатов
принципиальной новизны и фундаментального
характера оказывается максимальной.
Для
того чтобы наука и образование
не утратили своего положения в обществе
и развивались, необходимо привлекать
молодое поколение. И главная
роль здесь принадлежит государственному
регулированию этих процессов.