Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 12:18, биография
Макс Вебер родился в 1864 в городе Эрфурт, в Германии. Работал
профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена.
Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история
древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии
конца 19 века, социология религии и методология общественных наук,
экономика и юриспруденция, философия и этика.
Биография Макса Вебера
Макс Вебер родился в 1864 в городе Эрфурт, в Германии. Работал
профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена.
Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история
древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии
конца 19 века, социология религии и методология общественных наук,
экономика и юриспруденция, философия и этика.
Несколько слов необходимо сказать об общей тенденции трудов Макса
Вебера, для которой характерна эволюция от историко-экономических проблем к
вопросам общей социологии. Условно можно выделить три периода в творчестве
философа.
Творческие периоды
Первый период (до 1898) - до творческого перелома, связанного с
расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную
карьеру, начав работать как историк хозяйства и права. Существовала
исторически сложившаяся школа как права, так и хозяйства, и Вебер
придерживался этой школы. Однако, он критически подходил к тенденции
объединения науки, искусства и этики, считая, что наука имеет не ценностный
характер. Для первого периода творчества М. Вебера характерен интерес к
науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в
средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением
средств производства. Последнее М. Вебер считает важным для возникновения
современного капитализма. Заболевание началось в 1898 году и в продолжении
четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы
Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.
Второй период (1903-1910). После болезни, в 1902 году он начинает
интересоваться методологическими вопросами. Безусловно, его личный кризис
повлиял на его создание теории капитализма. М. Вебер придерживался точки
зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть
истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим
эгоистическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накапливать
капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы,
необъяснимые
защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое
время. В начале 20 века бурно стали развиваться такие философские течения,
как позитивизм и материализм. В это время для Вебера характерны попытки
сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека,
действующего не только под эгидой эгоизма, но и как человека способного к
действию ради действия. По свидетельству жены философа Марьяны, Макс Вебер
делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается, специфический вид
рационализма пронизывает экономику и политику, определяет отношения
человека к природе, отношения между людьми, причем господство
рационализма растет вместе с развитием техники и науки. В 1910 году М.
Вебер обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие
ценностей западного общества.
В третьем периоде (1910-1920) своего творчества М. Вебер занимался
разработкой рациональных основ религии, пытался проанализировать все формы
религии и те способы действия людей, которые они порождают. Что является
особенностью профессиональной этики? Как она возникла? Как ее можно
объяснить? Эти и подобные им вопросы волнуют М.Вебера в этот период его
жизни.
Работы
По
мнению ряда исследователей
работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в продолжении
которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и
проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и
религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905
г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин
возникновения современного капитализма.
Другие
основной работой Вебера
работа представляет собой один проект, осуществленный в двух вариантах.
Первый вариант написан в 1910-14 годах, другой - в 1919-20 годах. Обе части
остались незавершенными автором, они представляют собой набросок будущей
книги. Первая часть посвящена особенностям западного развития капитализма,
вторая - историческим вопросам. При этом социализм, понимаемый как
рациональный, считается составной частью западного развития. Рациональный
капитализм и рациональный социализм являются двумя альтернативами, в
которых развивалось общество.
Но сердцем философского наследия М.Вебера считаются работы, связанные
с хозяйственной этикой и социологией религии. По мнению самого философа,
социология занимается пониманием конкретных исторических событий,
действительности, она должна устанавливать общие правила, но это не цель, а
средство, ибо идеал естественных наук отвергается как неприемлемый.
Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера.
Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными
действиями, толкуя и понимая эти действия через объяснения. Таким
образом, социальные действия - это предмет изучения. Толкование,
понимание ( метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем
самым понимание является средством объяснения.
Среди социологов, в чьих теоретических построениях проблема
социального конфликта занимает доминирующее положение при объяснении
социальных процессов и изменений (Вебер входит в их число), приняты
следующие постулаты:
1. Каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные
изменения ( вездесущи.
2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и
конфликтом, социальный конфликт ( вездесущ.
3. Каждый
элемент в обществе вносит
свой вклад в его
изменение.
4. Каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают
к подчинению других.
Проблематика конфликта пронизывает все три главные направления
творчества Макса Вебера ( социологию религии, социологию политики и
социологию экономической жизни, непосредственно связанные между собой…
Проблематика конфликта в социологии политики.
Наиболее
очевидным образом
социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических
форм господства( подчинения или форм осуществления власти: традиционной,
харизматической и рациональной. При анализе властных отношений для Вебера
основное значение имеют не столько акции насилия, сколько сами механизмы
согласия с властными полномочиями. По его мнению страх за жизнь и имущество
являются не единственными основаниями принятия власти. В различных
политических системах проявляются различные сочетания материальных и
идейных интересов, побуждающие людей к согласию с властями или, наоборот, к
протесту против них. По мере исторического развития цивилизации
вырабатываются все более сложные формы взаимоотношений индивидуумов и
власти, общественных структур и политических институтов.
Подробно все это расписано в учении Вебера о типах легитимного
господства, то есть такого господства, которое признается управляемыми
индивидами. Как писал Вебер, -“господство означает шанс встретить
повиновение определенному приказу”. Кроме этого, господство предполагает
взаимные ожидания того, кто приказывает и того, кто повинуется этому
приказу, ожидая что приказ будет иметь тот характер, который ими
воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает анализ
легитимных типов господства, причем начиная его с рассмотрения возможных
типических типов уступчивости. Вебер выделяет три разновидности подчинения
ставя им в соответствие три типа подчинения.
Традиционный тип господства-подчинения
Первый
тип легитимного господства
Этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом
отношении традиционное господство основано на вере не только в законность,
но даже в священность издревле существующих порядков и властей.
Чистейшим
типом такого господства
государство. Это общество, которое предшествовало современному буржуазному
обществу. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со
структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и
устойчивым этот тип легитимности.
Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господина домашних
чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. В отличии от других
видов господства, именно личная верность служит здесь основанием для
назначения на должность, а также для продвижения по иерархической
лестнице. Для традиционного господства характерно отсутствие формального
права и, соответственно, отсутствие требования действовать «невзирая на
лица»; характер отношений в любой сфере сугубо личный.
Различие между рациональным способом управления (и рациональным типом
государства) и способом управления в традиционном обществе Вебер показывает
путем сравнения современного западного чиновника с китайским мандарином.
Мандарин,
в отличие от управленца
неподготовленный к делам управления человек. Такой человек не управляет