Беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности в семье, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье. И для достижения поставленной цели является необходимым в рамках данного исследования решения следующих задач:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности в семье;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Рассмотреть семью как дезадаптирующий фактор беспризорности и безнадзорности в семье;
4. Составить социальный портрет беспризорника (безнадзорника);
5. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности в семье.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие безнадзорности и беспризорности в семье
1.2 Причины детской беспризорности и безнадзорности
1.3 Семья как дезадаптирующий фактор безнадзорности и безнадзорности в семье
1.4 Социальный портрет беспризорника (безнадзорника)
ГЛАВА II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И БЕСПРИЗОРНОСТИ В СЕМЬЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

кабанчику на память от Суши).docx

— 65.10 Кб (Скачать документ)

  При всей неоднозначности жизни, ее экономических, социальных и политических катаклизмах  и, соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящей ценностью, приоритетом государственной политики и семейных отношений остается ребенок, его воспитание, формирование его  нравственных, моральных, этических, гражданских  качеств, его личности.

  Общеизвестно: семья - это тот самый первичный  коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная наука рассматривает  семью двояко: как исторически  конкретную систему взаимоотношений  между супругами, между родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между  собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

  Ковалев СВ. предлагает такое видение проблемы успешного семейного воспитания: «Во-первых, наличие семьи, как единого  целого и психологической общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми  членами семьи. В-третьих, оптимальный  воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между  родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов  воспитания»[8].

  Именно  в такой последовательности видит  С.В. Ковалев факторы, способствующие эффективности семейного воспитания. Мы думаем, что первичным может  быть только психологическая общность членов семьи, все остальное вторично, производно: и культурная общность, и единые доходы, и стандарты к  воспитанию и воспитания, и многое другое.

  При этом довольно трудно развести «нормальный  семейный климат» и «оптимальный воспитательный климат». Думается, что  эти вещи взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Что касается «воспитательных воздействий», то в семье нужны не воздействия, а налаженная система общения, в  основе которой все та же формула  Макаренко А.С. - любовь, доброта, уважение.

  Искусство строить, корректировать, развивать  семейные отношения как раз заключаются  в том, чтобы накапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции  отрицательные, избавляться от негативного  опыта.

  Формирование  личности под влиянием семьи, ее психологической  организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка.

  Именно  на ранних стадиях развития, под  влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными  факторов, возникает и неблагоприятное  для дальнейшего развития психологическое  новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая  в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все  более отклоняется от нормы, и  аномальное качество, укрепляясь в  системе личности, продолжает прогрессивность  уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали  его к жизни.

  Анализ  условий и механизмов возникновения  и развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее  поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное  сходство социально-психологических  условий жизни в родительской семье.

  Дело  заключается в той атмосфере, которая окружает детей, характере  общения с родителями, в психологических  характеристиках этих отношений, а  именно - атмосфере непонимания и  неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формирует ребенка в процессе его жизни и деятельности родительская любовь, и часто, путь этого формирования оказывается не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым[9].

  Привлечь  к анализу некоторых неблагоприятных  типов семейных отношений, позволяющих  увидеть причину семейной дезорганизации и установить ее связь с различными составляющими личности ребенка, старались  многие исследователи. Но, описывая ту или иную патологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченных  явлений с факторами, которые  их детерминируют.

  К примеру, И.А. Горковая, выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи. По сути, автор создает некую иерархию степеней сплоченности, с помощью которой можно проследить определенную взаимосвязь между устойчивостью и полнотой структуры семьи и положением ребенка[10].

  По  результатам исследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейной дезорганизации соответствует определенный тип определенного родительского поведения.

  А.И. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении  ребенка», включает в число проблемных семей те, в которых психологические  напряжения не только не находят своего разрешения, но и имеют тенденцию  к нарастанию, затрагивая как сферу  отношений, так и психологическое  состояние людей, в том числе  детей, которые ее составляют[11].

  Для целого ряда исследователей, достаточным  основанием отношения семьи к  неблагополучной становиться тот  или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающий определенный вид родительского  контроля:

  автократический,авторитетный,демократически - попустительский, разрушительный, безудержный, игнорирующий.

  Действительно, для современной семьи особенное  значение имеет сфера межличностных  взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения  экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с  детьми. Косвенно об этом свидетельствует  статистика разводов, а также утверждения  о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей  способности управлять процессом  воспитания и прививать детям  положительные качества.

  При выявлении личностных склонностей  к конфликту особенно важен учет личностного, субъективного фактора. Личностный, субъективный фактор в  развитии негативных семейных отношений  накладывает специфический отпечаток  на семейный микроклимат, на возможности  супругов улаживать разногласия, на те способы, к которым они при  этом прибегают, а главное, на положение  детей, обязательно втягиваемых  в орбиту конфликтных отношений.

