Благотворительность в России: социальные и исторические аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть социальный и исторический аспекты благотворительности в России.
Для достижения цели работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды благотворительности,
- дать классификацию видов благотворительности,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность благотворительности 6
1.2. Виды благотворительности 7
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 11
2.1. Классификация благотворительных организаций: 14
2.2. Социально-исторические критерии благотворительности 16
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

750 Благотворительность в России.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Другое мнение связано с тем, что приходская благотворительность – это переходное звено между монастырской и «гражданской» системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой структурной организацией, приходы – открытая система. В общине избирался староста, на котором лежало множество функций, в том числе раздача денег нуждающимся, строительство богаделен и т.д. «При этом приход составлял и административную единицу, и податную, и земскую, и территориальную. В нем соединялись все местные дела, в нем сосредоточивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Поэтому естественно, что древнерусские приходы сделались также и органами древней русской благотворительности».

Приходы не ограничивались только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, но в своей деятельности они сохранили традиции  «первых духовных учителей Русской Православной Церкви», практика которых была связана с просвещением. В приходах эта деятельность реализовалась не только в передаче «духовного» знания, но и основ грамотности, воплощая на практике идею организованной поддержки своих членов.

Милостыня традиционно рассматривалась как одна из древнейших форм оказания помощи ближним. Она может быть направлена как на представителя своего родового пространства, так и на члена другого рода. Анализируя древнейшие формы помощи, отечественный исследователь В. Герье отмечал: «Милостыня есть самая первобытная форма благотворения. Она подается и у кочевников в пустыне, и в густо населенном городе».

В христианстве данная форма благотворительности переосмысливается с учетом его ценностных ориентиров, становится частью социально необходимого поведения для христианина. Субъект помощи в таком поступке не только реализовывал свою религиозно-нравственную потребность в милосердии, но и приближался к очищению души от «скверны». В этом контексте милостыня выступала как некий катарсис, в основе которого лежали жалость и сострадание, а сами такие поступки постепенно становились как бы частью литургии обыденной жизни. По мнению Отцов Церкви, милостыня приносила прощение грехов, которые совершал христианин. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». В дальнейшем ритуал милостыни пронизывает все сферы общества, выражая общепринятые формы массового единения перед определенным законом; становится показателем христианской культуры поведения.

Как видно из вышесказанного, понятие «милосердия», как одной из главных христианских ценностей, было реальным ориентиром, определяющим поступки верующего человека. Милосердие выступает как способность человека к сочувствию и готовность к оказанию помощи, поддержке страдающего. В этом случае благотворительность может являться производным от него понятием, фиксирующим социальное действие по реализации определенных общественных или частных усилий  этой  помощи, поддержки. Таким образом, можно с полной уверенностью определить эти два понятия как социокультурные ценности.

Когда говорят о сочувствии, сопереживании и сострадании, то имеют в виду присущую людям способность со-переживать, со-страдать, со-чувствовать. Потребность всемирного объединения, по выражению Ф.М. Достоевского, была последним «мучением» людей; христианская идея в интерпретации Вл. С. Соловьева выражала именно слияние всего человечества в единую и неразделенную вселенскую церковь. Три кита нравственности – стыд, жалость и благоговение – подразумевают альтруизм, сочувствие, сострадание. Милосердие традиционно ассоциировалось с этим понятийным рядом, вбирая в себя и чувство стыда, которое онтологично человеку: я стыжусь, следовательно, существую.

Здесь предполагается постоянное нравственное беспокойство, постоянный суд над собой. А тяга к другим порождает естественное стремление проникнуть в их внутренний мир. Не только познать сходство, общность с ними, но и понять, прочувствовать, каким видят, чувствуют и воспринимают мир другие люди. Сочувствию и состраданию надо учить и учиться. И здесь опять на ведущие позиции выходит милосердие, порождающее, в более широком понимании, такую позитивную деятельность, как благотворительность. Приходить же на помощь может только тот человек, у которого сформированы соответствующие ценности. Поэтому философия любви В.С. Соловьева, основанная на положении о том, что человечность проявляется в переживании любви и в преодолении эгоизма, рассматривается как аксиологическая концепция помощи и поддержки. Она проповедует необходимость духовно-нравственной составляющей социального здоровья субъекта, за которым стоит общество в целом.

