Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть социальный и исторический аспекты благотворительности в России.
Для достижения цели работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и виды благотворительности,
- дать классификацию видов благотворительности,
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность благотворительности 6
1.2. Виды благотворительности 7
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ 11
2.1. Классификация благотворительных организаций: 14
2.2. Социально-исторические критерии благотворительности 16
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Общечеловеческий характер благотворительности как морального принципа подтверждается наличием этого явления в той или иной форме у всех народов во все времена и обсуждением этой проблемы во всех этических системах. В этом качестве благотворительность – моральная норма, связанная с общими для всех условиями человеческого общежития и регулирующая эти условия. В широком смысле слова понятие филантропии, или благотворительности, основано на абсолютизации любви особого рода – немотивированной, корыстно незаинтересованной, не делающей различия между другом и врагом, находящей ближнего в каждом встречном человеке. Именно жертвенная любовь к людям, выраженная в заповеди любви к ближнему, в христианском моральном учении занимает центральное место, а благотворительность является главным, определяющим принципом поведения истинного христианина.
История человечества неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.
В основе благотворительности лежит не государственное, не официальное, а личностное, неформальное начало. Принципы общественной и личной солидарности, взаимного понимания и взаимной поддержки качественно отличают благотворительность от государственных программ поддержки здравоохранения, науки, искусства, культуры в целом. Можно сказать, что благотворительная деятельность нередко компенсирует недостатки государственного управления, дефициты бюджетов, постоянное стремление «сильных мира сего» отдавать предпочтение расходам государства в ущерб социальным потребностям общества.
В настоящее время в большинстве государств, в том числе и в современной России, благотворительные организации входят в состав так называемого «независимого сектора», который образуется из организаций некоммерческого характера. Некоммерческая организация – это организация, чистый доход которой не подлежит распределению среди ее членов и управляющих ею руководителей. Поэтому благотворительные организации, являясь некоммерческими по своей структуре, все же могут получать прибыль от осуществляемой ими деятельности. Однако обязаны использовать ее на финансирование уставной деятельности, в первую очередь на дальнейшее развитие социальной помощи нуждающимся.
по источникам дохода различают организации, получающие часть доходов в форме дотаций и пожертвований, и организации, получающие большую часть своих доходов от продажи товаров и услуг;
по целям деятельности – организации взаимной выгоды (главная цель – защита интересов ее членов) и организации, осуществляющие деятельность, полезную для общества в целом (эти организации в полной мере можно называть благотворительными);
по способу управления организации бывают взаимные, управляемые собраниями их членов, и те, управление которыми осуществляет группа доверенных лиц или директоров.
Важную роль в развитии благотворительности в последние годы начинают играть так называемые волонтерские, или добровольческие, организации. Свое название они получили от слова «волонтер», то есть человек, делающий что-либо по своей воле, по вольному согласию, а не по принуждению. Таким образом, волонтеры – это люди, бесплатно работающие в государственных или частных организациях медицинской, образовательной сферы или социального обеспечения, согласно своим нравственным или религиозным убеждениям.
Однако большинство из них являются членами каких-либо добровольческих организаций, т.е. свободных союзов людей, объединенных определенным специальным интересом, отраженным в программе организации. Такие программы, как правило, предусматривают предоставление специальной помощи и услуг и основаны на трех основных принципах: защите общих интересов своих членов, вступлении только по личному желанию каждого, неправительственной, негосударственной сущности организации, хотя и возможно привлечение внимания государства к нуждам и особенностям их клиентов.
Добровольческие объединения (ассоциации) распространены сейчас во всем мире, а в последнее время их становится все больше и в России. К ним относятся: религиозные группы, миссии, объединения, членов которых связывают общие проблемы (Союз солдатских матерей и пр.) или увлечения (Общество защиты животных). Поскольку участие в таких ассоциациях добровольное, лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов объединения, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность руководства. Тем не менее, долговечность существования и эффективность деятельности волонтерских организаций зависят в значительной степени от качества руководства.
