Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 12:18, биография
Макс Вебер родился в 1864 в городе Эрфурт, в Германии. Работал
профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена.
Диапазон интересов и научной деятельности необычайно широк: история
древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии
конца 19 века, социология религии и методология общественных наук,
экономика и юриспруденция, философия и этика.
предпринимателей и высших квалифицированных слоев рабочих.
Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если
среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди
протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к «буржуазному» образу жизни
больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным
складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.
Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в
политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и
религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо
другой «господствующей» группе… концентрируют свои усилия в области
предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с
гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.
Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение социального
статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что действительно
существуют объективно-
наиболее обеспеченных слоев населения, он все же склоняется к тому, что
причину различного поведения следует искать в сложившемся «стиле жизни», а
не только в историко-политическом положении. Под духом капитализма Вебер
понимает следующие: «комплекс связей, существующих в исторической
действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом
зрения их культурного значения».
В
качестве примера «философии
скупости» Вебер приводит
Бенджамина Франклина В его понимании идеальный человек - «кредитоспособный,
добропорядочный, долг которого рассматривать приумножение своего капитала
как самоцель». На первый взгляд речь идет о чисто эгоистичной, утилитарной
модели мира, когда «честность полезна только потому, что дает кредит». Но
высшее благо этой этики в наживе, при полном отказе от наслаждения. И,
таким образом, нажива мыслится как самоцель. В данном случае речь идет не
просто о житейских советах, а о некой своеобразной этике. Так же можно
сказать, что такая позиция является прекрасным этическим основанием теории
рационального выбора. Вебер считает, что честность, если она приносит
кредит столь же ценна как и истинная честность.
Вебер
замечает такую характерную
капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно
обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало
именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе,
деление на классы, но не было нацеленности на рациональную
организованность труда. Так, южные штаты Америки были созданы крупными
промышленниками для извлечения наживы, но там дух капитализма был менее
развит, нежели в позднее образованных проповедниками северных штатах.
Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на «традиционный» и
«современный», по способу организации предприятия. В различии отношения к
труду и состоял основной конфликт между «современным» капитализмом и
«традиционным». Для того, чтобы наиболее ярким способом показать суть этого
конфликта, Вебер приводит пример с введением сдельной оплаты труда на
сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят
сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая
интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать
производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и
соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы
привлекало человека, порожденного «традиционным» капитализмом, гораздо
менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое
отношение к труду.
Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый
избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но
низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду. Даже чисто
в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях,
когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая
заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех
случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном
оборудовании. То есть там, где необходимо и развитое чувство
ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы
самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может
сложиться лишь в результате длительного воспитания. Таким образом,
радикальное различие между традиционным и современным капитализмом не в
технике, а в человеческих
ресурсах, точнее, отношении человека
к труду:
|Традиционный человек
|Работает, чтобы жить |Живет, чтобы работать |
|Профессия -бремя
|Простое производство
|Не обманешь- не продашь |Честность -лучшая гарантия |
|Основной вид деятельности - |Основной вид деятельности - |
|торговля
«Идеальный» тип капиталиста, к которому приближаются некоторые
немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: «ему чужды
показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ
аскетический образ жизни, сдержанность и скромность». Богатство дает ему
иррациональное ощущение хорошо исполненного долга. Поэтому этот тип
поведения так часто осуждался в традиционных обществах, «неужели нужно всю
жизнь напряженно работать,
чтобы потом все свое богатство
унести в могилу?»
Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о
том, что капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или
иного религиозного учения и видит практически в любом влиянии церкви на
хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со
стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли
и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав
победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время
сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства
только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть
использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то,
что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.
Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно
сложно. К торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно
сдержано, считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым.
Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались
задобрить Бога, посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег,
передаваемых как при жизни, так и после смерти.
Вебер
проводит глубокий анализ
деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что
программа этических реформ никогда не стояла в центре внимания кого-либо из
реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и
деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием
религиозных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в
значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для
самих реформаторов.
Он
также проводит
английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело
свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм.
Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии
рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом
утверждении находит
подтверждение центральный
противоположность католицизму, отвергающий пренебрежение мирской
нравственностью с высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских
обязанностей так, как они определены для каждого человека его местом в
жизни. Тем самым обязанность становится его призванием. То есть
декларируется равенство всех профессий перед Богом.
Основные значимые догматы протестантизма:
1. Человек изначально грешен.
2. До
начала жизни все
3. Знак о том, спасен ты или нет, можно получить лишь совершенствуясь
в своей профессии.
4. Послушание властям.
5. Отрицание
превосходства аскетического
6. Примирение со своим местом в мире.
Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и
человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть
неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным.
Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный
долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно
обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель -
трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради
самих денег.
4. Список использованной литературы:
1. М. Вебер «Избранные произведения», М.: Просвещение, 1990.
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред.
Проф. В.И. Добренькова. ( М.: Гардарика, 1998. ( 432 с.