Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 09:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение путей занятости молодежи.
Введение
1. Молодежь и безработица…………………………………………………..5
1.1. Специфика молодежного рынка труда…………………………………..5
1.2. Дискриминация молодежи на рынке труда………………………………9
1.3. Последствия безработицы………………………..……………………..12
2. Пути трудоустройства молодежи………………………………………16
2.1 Деятельность государственной службы занятости…………………….16
2.2 Содействие профессиональному самоопределению молодежи……….20
2.3. Альтернативные пути трудоустройства молодежи ………………….24
Заключение
Список литературы………………………………………………………………
2) Дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Обратная сторона этого вида дискриминации - концентрация дискриминируемых групп на работах, для которых у них слишком высокая квалификация.
3) Дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда.
4) Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.
Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально-экономической ситуации.
Оказавшись в результате рыночных реформ наименее защищенной частью трудовых коллективов, молодежь страдает от различных форм социальной дискриминации: незаконные увольнения, штрафы, использование неоплачиваемого труда молодежи, особенно младших возрастных групп, в период продолжительного испытательного срока, без твердых гарантий предоставления им впоследствии постоянной работы, принимают по отношению к молодым работникам массовый характер. Более половины молодежи заняты неквалифицированным трудом, у многих выполняемая работа так или иначе связана с криминалом, производится в неблагоприятных, зачастую опасных психофизиологических условиях, без четкого ограничения рабочего времени.
По
всему вышесказанному можно сделать
следующий вывод, что реформированная
сфера труда не принесла молодым россиянам
ожидаемой свободы в профессиональном
самоопределении. Они попали в новую зависимость
на этот раз от работодателей и акционеров,
чья деятельность не ограничена развитыми
механизмами социальной защиты. В этих
условиях более половины молодежи не способны
защитить свои права самостоятельно, помочь
в этом случае может только государство.
1.3 Последствия безработицы
Существует ряд эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Некоторые ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Как считает Г.Н. Соколова различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы10.
Среди
эмоциональных последствий
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.
Существует несомненная связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением, многие заключенные в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Мало известно о «пороге терпимости», когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.
Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.
Еще не установлен полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.
Ю.А. Зубок предполагает, что многие молодые люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится11.
Многие молодые люди не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования.
Молодые люди, при поиске работы рассчитывают на:
- личные связи;
- государственную службу занятости;
- обращение к работодателю;
- объявления;
- организацию собственного дела;
- коммерческую службу занятости;
Исходя из этого, можно сделать следующие выводы о последствиях безработицы в России:
1. Работа
для человека продолжает
2. Сформированная у человека система трудовых мотиваций определяет поведение человека в момент потери работы.
3. Система
мотивов труда определяет
4. Страх
перед безработицей не
Почти вековая история развития государственных служб занятости в рыночных экономиках убедительно доказала их способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных к вызовам времени. Именно поэтому ни одно государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса данного института. В условиях либеральных рыночных реформ в России для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения в 1991 г. была создана Федеральная служба по труду и занятости.
Как
говорится в Федеральном
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
2) органы
исполнительной власти
3) государственные учреждения службы занятости населения12.
Деятельность государственной службы занятости населения РФ направлена на:
1) оценку
состояния и прогноз развития
занятости населения,
2) разработку
и реализацию программ, предусматривающих
мероприятия по содействию
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление
социальных выплат гражданам,
признанным в установленном
6) осуществление
контроля за обеспечением
Услуги,
связанные с содействием
Т.Я. Черкашина в истории становления и развития Государственной службы занятости в России выделяет несколько этапов:
– первый этап (с апреля 1991 до середины 1995 г.);
– второй этап (с середины 1995 до 2001 г.);
– третий этап (с 2001 до 2004 г.);
– четвертый этап (с 2004 до 2007 г.);
– современный этап, начавшийся с 1 января 2007 г.13
Анализ деятельности Государственной службы занятости населения РФ, с апреля 1991 г. до октября 2007 г., позволяет утверждать, что:
- с апреля 1991 г. до середины 1995 г. Государственная служба занятости переживала стадию подъема, расцвета;
- период со второй половины 1995 г. и до конца 2000 г. – стадия падения статуса Государственной службы занятости в результате сокращения обращения безработных как основному каналу трудоустройства, что объяснялось недостаточным финансированием и ужесточением условий постановки на учет безработных граждан;
- 2001 – год распада существовавшей системы службы занятости, связанный с упразднением Государственного фонда занятости; 2002 – 2004 гг. – стадия наведения порядка в организации деятельности Государственной службы занятости, подъема ее рейтинга, как результат положительных сдвигов в финансировании программ активной и пассивной политики занятости;