В современном мире существует огромное количество волонтерских, или добровольческих, организаций. По подсчетам экспертов, более 75% взрослых американцев входят по крайней мере в одну добровольческую группу. Обычно в таких объединениях отсутствуют твердая структура и система принудительной власти.
Программы деятельности благотворительных организаций направлены на помощь и поддержку своих клиентов. Поэтому способы реализации программ благотворительных организаций можно разделить на три группы:
материальная поддержка членов организации или тех, кого она опекает;
взаимопомощь и совместная организация досуга;
создание учреждений и служб помощи, в том числе образовательной, лечебно-реабилитационной, социально-психологической.
В современном мире существуют и коммерческие благотворительные организации. Основная причина их существования носит скорее экономический характер. Как правило, они создаются на средства частных лиц или крупных компаний с целью финансирования тех областей человеческой деятельности, которые определены уставом данной организации. Кроме того, в ряде стран существует льготное налогообложение тех предпринимателей, кто отчисляет средства на благотворительность. Этот факт, возможно, объясняет большое количество фондов и других благотворительных программ в США.
Таким образом, можно выделить следующие сущностные социально- исторические критерии благотворительности:
это особый вид общественных отношений, важный социальный институт и исторически сложившаяся форма проявления социальной активности, интегрирующая российскую культурно-историческую модель помощи. Основой существования благотворительной деятельности является наличие актуальных социальных проблем и выражение деятельного сочувствия и участия в их решении. Следовательно, благотворительность обусловлена объективной реальностью и субъективными намерениями человека, имеет свою историю и соответствующую перспективу развития:
это социально ориентированная, бескорыстная деятельность, вызванная альтруистическим стремлением личности содействовать благу других людей из любви и сострадания к ним. Она изначально несет в себе качества, преобразующие общество. Представляет важный источник формирования различных инновационных структур, видов и направлений социального жизненного процесса;
это некоммерческая, общественная деятельность, базирующаяся на принципах добровольности и общественной инициативы, социальным содержанием которой является помощь, защита, содействие объекту благотворительности на основе милосердия, альтруизма, признания прав человека;
это деятельность, которая опирается на инициативу, творчество и социальную ответственность граждан, представляя собой необходимый элемент совершенствования гражданского общества и способ самореализации личности, а также – один из путей преодоления взаимообособленности и разобщенности в межличностных интересах.
Морально-нравственной основой благотворительности на протяжении веков традиционно выступала система христианских ценностей как общечеловеческий аксиологический концепт поддержки нуждающихся. Заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» становится нравственным императивом, определяющим сущность поступка человека помогающего, его деятельной любви к ближнему. Таким образом, не только нравственная установка на любовь к ближнему, но и поступок являются основой мироощущения и мировоззрения истинного христианина. Любовь и деятельность представляют собой неразрывное единство, они понимаются не в своей самодостаточности, а только во взаимной связи. «Милость, – говорит св. Тихон Задонский, – есть плод любви неотлучной и всегда с нею сопряженный, как теплота с огнем, и как огонь теплоту, так и любовь милость создает»[6].
Помощь отождествляется в христианстве с таким ведущим ценностным ориентиром, как милосердие, которое по отношению к человеку выступает природосообразным качеством и свойством. «Все мы, люди, – говорит св. Иоанн Златоуст, – природою побуждаемся к милосердию; и нет в природе нашей столь доброго свойства, как сие свойство. Милосердие природа вложила во всех, даже в грубого и жестокого».
