Анализ ценностных ориентаций современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

Работа состоит из  1 файл

Анализ ценностных ориентаций современной молодежи.docx

— 39.71 Кб (Скачать документ)

     Ценностная  пустота, возникшая вследствие крушения прежних идеалов и отсутствия новых, не могла не привести к дезориентации  современной молодежи в отношении  образования, с одной стороны. С  другой стороны, понимание факта  отсутствия идеалов и ценностных ориентиров, а также увеличение открытости и объема информации заставляют молодежь стремиться заполнить пустоту новыми ценностными ориентациями.

     Российское  образование как один из социокультурных и духовных феноменов вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и старшего поколения. Они являются той основой, опираясь на которые, можно строить нормальные межличностные отношения, отношения внутри государства, с миром в целом.

     Повышение качества образования является одной  из актуальных задач педагогической науки и практики. Качество образования  складывается из качества обучения и  качества воспитания. Обучение по профессиональным образовательным программам, участие в научно-исследовательской и творческо-исполнительской деятельности вуза искусств и культуры тесно связано с формирование духовно-нравственных начал личности [10].

     Воспитание  в современном российском обществе реализуется в условиях социально-экономического и политического реформирования, что вызвало наряду с позитивными  изменениями и целый ряд серьезных  проблем и противоречий. Это в  первую очередь негативно сказалось  на российской семье. Произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать «защитные» механизмы. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся  нравственно-этические нормы и  традиции семейного уклада. Усилились  конфликтность отношений между  супругами, родителями и детьми, их депрессивное состояние как следствие  правовой, моральной, экономической  незащищенности [7]. Все это обусловило резкое снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность семей высокий уровень занятости родителей или безработица, криминализация российского общества, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.

     В результате развития средств массовой информации и коммуникации, введения запрета на цензуру резко расширилось  и преобразилось информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. Существенно расширился доступ детей к информации и материалам, распространяемым через прессу, телевидение, радио, компьютерные, информационные сети. Это очень даже неплохо, однако в  этих условиях духовное и психическое  развитие детей существенно деформируется  неблагополучной информацией. Но самое  негативное, что произошло в первые годы независимой России - это посылка о том, что в школе не надо воспитывать, надо только обучать, что воспитание - это насилие над личностью. То есть фактически было устранено воспитание как задача образования.

     Ослабление  воспитательных функций образовательных  учреждений оказало негативное влияние  на состояние коллективов обучающихся, их роль в управлении делами учебных  заведений, самоуправлении, что в  свою очередь отрицательно сказалось  на формировании социального опыта  подрастающего поколения. Все это  в целом привело к ломке  и разрушению системы ценностей, соответственно, к небывалому духовному  кризису [5]. В этих условиях очевидна необходимость выбора новых подходов к определению приоритетов и  основополагающих принципов воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики  в развитии воспитания, созданию динамических современных методик воспитательной работы с учетом целей и задач  образовательных учреждений различных  типов и видов.

     Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной  мировоззренческой базой воспитания и развития детей. Выявим основные направления  и условия развития воспитания в  общеобразовательных учреждениях [4]:

     - формирование воспитательной системы,  включающей в себя целостный  учебно-воспитательной процесс (обеспечение  единства его важнейших составляющих - воспитания и обучения, повышение  воспитательного потенциала обучения). Нужно осознать, что воспитание по сути «вплетено» в весь процесс передачи содержания образования. В определенной степени воспитательные аспекты отражены в учебниках, учебных пособиях, книгах для самостоятельного чтения учащихся. Однако главные акценты расставляет сам учитель. От его интеллектуального и эмоционального потенциала зависят и интерес к предмету и воспитывающее влияние на личность ученика;

     - усиление гуманитарной направленности  учебных дисциплин, включение  в их содержание обществоведческих  материалов, помогающих учащимся  понять себя, мотивы своего поведения,  проектировать свою жизнь;

     - достижение возможной индивидуализации  содержания, методов и форм образовательной  деятельности, ее открытости, разнообразия  учебно-методических материалов, форм  и приемов учебной и внешкольной  работы, развивающей творческие  интересы и способности личности; планомерное и сбалансированное  включение в общее содержание  образования регионального и  этнокультурного компонентов;

     - эстетизация образовательного учреждения, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности (театр, рисование, пение, танец), различной клубной и досуговой деятельности;

     - создание условий для участия  семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных  объединений, привлечения родителей  к участию в управлении общеобразовательным  учреждением.

     Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых  видов образовательных учреждений - лицеев, гимназий и образовательных  центров, которые позволяют лучше  учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности. Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы. Если в советской школе использовалось около 130 наименований учебников, то на сегодня школьных учебников выпущено более 1000 наименований только по федеральному компоненту. Внедрены государственные образовательные стандарты образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ [8].

     Значительные  возможности для современного решения  задач воспитания предоставляет  система дополнительного образования  детей, ориентированная на свободный  выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Сегодня школа и учреждения дополнительного образования - партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей [10].

     Кардинальные  изменения произошли и в высшем образовании.

     Во-первых, здесь введена многоуровневая система  подготовки специалистов, которую сегодня  успешно реализуют 165 вузов.

     Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты.

     В-третьих, по объему и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего  образования без преувеличения  теперь можно отнести к одним  из лучших в мире. Студенты ВУЗов, обучаясь таким предметам как история, философия, социология, история искусств, религиоведение, уже в процессе образования сталкивается с философскими идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими примерами подвигов народа и его отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д. [6].

     Творческое  мышление в вузовском обучении - первейшая современная задача. В  молодые годы вероятность получения  наиболее значимых научных результатов  принципиальной новизны и фундаментального характера оказывается максимальной.

     Для того чтобы наука и образование  не утратили своего положения в обществе и развивались, необходимо привлекать молодое поколение. И главная  роль здесь принадлежит государственному регулированию этих процессов.

Информация о работе Анализ ценностных ориентаций современной молодежи