Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:25, курсовая работа
Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.
Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.
Сегодня
со всех сторон доносятся упреки молодежи
в аморальности, в отказе от традиционных
для россиян ценностей, в меркантилизме
и т.п. Насколько справедливы эти
упреки? Как показывает проведенное
российскими социологами
В
процессе трансформации российского
общества в 1990-х годах понятие
воспитания почти исчезло из сферы
отечественного образования и молодежной
политики, из деятельности СМИ. Стала
предаваться забвению проверенная
практикой идея о том, что составляющими
гражданского становления человека
являются трудовое, патриотическое и
нравственное воспитание. Но очень
скоро выяснилось, что эти направления
в работе с молодежью не могут
игнорироваться. Что же происходит
с нашей молодежью в начале
XXI века? Какие жизненные ценности,
социальные установки предпочитают
молодые люди, на какие образцы
они ориентируются?
Прежде
всего, следует отметить, что у
подавляющего большинства молодежи
(70%) есть главная цель жизни. Нет
её только у 9,0% молодых людей (21,0% над
этим не задумывались) [42]. На поставленный
в открытой форме вопрос, в чем
заключается эта главная цель,
мечта жизни, были получены ответы,
приведенные в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение
главных жизненных целей
Жизненные цели | % ответивших |
иметь хорошую семью | 11,3 |
получить хорошее образование | 13,9 |
устроиться на хорошую работу | 12,0 |
иметь свою квартиру | 6,3 |
заработать много денег | 3,4 |
обеспечить будущее детям | 6,9 |
открыть свой бизнес | 2,0 |
жить в достатке | 9,6 |
приобрести дорогие вещи | 21,3 |
Как
видно, для современной российской
молодежи свойственны и духовно-
А
также по результатам исследования
видно, какие ценностные суждения являются
более значимыми: "свобода —
то, без чего жизнь человека теряет
смысл" (70,5%), "человек должен иметь
те доходы, которые заработал честным
путем" (67,6%), "мое материальное
положение в настоящем и
Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо" (53,9%) "в жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс" (49,4%), "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [42].
Для молодого поколения наименее значимыми ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [42].
Исследования
показали, что главными жизненными
ценностями молодежи являются семья, друзья
и здоровье, затем следуют: интересная
работа, деньги и справедливость (значение
последней ценности в настоящее
время возрастает). Замыкает семерку
главных жизненных ценностей
религиозная вера [11].
Следует
подчеркнуть, что российская молодежь
ориентирована в большей
Однако
убеждение молодых россиян в
том, что бедность — справедливый
удел тех, кто не обеспечил свое материальное
благополучие, отнюдь не является проявлением
их жестокости или эгоизма. Здесь
мы имеем дело с явлением более
глубокого порядка — сломом коллективистско-
Таким
образом, базовые ценности современной
молодежи в трансформирующем обществе
отражают изменения, происходящие в
них на протяжении последних 20 лет.
Следует подчеркнуть, что молодежь
ориентирована в большей
Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1960-е - первой половине 1970-х гг., ценность интересной работы у молодежи была на первом месте, ее выбирало не менее 2/3 респондентов; теперь она на четвертом месте. Это обусловлено, в частности, тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).
Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.
Система
ценностей человека является «фундаментом»
его отношения к миру. Ценности
- это относительно устойчивое, социально
обусловленное избирательное
Академик Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения» [10]. Речь идет о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью.
Не
так давно появилась
Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; дивиантно-деликвитный; образовательный [4].
Возрастно-
Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно-переходным характером молодежи, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически.
Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, — все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром и т.д.
Образовательный фактор является, пожалуй, самым позитивным, поскольку связан с системным процессом образования, в которое помимо специальных профилирующих дисциплин включаются аспекты гуманитарного образования, которое имеет огромное значение в деле формирования ценностных ориентаций молодежи [2].
В недавнем прошлом успех воспитания оценивался по тому, насколько удалось старшему поколению передать детям накопленный опыт, знания и ценности, но сегодня этого явно недостаточно, так как детям предстоит жить в мире, существенно отличном от мира их родителей. Необходимо не только передать молодым опыт, но воспитать в них самостоятельность, инициативу, профессионализм и социальную ответственность, т. е. те качества, которых так не хватает предшествующим поколениям [7]. Сегодня приходит понимание того, что молодежь не только объект воспитания, но и субъект социального действия, что требует принципиально иного типа социальной политики, одним из мест реализации которой становятся учебные заведения.
Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в социуме для востребованности образованных, талантливых людей. Отвечая потребностям изменившегося российского общества, новая парадигма образования должна быть не на словах, а на деле ориентирована на человека. Для этого необходимо, особенно при формировании новых структур, изучать ценностные ориентации индивидов, являющихся потенциальными ее объектами воздействия. Кроме того, влияние моральных факторов на развитие общества, как отмечают многие российские ученые, стало ощущаться сейчас намного сильнее, чем раньше. Проблемы ценностных ориентации личности связаны с динамикой их приоритетов в процессе развития общества.
Информация о работе Анализ ценностных ориентаций современной молодежи