  Это мнение соответствует современным  подходам к семье, как к единому  целому, подвижной динамической системе, в которой эмоциональные состояния, чувства каждого, будь то взрослого  или ребенка, не только не несут на себе печать целого, но обязательно  сами воздействуют на состояние всей семьи[12].

  Неблагоприятные черты личности возникают при  недостатке любви, когда создается  некий эмоциональный вакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в  теплые эмоциональные отношения, не получают необходимого для них «витамина» положительных эмоций, словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

  В свою очередь, привязанность - это эмоциональный  вид общения, позитивная установка  на объект, зависимость от него. Это  эмоциональной коммуникации, основанной на удовлетворении взрослыми формирующихся  потребностей ребенка в безопасности и любви[13].

  Для современной семьи особое значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере  отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также, утверждение о  том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей  способности управлять процессом  воспитания и прививать детям  положительные качества, что в  свою очередь, подготавливает почву  для безнадзорности.

  Эмоциональный строй интимных близких отношений  людей, связанных родственными узами, всегда сложен и противоречив. В  семейной жизни любовь переплетается  с неприязнью и независимостью, единство взглядов с несогласием по многим вопросам бытия. Такое переплетение противоположных, но не взаимоисключающих  аспектов характерно для отношений, как взрослых, так и детей. Чем  богаче люди внутренне, духовно, тем  разнообразнее спектр переживаний, которые характеризуют их отношения  друг с другом, тем больше они  находят выходов из состояния  конфликта и борьбы, а значит и  выработки механизмов взаимной адаптации  и принятия друг друга. В такой  ситуации можно вести речь о стабильности семьи или взаимного притяжения. Мало того, считать, что возникающие  конфликты становятся своеобразной движущей силой развития отношений, закономерным и естественным элементом  жизни семьи.

  Напротив, люди с обедненным интеллектом, неразвитые духовно и морально, а потому озлобленные, капризные, эгоцентричные, властные, ригидные, себялюбивые, обладают наивысшим коэффициентом  семейной дезорганизации, склонны намеренно  провоцировать столкновения и ссоры, обострять возникающие разногласия  и, тем самым, становиться постоянным генератором конфликтных напряжений, как бы «обволакивая» себя ими  в любой обстановке, всегда.

  А потому, при выявлении этих личностных склонностей к конфликту, особенно важен учет именно личностного, субъективного  фактора, поскольку от него зависит  приобретение психотравмирующих ситуаций хронического, затяжного характера, как раз и вызывающего нарушения, как в развитии супружеских отношений, так и в становлении личности ребенка.

  Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает  специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов управлять разногласиями, на те способы, к которым они при этом прибегают. А главное, на положение детей, обязательно  втягиваемых в орбиту конфликтных  отношений.

  В основу развития отношений в семье  в сторону конфликта, накладывают  неизгладимый отпечаток на весь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного  поведения детей, лежит и личностный субъективный - «родительский» и даже собственно «детский» фактор, черты  и свойства характера членов семейного  сообщества в целом, они обуславливают  выбор тех способов поведения  в семье, которые направлены на поддержание  и эскалацию конфликта.

  В основу предлагаемого деления на типы положено наличие противоречий, складывающихся и развивающихся  в семье по поводу разных сторон внутрисемейной жизни и отдельных  явлений окружающей действительности. Основанием для деления на типы выступает  конфликт членов семьи:

  А) друг с другом;

  Б) с принятыми в обществе педагогическими  нормами, методами, подходами;

  В) с нормами морали и нравственного  поведения;

  Г) общественными ценностями установками, ориентациями.

  В этом отношении, все как одна, неблагополучные  семьи содержат не только какие-то отличительные  черты, но и такие, которые объединяют их между собой и сближают друг с другом, исключая тем самым из разряда нормальных. Это - антагонизм членов семьи друг с другом; к  воспитательным и социальным нормам. Именно этим обусловлен тот факт, что  между безнадзорными подростками  и неблагополучной семьей существует прямая зависимость.

  1.4 Социальный портрет  беспризорника  

  Детская безнадзорность одна из наиболее значительных проблем, характеризующих неблагополучия в российском обществе. Сегодня, появилась  значительная по масштабам категория  детей и подростков, у которых  уже атрофированы или разрушаются  связи с семьей.

  Семья - базисная основа формирования личности. Р1менно здесь начинается процесс  индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, принятых обществом. Известно, что семья  оказывает значительное влияние  на ребенка, больше чем среда сверстников, средств массовой информации.

  Не  случайно в фольклоре всех цивилизованных стран популярные пословицы и  поговорки о семье, смысл сводится к тому, что отсутствие семейного, домашнего воспитания не может быть компенсировано ни каким воспитанием.

  Увы, российская семья как социальный институт переживает сегодня не лучшие времена, престиж семьи катастрофически  падает. Незащищенная, не имеющая экономических  и нравственных тылов семья - это  одно из самых уязвимых мест нашего общества, его «ахелесова пята».

Информация о работе Беспризорность