В современном семантическом ряду традиционных ценностей благотворительной деятельности, наряду с милосердием, стоит такое понятие, как эмпатия (сопереживание, сострадание). Оно обозначает искреннее стремление личности к оказанию помощи, поддержке, защите окружающих людей.

Никто сейчас не сможет составить стопроцентный прогноз дальнейшего развития процесса благотворительности. Однако ясно одно: необходимо серьезное воспитание во всем обществе и в каждом человеке в отдельности такого важнейшего качества, как милосердие, и такой потребности, как благотворительность. Они соответствуют не только развитым характеристикам сочувствия и сострадания, но и человечности, любви в высоком философском смысле; способствуют объединению общечеловеческих принципов христианской нравственности: о спасении, духовности, любви к ближнему, представлений о грехе, стыде и совести, – с деятельной помощью нуждающимся людям.

Ни одно даже самое богатое государство в современном мире не в состоянии обеспечить решение всех проблем, которые существуют в обществе. Во всех без исключения развитых странах действуют многочисленные коммерческие и некоммерческие благотворительные организации и фонды, объединения волонтеров, призванные оказывать поддержку и помощь всем, кто реально нуждается в ней. Таким образом, жестко соблюдая принцип приоритетности государственных начал при создании конкретных социальных служб, два ведущих субъекта социальной защиты (государство и благотворительные организации) совместными усилиями обеспечивают прогресс общества в целом.

 

 


ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

2.          

2.          

3.          

В отличие от Запада, в России отношение к благотворителям двоякое: кто-то скажет "какой молодец!", а кто-то заинтересуется, откуда это взялись такие деньги. Кроме того, благотворителей зачастую подозревают в желании улучшить таким образом свою репутацию или отмыть неправедно нажитые капиталы. Поэтому зачастую люди предпочитают не привлекать лишнего внимания к своей благотворительной деятельности.

Затрудняют развитие благотворительности и несовершенные законы, в частности, система налогов и обложение налогом грантополучателей. Не каждый готов расплачиваться за свои благородные порывы, тем более что сумма налогов часто весьма значительная. Конечно, введение налоговых льгот значительно увеличило бы процент благотворителей.

Однако основная проблема заключается все же в огромном количестве бюрократических препятствий. "Можно сто раз говорить, что нам нужны такие льготы и сякие, но я не думаю, что это своевременно, - подчеркивает Мария Черток, директор Российского представительства британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия). - Потому что если кто-то опять будет неправильно использовать через эти налоги деньги и это станет известно - это будет очередной крах. Надо двигаться в сторону упрощения административно-бухгалтерской и юридической волокиты в этой сфере. Потому что, чтобы дать деньги на хорошее дело, нужно столько бумаг написать и столько оправдываться перед налоговой, почему это не заплатили и это, что легче вообще ничего не делать. У нас, конечно, очень бюрократизированная система и в этом тоже". [13]

Благотворительность в России нельзя пока назвать явлением повсеместным, отмечает Анастасия Акрамовская, директор по развитию CAF Россия. Однако, по ее мнению, тенденция к ее развитию уже наметилась. Даже, несмотря на кризис, продолжают создаваться новые частные фонды. При этом развивается благотворительность не только крупного, но и среднего и мелкого бизнеса.

Конечно, большое значение для развития благотворительности имеет духовный уровень и настроения всего общества. Однако и на общественный настрой тоже, в свою очередь влияет деятельность тех, кто уже решился на помощь ближнему. "Делай, что должен, и будь что будет", - советует основатель фонда "Династия" Дмитрий Зимин. Возможно, именно такой подход сделает благотворительность в России делом не только почетным, но и обычным.[14]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в осмыслении этого феномена - его исторических традиций, основных форм, перспектив развития. Все это обусловливает актуальность исследования благотворительности в современном обществе. В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа и сущность благотворительности как социокультурного явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Так, исследование данного феномена ведется историками, философами и т.д. Таким образом, можно заметить, что отсутствуют целостные исследования благотворительности в контексте социологического знания.

