Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;
4. Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);
5. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье
1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности
1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье
1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1
Понятие безнадзорности и
1.2
Причины детской
1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье
1.4
Социальный портрет
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и иных форм отклоняющегося поведения и развития. Контингент безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству.
Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.
Анализ причин роста безнадзорности среди детей и подростков свидетельствует о том, что ее истоки лежат, прежде всего, в семье (безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки; длительное невнимание родителей к интересам и проблемам своего взрослеющего ребенка; приобщение подростка родителями к спиртным напиткам, наркотикам и др.), а также в организации и проведении профилактической деятельности социальных учреждений и служб по месту жительства.
Учитывая
важность профилактической деятельности,
специалисты разных областей знаний
затрагивают ее различные стороны.
В научных исследованиях
Безнадзорность и беспризорность в семье современным российским обществом оцениваются как факторы, создающие общенациональную (общегосударственную) угрозу.
По различным данным, на сегодняшний день беспризорных детей, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства в России значительно больше, чем было в послереволюционный и послевоенный периоды.
Так, по данным государственной, статистики, в 2004 г. в стране насчитывалось 1 млн. 573 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 546 тыс. безнадзорных и беспризорных детей и лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев, жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, 2 млн. детей нигде не учились и не были заняты общественно-полезным трудом. По данным социологов, в стране насчитывалось 422 тыс. неблагополучных семей, в которых проживало 770 тыс. детей и подростков. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации было оглашено, что половина российских детей живет в семьях, оказавшихся за чертой бедности и имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за не обеспечение нормальных условий жизни своим детям 36 тыс. родителей лишены родительских прав, сотрудниками органов внутренних дел задержано 120 тыс. детей, а сколько ушли в беспризорники - никто не знает, так как до сих пор в стране отсутствует единый банк данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей.
Однако
до сих пор многие актуальные вопросы
профилактики остаются нерешенными, а
действующая система
Методологической основой исследования являются положения о сущности и роли социальной среды, ее влиянии на развитие личности; о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе социального формирования подростка; о социально-культурной воспитательной среде, обеспечивающей процесс социального воздействия на детей и подростков; об основных направлениях социальной политики и др.
Теоретическими
основаниями и
Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;
4. Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);
5. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.
Объектом настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность в семье.
Предметом данного исследования является профилактика безнадзорности и беспризорности в семье.
Для
проверки гипотезы и решения поставленных
задач был использован комплекс
методов, адекватных объекту и предмету
исследования: теоретические (анализ философской,
социологической, психологической, педагогической
и научно-методической литературы по
проблемам исследования, сопоставительный
анализ различных концепций и
программ превентивной деятельности,
анализ содержания нормативно-правовой
документации социальных учреждений,
служб по месту жительства в профилактической
деятельности; изучение и обобщение
опыта работы специалистов школы, социальных
учреждений, служб по месту жительства
и семьи; анализ и синтез содержания
их программно-методических материалов);
эмпирические (наблюдение, в том числе
включенное, беседа, анкетирование, тестирование,
формирующий педагогический эксперимент;
метод независимых характеристик; биографический
метод; метод «Работа над случаем»; контент-анализ;
метод экспертной оценки).
ГЛАВА I.
БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ
КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1
Понятие безнадзорности
и беспризорности
в семье
Безнадзорность детей и подростков – это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на социализации подрастающего поколения.
Понятие
«безнадзорность» прочно вошло в
психологию, педагогику, социологию и
юриспруденцию, перешло в категорию
междисциплинарных и полностью
вошло в область реальной социально-педагогической
практики. В социологии она связана
с комплексом проблем в социально-
Закон
РФ «Об основах системы
Безнадзорный ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет с родителями, сохраняет связи с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей.
Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует.
Изучение
возрастного состава
1.2
Причины детской
беспризорности
Происходящий
в последние годы очевидный рост
детской беспризорности, так называемого
социального сиротства, ставит перед
исследователями и
Беспризорные - это дети, лишенные присмотра, внимания со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Беспризорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и под угрозой атрофии и разрушения.
Хотя
пока еще нет достоверных данных
о точном числе беспризорных детей
в Тюмени по России часто называется
цифра 220 тыс. человек), анализ имеющейся
информации показывает, что о единовременном
замере на улицах города, в подвалах
и подъездах Москвы, можно обнаружить
не менее 70-80 тысяч детей, как часто
утверждается в средствах массовой
информации, а на порядок меньше.
Тем не менее. В ЦВИНП за год
доставляется около 6 тысяч преимущественно
не москвичей. Кроме того, примерно
такое число детей -москвичей, ведущих
уличный образ жизни
Последние социологические опросы беспризорных детей проводились в нашей стране в 20-30 годы. В связи с отсутствием такой информации возникает много ошибочных или вполне правомерных суждений, объясняющих причины детской беспризорности. Среди таких интерпретаций, выделяю три: