Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть социальный и исторический аспекты благотворительности в России.
Для достижения цели работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды благотворительности,
- дать классификацию видов благотворительности,
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность благотворительности 6
1.2. Виды благотворительности 7
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 11
2.1. Классификация благотворительных организаций: 14
2.2. Социально-исторические критерии благотворительности 16
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
2
Титульный лист
Тема: Благотворительность в России: социальные и исторические аспекты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и сущность благотворительности
1.2. Виды благотворительности
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
2.1. Классификация благотворительных организаций:
2.2. Социально-исторические критерии благотворительности
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы благотворительности или филантропии в истории культуры России определяется современными социокультурными процессами, в которых после длительного перерыва обозначилась тенденция к возрождению этого социального явления. Вместе с тем, пока данная тема находится на периферии научного познания, сводится преимущественно, к проблемам установления и реконструкции исторических фактов филантропии, и не исследуется как социокультурный феномен.
Во второй половине XX века исследователи стали констатировать тот факт, что духовная культура в России переживает своего рода кризис, в то время как материальная, выражающаяся в достижениях научно-технического прогресса, набирает стремительное ускорение в своем развитии. Исследование феномена благотворительности становится в связи с этим весьма актуальным. С «банкротством» духовности стали связывать колоссальную деформацию историко-культурного сознания, не только захватившую духовную культуру, но и изменившую отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали. К тому же, феномен благотворительности элиминирован из учебников по гуманитарным дисциплинам и не включен, таким образом, в образование и воспитание современной личности.
В этих условиях возрастает роль историко-культурологического обоснования благотворительности, которая способствует укреплению отношений между различными социальными слоями общества. Без исследований такого рода проблема оптимизации человеческих отношений теряет своё фундаментальное антропологическое и социальное значение. Выход из сложившейся ситуации многие современные авторы находят в культивировании благотворительности, на которую возлагается надежда на возрождение духовности.
Актуальность исследования проблемы феномена благотворительности определяется и другими социокультурными явлениями. Во-первых, в современной России происходит осознание и активное освоение историко-культурного наследия прошлых столетий, и включение его в современное культурное пространство. Во-вторых, процесс переосмысления идеологических ориентиров, гуманистических принципов сопровождается тем, что общественное сознание освобождается от ряда чуждых нравственным традициям человечества представлений. Среди них отказ от искажённого восприятия благотворительности, господствовавшего в недалеком прошлом. В нашей стране разрыв с традициями филантропии произошёл более восьмидесяти лет назад, когда даже само понятие «благотворительность» практически вышло из официального употребления. Его гуманистическое содержание игнорировалось, и оно обычно ассоциировалось с религиозной деятельностью, которая также подвергалась преследованию.
На современном этапе развития российского общества, стоящего на пути духовного возрождения, всё большее внимание уделяется проблемам, связанным с изучением и сохранением регионального культурного наследия. Поэтому исследование феномена благотворительности может способствовать реализации задачи духовного возрождения и росту национального самосознания.
Отечественная историография благотворительной деятельности в нашей стране насчитывает сотни наименований: от фундаментальных исследований до публицистических выступлений в периодической печати.
Цель курсовой работы – рассмотреть социальный и исторический аспекты благотворительности в России.
Для достижения цели работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды благотворительности,
- дать классификацию видов благотворительности,
- рассмотреть социально-исторические аспекты.
Работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В процессе написания данной курсовой работы было использовано 14 источников литературы.
В самом общем виде благотворительность – оказание безвозмездной помощи. По определению Д. Берлингема, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни».
Под понятие благотворительности сегодня попадают и пожертвования, и спонсорство, и меценатство, и социальная ответственность, и социальные инвестиции, и даже в большей своей части частно-государственное партнерство.
Немалую роль в неоднородности понимания термина "благотворительность" играет и устоявшаяся культурная традиция России, где благотворительность была долгие века делом духовным, а потому сакральным и жертвенным.
Так, "корпоративная благотворительность" приобрела свое название скорее за неимением другого определения социальной деятельности коммерческих организаций. Это явление, опирающееся на традиции шефства и социальных программ организаций советского времени, широко распространено, но в настоящий момент переживает стремительные изменения. Именно этими изменениями вызван интерес бизнеса к понятиям и технологиям социальной ответственности, социального партнерства, социальных инвестиций и т. д.
Итак, сегодня, термин "благотворительность" обозначает весь спектр социальной активности компаний. Именно поэтому стимулирование благотворительности проводится одновременно в нескольких направлениях.
Корпоративная благотворительность – добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социальных проектов – собственных или других организаций. При этом сфера вложения средств не имеет прямой связи с основной деятельностью компании.
