Безработица молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение путей занятости молодежи.

Содержание

Введение
1. Молодежь и безработица…………………………………………………..5
1.1. Специфика молодежного рынка труда…………………………………..5
1.2. Дискриминация молодежи на рынке труда………………………………9
1.3. Последствия безработицы………………………..……………………..12
2. Пути трудоустройства молодежи………………………………………16
2.1 Деятельность государственной службы занятости…………………….16
2.2 Содействие профессиональному самоопределению молодежи……….20
2.3. Альтернативные пути трудоустройства молодежи ………………….24
Заключение
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Безработица молодежи1.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

     - 2004–2006 г. – период стабилизации развития службы занятости, что объяснялось принятием важных документов, передавших ряд полномочий Центра на уровень регионов;

     - 2007 – год усовершенствования механизмов эффективности деятельности органов по трудоустройству.

     Большое значение имеет развивающаяся в  службе занятости система профессионального  обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Как полагает М.А. Москвина профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации14.

     По  мере развития рыночных отношений и  конкуренции, ускорения перестройки  отраслевой структуры занятости  ценность общеобразовательной и  социальной подготовки работника неизбежно  возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опят подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления а активную трудовую деятельность.

     Таким образом, можно сделать вывод, что государственная служба занятости занимается усовершенствованием механизмов эффективности деятельности органов по трудоустройству молодежи, что позволяет молодежи вступать трудовую деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Содействие профессиональному самоопределению молодежи

     Профессиональное  становление личности начинается еще  во время учебы в школе –  именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы  оторваны от реальных проблем, которые  молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно.

     Стремясь  всемерно содействовать успешному  профессиональному самоопределению  молодежи, служба занятости активно  использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных профессиональному становлению личности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятия профессионального самоопределения. Самоопределение - важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов15. Периодизация профессионального становления:

     - стадия оптации (12-17 лет) – подготовка  к сознательному выбору профессионального  пути;

     - стадия профессиональной подготовки (15-23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;

     - стадия развития профессионала  (от 23 лет) – вхождение в систему  межличностных отношений и профессиональных  общностей и дальнейшее развитие  субъекта деятельности.

     Согласно  данной периодизации процесс профессионального  самоопределения наиболее успешен  на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия  значительно менее эффективны.

     Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. По мнению О.Дубовой, в целях облегчении ситуации и экономии государственных средств, служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны.16

     Сегодня многие высшие учебные заведения  не готовы учитывать реальные перспективы  трудоустройства своих выпускников, необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства).

     На  последних курсах учебных заведений  силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов.

     Весьма полезен в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системы профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки. Их назначение – повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могут быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационно – обучающие курсы, групповые занятия в бизнес-клубах с ориентацией на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности.

     Очень важное направление снижения негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов  – развитие систем профессионального  отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает лишь незначительная часть выпускников вузов, обучающихся за счет бюджета. Как считает Т.Бабушкина, низкая заработная плата работников бюджетной сферы делает работу в ее организациях непривлекательной для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они часто трудоустраиваются в коммерческие структуры. Иными словами, государство оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы, работодатели же практически в ней не участвуют.17

     Каждый год в службу занятости молодые люди приходят за помощью в трудоустройстве. Часть из них составляют выпускники школ, училищ, техникумов и вузов, которые в год окончания учебного заведения не смогли продолжить учебу или найти работу.

     Исходя из этого, можно сделать вывод, что хотя молодежь быстрее находит работу, чем люди старшего поколения, однако, в процессе трудоустройства им часто приходится переучиваться и менять профессию. Избежать этого помогает тесное сотрудничество учебных заведений и службы занятости, которое позволяет еще до окончания учебного заведения сориентировать выпускников.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Альтернативные пути трудоустройства молодежи

     Сегодня работа для студента – получение  практического профессионального  опыта, новых знаний и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа – возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

     Молодые люди зачастую не имеют активной позиции  в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В  немалой степени это связано  с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

     Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду. Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда. Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.

     В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано  о возможностях поиска работы. При  этом играют роль как пассивная позиция  в поиске работы, так и определенного  рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

     В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях.

     Существует  несоответствие между тем, какие  специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, считают Н. Богдан и Е.А. Могилевкин, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей18.

     В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

     Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором учебные заведения  будут заключать с предприятиями  прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

     Молодым специалистам предлагается ряд эффективных  методов поиска работы:

1) Рассылка резюме потенциальным работодателям.

2) Объявление в СМИ или обращение по объявлениям фирм-работодателей.

3) Участие в ярмарках вакансий.

4) Обращение в службы занятости.

5) Использование рекомендаций родственников и знакомых.

6) Рассылка резюме потенциальным работодателям.

     Резюме - развернутая «визитная карточка»  потенциального сотрудника, значение которой часто недооценивают. А  ведь именно с чтения резюме начинается «знакомство» работодателя с претендующим на вакантную должность специалистом. Как говорится, «у вас не будет второго шанса произвести благоприятное первое впечатление».

     Чтобы свести к минимуму возможность получения  отказа, задача соискателя — произвести самое благоприятное впечатление и дать максимально полное представление о себе: желаниях, интересах, способностях, не указанных в резюме. Пригодятся и документы: резюме, копии дипломов, свидетельства и сертификаты, подтверждающие квалификацию, и рекомендательные письма.

     Ярмарка вакансий - мероприятие, на котором  происходит непосредственный контакт  работодателей и тех, кто может  быть заинтересован в работе. Одно из преимуществ ярмарки - возможность  установить визуальные контакты с несколькими работодателями.

     Государственное отделение занятости дает право  безработному стать на учет, и даже получать ежемесячное пособие. Городские  отделения занятости населения  располагают большим объемом  информации о наличии вакантных  мест на предприятиях с соответствующими, заработной платой, условиями работы, условиями профессионального роста. По мнению Б.М. Генкина система профессиональной ориентации стала неотъемлемой частью государственной политики занятости, поскольку в современных условиях очень важны быстрое реагирование на потребности рынка труда и индивидуальный подход к каждому безработному19.

     Использование деловых связей родственников и  знакомых. Старый, но приносящий результаты способ. До сих пор в нашей республике некоторые организации приглашают новых сотрудников по протекции.

     Наш свободный рынок труда отличается от западного по многим параметрам. В частности, у российских молодых соискателей рабочего места по сравнению с их европейскими сверстниками, сильно завышены личные амбиции. Если на Западе большинство хочет устроиться в небольшую компанию, чтобы там набраться опыта и, если удастся, обеспечить место для карьеры, то россияне мечтают сразу о крупной корпорации, где, как им кажется, гарантированы высокие зарплаты и быстрое карьерное продвижение.

Информация о работе Безработица молодежи