По этой логике, потребность помогать – часть не только «структуры» личности, но и ее духовного начала, в котором заложен «механизм» инстинктивного процесса оказания помощи. Этот «механизм», наряду с разумом, побуждает человека творить дела милосердия. Не случайно в канонических подходах содержание помощи раскрывается через следующий понятийный ряд: помощь = любовь = призрение (которое выражается в системе функций: питать – напоить – посетить – принять – успокоить – погребать – увещевать – научить – подать – молиться – прощать – не воздавать – врачевать – болезновать – вылечивать).- «Человек, – говорит св. Иоанн Златоуст, – всего более должен учиться милосердию, ибо оно-то и делает его человеком. Кто не имеет милосердия, тот перестает быть человеком. И чему дивишься ты, что милосердие служит отличительным признаком человечества? Оно есть признак Божества».
Одним из наиболее сложных вопросов в этом семантическом ряду является вопрос: почему милосердие есть ведущая ценность для личности? Ответ на него можно найти в организационно-практической системе конфессиональной помощи. Именно здесь сформировались ценностные ориентиры духовной практики.
Формы практической помощи менялись с каждой эпохой. Однако уже из древней истории мы знаем о той поддержке, которая оказывалась попавшим в беду соотечественникам храмовыми общинами. Об этом можно прочесть в Новом Завете, где повествуется о законе человеческой солидарности, имевшем место в христианских общинах, верных проповеди братства. Поддержка нуждающихся там рассматривалась как одна из форм выполнения религиозного долга и с первых лет христианства развивалась в двух основных формах: помощь через монастыри и помощь через приходы. Наряду с ними, существует и подаяние нуждающимся, направленное на предоставление материальной помощи из жалости и христианского сострадания к ближнему, которое осмысливается и интерпретируется в контексте христианской морали как милостыня.
Не случайно еще в средневековой Европе именно монастыри стали прибежищем обездоленных, больных и увечных. Первые общедоступные больницы появились при обителях, и в современных словах «медсестра» и «медбрат» («сестра милосердия» и «брат милосердия») сохраняется память о том, что первыми людьми, посвятившими себя благородной обязанности ухода за больными, были те, кто принял монашеский обет.
На Руси монастыри первоначально существовали как закрытые сообщества. Имея высокую культуру жизнеобеспечения, они представляли собой многофункциональную систему самоподдержки, в которой сформировалась особая технология самопомощи, связанная с организацией жизнедеятельности нуждающихся в важнейших ее сферах: общении, обучении, совместном проживании в общности, лечении, ведении хозяйства. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотворительной, «социальной деятельности». Они начинают выполнять три основные функции: лечение, обеспечение неимущих в виде оказания им помощи натуральными продуктами, обучение. Сообразно этим функциям, при монастырях существуют соответствующие институты поддержки.
Отечественные православные монастыри, в отличие от католических западноевропейских, не «специализируются» в каком-то одном виде помощи, а действуют многофункционально.
В меру своего понимания долга милосердия и имеющихся возможностей старались соответствовать образу «доброго христианина» и знатные дворяне в своих владениях, и состоятельные купцы, и все сколько-нибудь зажиточные прихожане христианской общины. Например, общество милосердия, которое появилось во Флоренции XIII века, считало своей главной задачей помочь выживанию страдающего: облегчить боль, накормить, одеть, приютить, при необходимости – похоронить. Любовь к ближнему стала не только призывом, неким абстрактным лозунгом, но и реальным условием выживания бедствующих, спасения их посредством определенных действий. Люди стали понимать, что отсутствие конкретной помощи может привести часть нуждающихся прихожан к немедленной гибели.
Существует два взгляда на развитие в России призрения и милосердия как ведущих социокультурных ценностей. Первый подход связывает развитие приходской системы помощи с периодом татаро-монгольского нашествия. (Приход – это низшая церковно-административная единица; церковь с причтом и содержащая их церковная община, прихожане). Разорение южных земель приводило к миграции населения на север, в глухие и защищенные природными условиями места. Поселения мигрантов начинали возводиться с храма, вокруг которого строились жилища. Так образовывался приход. Но, помимо административных функций, приход, согласно учению церкви, выступал в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих.
Информация о работе Благотворительность в России: социальные и исторические аспекты