Активное развитие корпоративных социальных программ бизнеса и частных фондов в России в последние годы уже привели к увеличению доли исследований, посвященных благотворительности бизнеса. Среди наиболее серьезных работ последних лет можно назвать инициированные Ассоциацией менеджеров России в 2007 году «Доклад о социальных инвестициях в России» и исследовательский проект «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», а также исследование «Крупный российский бизнес: социальная политика и социальная ответственность», осуществленное Национальным инвестиционным советом совместно с Институтом комплексных социальных исследований РАН. Некоторые крупные компании также провели исследования для разработки и обоснования своей благотворительной политики в регионах присутствия. Если тенденция развития корпоративной социальной ответственности сохранится, то можно ожидать и дальнейшее расширение масштабов исследований в этой сфере, причем одним из приоритетных направлений может стать повышение эффективности благотворительных вложений[7].

В целом можно сказать, что постепенно спрос на комплексные исследования в сфере благотворительности растет. Появляются и новые субъекты, которые готовы выделять средства на их проведение. Однако состояние исследований благотворительности пока кардинально не изменилось. Наука еще отстает от практики, и остается надеяться, что этот разрыв будет преодолен, в том числе и усилиями программы «Благотворительность в России как социальный институт».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 2003.
  2. Бадя Л. В. Организация изучения проблем благотворительности и некоммерческого сектора в вузах России: современное состояние и перспективы // Благотворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2004.
  3. Благотворительность в России. - СПб.: 2003.
  4. Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования / Под общ. ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2005–2006; СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2006
  5. Георгий Ильичев, Что мешает благотворительности в России 2004.
  6. Грешнова Е. В., Боровых А. Э. Исследование эффективности проектов и программ благотворительных организаций // Благотворительность в России: Социальные и исторические исследования. СПб.: Лики России, 2005.
  7. Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878.– С. 3.
  8. Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878
  9. История Российского меценатства. Под Ред. Памбухчиянца О. В. М.: 2000.
  10. История социальной работы. Под ред. Артемьева О. П. М.: 2002.
  11. Орлова А.А. К.п.н., Публикации: «Современные социальные исследования благотворительности в России» (2001, в соавторстве), «Общественная активность петербуржцев и их участие в добровольных объединениях» (2004), «Российские грантодающие организации — опыт исследования» (2007).
  12. Ульянова Г. Н. Изучение истории благотворительности в России: тенденции и приоритеты (1989–2002 гг.) // Благотворительность в России: Исторические и социально экономические исследования/Под ред. О. Л. Лейкинда. СПб.: Лики России, 2005

 

 

Интернет-источники:

  1. Материалы сайта НП "Союз благотворительных организаций России" http://www.mosblago.ru/groups/page-14.htm
  2. Частная благотворительность в России: особенности, проблемы и перспективы, http://www.kapital-rus.ru/articles/article/174076

 

 



[1] См. Карташев А. Очерки истории Русской Церкви. М., 1993. – С. 128

[2] Энциклопедический словарь рус. библиографического института «Гранат». Т.6. М.,1911. – С 7.

[3] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - Т.1. М., 1978. – С. 94.

[4] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. – С. 56.

[5] См. Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1995.             

[6] Цит. по: Дерябин П. О христианском милосердии по учению Святых Отцов. М., 1878.– С. 3.

[7] Анна Орлова к.пс.н. Публикации: «Современные социальные исследования благотворительности в России» (2001, в соавторстве), «Общественная активность петербуржцев и их участие в добровольных объединениях» (2004), «Российские грантодающие организации — опыт исследования» (2005).


Информация о работе Благотворительность в России: социальные и исторические аспекты