Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;
4. Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);
5. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье
1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности
1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье
1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1)
одаренные подростки, не
2)
нормальные подростки,
Вторая
группа – «проблемные» подростки. К
ней можно отнести подростков,
равнодушно относящихся к учебе
и школе, для которых характерны
периодические нарушения
Ко второй группе следует отнести следующие подгруппы:
1)
подростки, имеющие какие-либо
проблемы, мешающие им и их
окружению в самореализации: из
семей «группы риска»; имеющие
проблемы во взаимоотношениях
с родителями; имеющие проблемы
во взаимоотношениях с
2)
подростки, относящиеся к
Третья группа – «педагогически запущенные» подростки. «Педагогически запущенный» это – подросток, который не получил (недостаточно получил) соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей. Такая запущенность обусловлена, прежде всего, отсутствием (недостатками) воспитательно-образовательной работы с подростком, следствием которых является его социальная несформированность (недостаточная в формировании) личности подростка, ее отдельных сторон как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями являются недостаточное развитие, невоспитанность, упущения в развитии и воспитании, непосещение школы (необученность), низкая успеваемость и, как следствие, отсутствие или недостаток запаса знаний, низкая мотивация к обучению, не сформированные навыки и активность в обучении. Выделяют следующие основные подгруппы «педагогически запущенных» подростков:
1) запущенные в развитии;
2) запущенные в воспитании,
3) запущенные в обучении, комплексная запущенность.
Четвертая группа – подростки, склонные к девиации (правонарушениям). Под девиацией понимается поведение подростка, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. Независимо от средства или способа ухода от реальности целью девиации является «бегство» от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Именно таким образом, подростки стремятся снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции. Причинами девиации подростков являются: социальное неблагополучие семьи (в том числе и материальное), чувство социальной неполноценности, несправедливости, утрата позиций в социально значимой для них группе, наличие в ближайшем окружении лиц, употребляющих наркотики и многое другое. В эту группу входят три подгруппы:
1)
подростки с девиантным
2) подростки с делинквентным поведением;
3) подростки с аддиктивным поведением.
Нередко безнадзорный подросток может сочетать в себе характеристики нескольких групп. Любая из них имеет различную выраженность в зависимости от особенностей подростков, от времени безнадзорности, от адаптивности к среде и др. Как правило, подростков, склонных к безнадзорности, относят к трудновоспитуемым.
Представленная классификация свидетельствует о том, что в целом причиной подростковой безнадзорности выступают социально-педагогические факторы (ослабление социальной роли семьи как воспитателя, самоотстранение родителей от воспитания своих детей, ошибки школьного воспитания, негативное влияние окружающей среды, недостаточная развитость системы воспитательной работы с подростками и родителями по месту жительства и др.), что диктует необходимость совместной ее профилактики.
Изложенное
диктует необходимость изучения
социально-педагогических факторов, порождающих
безнадзорность. Социально-педагогическая
профилактика понимается как система
мер, направленная на выявление социально-
Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление ее последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.), в котором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нем, в частности, указывается на необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности.
В
психологии, педагогике, социальной педагогике
нет единого определения
В курсовой работе рассматривается понятие взаимодействие в социально-педагогическом аспекте.
В социальной педагогике – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи, способ самоактуализации и саморазвития участников взаимодействия. Оно, как правило, рассматривается в социальной педагогике между социальным педагогом и ребенком, между социальным педагогом и родителями или лицами их замещающими, между ребенком и семьей, между специалистом и клиентом.
В социально-педагогической литературе раскрыты отдельные аспекты сущности, содержания взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности.
Систематизация
изложенного позволила прийти к
следующему пониманию социально-
Субъекты взаимодействия определяются средой места жительства. Здесь преимущественно реализуется обучение, осуществляются воспитание, досуг и самореализация подростков. Микросоциум места жительства – территория гражданского общества, где формируется личность ребенка (подростка), он является школой становления будущего гражданина, где закладываются основы социализации личности, охватывает то место, где живет ребенок (подросток) и его семья, где он реализует себя, где удовлетворяет свои интересы и потребности. Микросоциум места жительства может ограничиваться небольшой территорией (двор, ближайшая улица, школа и др.), а также может включать большую территорию (район, квартал, места скопления подростков и молодежи и др.). Он может быть организованным и неорганизованным.
Профилактика безнадзорности и беспризорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; Детские Дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.
Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определенной категории подростков свои функции и на своем уровне решает определенный круг социально-педагогических задач. Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обусловливает наличие в его характеристике двух сторон – дифференциации и интеграции.
Совместные
усилия субъектов взаимодействия в
профилактике безнадзорности направляются
к реальным объектам. Объектами влияния
субъектов взаимодействия являются
дети и подростки, проживающие на
определенной территории, закрепленные
за ней, их родители или лица их замещающие.
Цель и задачи взаимодействия субъектов
профилактики безнадзорности изложены
в ФЗ «Об основах системы
Изучение опыта профилактической деятельности субъектов по месту жительства позволило выявить содержание взаимодействия. Оно включает интеграцию усилий каждого, направленную на оздоровление психологического климата семейного воспитания и повышение воспитательной роли родителей или лиц их замещающих, мотивацию обучения, стимулирование духовного, нравственного и физического развития подростков, организацию их целесообразного досуга, защиту их прав. В процессе взаимодействия реализуются широкие социальные функции (защитная; профилактическая; восстанавливающая; коррекционно-развивающая; оздоровительная; компенсаторная).
Основу эффективности взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности составляют принципы. Реализация их требования обеспечивает наиболее полную интеграцию усилий всех субъектов профилактики безнадзорности по месту жительства. Изучение специфики реализации взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности, позволили выделить следующие принципы: принцип территориальности; принцип педагогизации среды; принцип открытости воспитательной среды; принцип субъектности; принцип уважения личного достоинства подростка. Представленные принципы взаимосвязаны между собой и представляют систему принципов. Она требует учета требований каждого принципа в процессе взаимодействия.
Изучение
различных подходов к определению
эффективности взаимодействия субъектов
профилактики безнадзорности по месту
жительства позволило выявить качественные
характеристики, критерии их оценки и
показатели: сотрудничество основных
субъектов по месту жительства в
профилактической деятельности (желание
участников взаимодействия к профилактике
безнадзорности по месту жительства;
доступность информационной базы о
подростках и их семьях; заинтересованность
участников взаимодействия в решении
проблем безнадзорного