В отличие от бизнес-структур, для которых благотворительность – дополнительная деятельность, не связанная напрямую с существованием самой компании, для благотворительных фондов это основная деятельность. Можно сказать, что фонды профессионально занимаются благотворительностью и ничем больше. Источником средств для фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Ряд фондов существует на проценты с капитала или ценных бумаг (их называют фондами местного сообщества, что является калькой английского community foundation). Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды (Благотворительный фонд "ЛУКОЙЛ").
Частная благотворительность – наиболее распространенный вид благотворительной деятельности, она заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели как денег, так и вещей, медикаментов, словом, любых ресурсов. Для фондов такая благотворительность является источником значительных, если не основных средств. Если корпоративные благотворители сам выбирают социальные задачи под свои средства (часто этот выбор определяется интересами и вкусами руководства), то фонд откликается на имеющиеся в обществе острые проблемы и ищет средства их решения.
Кроме этого горизонтального деления благотворительности есть также деление вертикальное – по масштабам деятельности и объему средств. Так, крупные компании способны осуществлять систематическую поддержку науки, решать – в масштабах региона или страны в целом – проблемы в области образования и здравоохранения. Такие проекты носят характер социальных инвестиций. Средний и малый бизнес обычно поддерживает конкретные учреждения – детский дом, хоспис, общество инвалидов, ветеранов. Некоторые предприятия выделяют для помощи не деньги, а свою продукцию (продукты – для детского дома, приюта), либо услуги (строительная фирма помогает возводить храм).
Филантропия – слово греческого происхождения (philanthropia), означающее "любовь к людям". В словарях говорится, что "филантропия" – то же самое, что благотворительность, то есть это – полные синонимы. С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать "любовью к людям", то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью.
Меценатство. Изначально меценат – имя собственное. Гай Цильний Меценат был другом и советником императора Августа и прославился тем, что поддерживал начинающих поэтов. Конкретных примеров его деятельности до нас дошло не много, но о том, что таковая имела место, мы можем судить хотя бы по высказыванию Марциала: "Будь Меценаты у нас – и Вергилии сразу нашлись бы!". На первый взгляд, меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: меценат оказывает поддержку лишь проектам в области культуры, науки и искусства. Однако можно найти и более глубокое различие между благотворительностью и меценатством, лежащее в сфере мотивации. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.
Спонсорство – этот вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Между тем это не совсем верно. Благотворительность – безвозмездная помощь. Это означает только то, что компания не должна получать от этой деятельности непосредственной финансовой выгоды. Но это не значит, что от нее не должно быть вообще никакой пользы. Безусловно, в большинстве случаев спонсор продвигает свой брэнд за счет проводимых под его маркой благотворительных акций, и с точки зрения маркетинга, это не самое худшее вложение средств. Однако экономическая мотивация здесь не единственная. Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом. То есть спонсорская помощь налагает на получателя и некоторые обязательства.
Социальная ответственность бизнеса. Существует множество толкований этого понятия. В одних случаях акцент делается на том, как деятельность компании влияет на окружающую среду, а ее продукция – на потребителя, в других она понимается как добровольный вклад в развитие общества. Если суммировать эти определения и вывести из них нечто среднее, можно сказать, что социальная ответственность бизнеса – это добровольный, выходящий за рамки законодательного минимума вклад компании в развитие общества, включающий ответственность делового партнера, работодателя, гражданина и участника социальных отношений.
1.
1.
2.
Помощь ближнему была характерна для всех европейских народов, в том числе и для славян. Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища – эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. С принятием христианства традиции патронажа над слабыми и уязвимыми группами населения в обществе усилились, и на протяжении столетий организация социальных акций, ориентированных на оказание необходимой поддержки бедствующим людям, стала неотъемлемой частью социального контроля над нуждающимися. Традиционно стали выделяться два ведущих субъекта социальной помощи. Это государство и общественные организации различных форм, которые стремились строить систему общественного контроля в едином идеологическом и экономическом пространстве. Социальная деятельность последнего субъекта и получила название благотворительности[1].
Впервые в России данное понятие встречается у Н.М. Карамзина. Однако активное его использование начинается во второй половине Х1Х века, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Изначально под благотворительностью понимали проявление сострадания к ближним, негосударственную форму помощи нуждающимся. Энциклопедический словарь 1911 года характеризует благотворительность как самый элементарный, непосредственный и добровольный акт помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общества.[2] В.И. Даль видел в благотворительности прежде всего «делание добра, добродейство, благодеяние».[3] С.И. Ожегов в определении этого понятия выделяет следующие социальные особенности[4]:
1.безвозмездный и направленный на общественную пользу поступок (действие);
2. направленный на оказание материальной помощи неимущим».
В советское время, до 90-х годов ХХ века, в отечественной научной литературе данное понятие интерпретировалось как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе. Сегодня в России под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению предоставляемых услуг, по оказанию иной поддержки. Некоторые современные исследователи (например, Е.И. Холостова[5]) используют как синоним благотворительности понятие филантропия (от греческого слова «филантропос» – человеколюбие).
Информация о работе Благотворительность в России: социальные и исторические аспекты