Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 15:56, реферат
Задание: Для анализа отклоняющегося поведения мною был выбран молодой человек в возрасте 15 лет.
Санкт – Петербургский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет
психолого – социальной работы
Анализ
отклоняющегося поведения
Выполнила студентка 3 курса
Очной формы обучения
Алёхина
Диана
Проверила
Доцент
Волкова Вероника Вячеславовна
САНКТ – ПЕТЕРБУРГ
2011 год
Для анализа отклоняющегося поведения мною был выбран молодой человек в возрасте 15 лет.
Схема анализа.
А. Оценка отклоняющегося поведения.
1. психологический вид отклоняющегося поведения: антисоциальное поведение, подростковый вандализм.
2. степень выраженности: рисует граффити практически каждый день.
3. стадия сформированности: в возрасте 11-12 лет начал интересоваться хип-хоп культурой и граффити.
4. данное отклоняющееся поведение несет в себе протест против социальных и культурных норм и развлекательные мотивы.
5. в общественном сознании вандализм предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением.
6. обладает примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и его сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже.
7. первые мысли
о создании граффити пришли
после изучения хип-хоп
8. в настоящее
время молодой человек
9. обычно предшествует данному поведению ссора с окружающими людьми, желание уйти в себя.
10. психо – физическое состояние: утверждение личности и мотивы творчества;
11. реакция окружающих отрицательная.
12. данного поведения может не быть при наличии окружающих людей, при которых стыдно совершать такие поступки.
13. проявление
вандализма провоцирует
14. ущерб от граффити рассматривается по сравнению с другими разновидностями вандализма и насильственными преступлениями, представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные проявления девиантного поведения.
15. самому молодому человеку нравится создавать специфические надписи, сделанные в стиле "хип-хоп" и принадлежащие к соответствующей подростково-молодежной субкультуре.
Б. Конституционально – биологические предпосылки отклоняющегося поведения.
- эмоциональность,
- пониженный фон настроения,
- импульсивность,
- сензитивность,
- ригидность.
В. Индивидуально – личностные особенности.
- несформированность ассертивного поведения,
- непродуктивные способы совладания со стрессом,
- отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил,
- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию.
Г. Социально – групповые условия, поддерживающие отклоняющееся поведение.
- отсутствие поддерживающей группы сверстников,
- низкий личный статус в референтной социальной группе (в школе),
- общественная незанятость,
- проблемная компания,
- отсутствие близких друзей.
Заключение
Вандализм - одна из форм разрушительного поведения. Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 13-14 лет. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже. По данным исследований большинство вандалов находятся в кризисной ситуации. В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социально-психологических исследований. Низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий являются одним из важнейших факторов подросткового вандализма. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом, намного снижают вероятность вандализма у подростков, имеющих другие неблагоприятные факторы. Поэтому борьба с прогулами, ликвидацией пробелов в знаниях является существенным фактором в профилактике подросткового вандализма.
Ущерб окружающей среде и оборудованию наносятся не из-за осознанного желания разрушить, а вследствие пренебрежительного отношения к нормам поведения, отсутствия заботы к окружающей природе и аккуратности, соображений личного удобства, отсутствия культуры воспитания и неуважения к тому, что сделано руками человека, продуктам человеческой деятельности. Отличительной чертой этих действий является то, что вандалы не осознают последствий своего поведения и не испытывают никакого чувства ответственности.
Шаг первый: Воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности, является основой предупреждения актов вандализма. Формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, городу, дому, школе, семье во многом способствуют аккуратности и соблюдению порядка, как во внешнем виде, так и во всем окружающем, нетерпимости к разрушениям и порче.
Шаг второй: Организация досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Администрацией школы должны приниматься меры по открытию спортивных секций, кружков и привлечению к занятиям в них широкого круга учащихся, особенно из детей «группы риска».
Шаг третий: на уроках истории города следует прививать любовь к своему городу, его славному прошлому, рассказывать о невосполнимых потерях, которые приносят разрушения памятников архитектуры и зодчества, на громадные средства, затраченные на восстановление и реставрацию церквей. Какой ущерб приносят метрополитену граффити, порча сидений, обшивок, разбитые стела. О том, как влияют на эмоциональное состояние людей выбитые стекла на уличных остановках, перевернутые урны, разбросанный мусор, разбитые стекла витрин, неработающие таксофоны, какие материальные и человеческие ресурсы тратятся на поддержание порядка и ликвидацию последствий актов детского и подросткового вандализма.
Шаг четвертый: Беседы на тему сохранности школьного имущества, большом материальном ущербе, который приносят школе шалости и намеренная порча школьного инвентаря, информация о стоимости школьного имущества и трудности при устранении ущерба за счет школьных средств, безусловно, заслуживают внимания. Однако наиболее эффективным способом воздействия на потенциальных вандалов остается проявление внимания к каждому случаю разрушительного поведения. Следует выявлять виновных учащихся, анализировать их проступки, обсуждать и принимать меры к устранению порчи и последствий разрушения самим виновным или возмещения материального ущерба его родителями.
Борьба с вандализмом, пока еще ведется недостаточно активно. На низком уровне остается профилактика со стороны различных общественных структур, административных органов и органов правопорядка, а как следствие отсутствие наказания.
Профилактика
вандализма должна осуществляться в
комплексе превентивных мероприятий,
проводимых государственными и общественными
структурами, прежде всего направленных
на недопущение преступлений против общественной
нравственности, общественного порядка
и собственности. При этом основными сферами
такой профилактики должна быть общественность,
семья, образовательные учреждения. Равнодушие,
замыкание «в себе» способствует еще большему
распространению противоправных действий
со стороны нарушителей и разрушителей.
Не оставаться безучастными ко всякого
рода их деяниям задача каждого.
Использованная литература:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр "Академия", 2003. – 288 с.